Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
Vodafon +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
Lifecell +380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

Игумен Филлипп (Васильцев) (Италия)

 [Печать страницы]
|ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 2010г.|  |ДОКЛАДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ 2010г| |ФОТО 2010г|


Ваше Высокопреосвященство,
Ваше Преосвященство,
всечестные отцы, братья и сестры!

Сегодня я кратко расскажу о деятельности нашего Паломнического центра и о программах, которые были подготовлены нами на 2011 год. Таким образом мы продолжим тему паломничества к святыням италийским, которая вчера уже прозвучала в докладе настоятеля миланского прихода во имя святителя Амвросия Медиоланского протоиерея Николая Макара, посвященном 1700-летию Миланского эдикта и миланским святыням.


 Интерес православных людей к Италии – это явление объективное, и в последние годы он повышается, в значительной степени благодаря тому, что растет присутствие Русской Православной Церкви в европейских странах, в частности – в Италии. Духовенство наших заграничных приходов, осознавая свою ответственность перед растущим числом прихожан и важность этого исторического момента для судеб нашей Церкви, старается делать все возможное для устроения и поддержания полноценной, прочной приходской жизни в наших храмах. Центр приходской жизни, конечно, – Литургия. Но не последнее место в ней занимают и совместные мероприятия, и двусторонние паломнические проекты. Так, вчера владыка Марк отметил труды и наших священников, подвизающихся в Италии, – иерея Алексия Ястребова, настоятеля храма Святых Жен Мироносиц в Венеции, и иерея Андрея Бойцова, настоятеля неапольского прихода во имя святого апостола Андрея Первозванного. Они создали сильные, крепкие приходы и большое внимание уделяют паломнической работе.
Что касается Рима, то в 2008 году, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла (в то время митрополита Смоленского и Калининградского, Председателя ОВЦС), при приходе святой великомученицы Екатерины был создан Паломнический центр. Презентация его состоялась несколько позже, поскольку тогда все свои силы мы должны были сосредоточить на подготовке великого освящения нашего храма. Поэтому первым годом целенаправленной и полномасштабной работы центра стал 2010-й. Вероятно, с  некоторыми из тех, кто сейчас находится в этом зале, мы знакомы: многие уже побывали на нашем приходе, а кто-то участвовал вместе с нами в организации паломничества к Туринской плащанице. В апреле-мае при содействии паломнической службы нашего прихода более 600 паломников получили возможность поклониться величайшей христианской святыне.
Я имею честь предложить вашему вниманию листок нашей паломнической службы, который содержит краткую информацию об основных паломнических программах на 2011 год. Их восемь. Все они посвящены общепочитаемым святыням Неразделенной Церкви, которые находятся в Италии. Сразу отмечу, что две программы этого года получают особый статус. Это программа, ознаменованная днем памяти святого апостола Марка, и программа, посвященная 1600-летию со дня преставления преподобного Алексия человека Божия. Мы обратились с просьбой к владыке Марку, чтобы он возглавил паломничество к мощам апостола Марка с 7 по 14 мая, чтобы поклониться им в самый день памяти святого, 8 мая. День памяти святого Алексия человека Божия – 30 марта. Как вы знаете, его мощи пребывают в Риме, на Авентинском холме в церкви Сан Алессио, где располагался дом его родителей и где он сам жил. В день памяти преподобного предполагается отслужить Божественную литургию Преждеосвященных даров, которые будут принесены из нашего храма. Возможно, будут предусмотрены и некоторые дополнительные мероприятия, посвященные памяти преподобного Алексия человека Божия, празднования на уровне нашего прихода.
И еще на два пункта в паломническом листке мне хотелось бы обратить ваше внимание. Одна из задач деятельности Паломнического центра – это возрождение традиций и духа древнего паломничества. Примерно с VI века, со времени жизни святителя Григория Двоеслова (в римской традиции Григория Великого) известен древнейший обычай поклонения семи церквям Рима. Когда паломник прибывал в Рим, он должен был поклониться святыням, находящимся в четырех патриарших базиликах: в базилике Святого Иоанна Крестителя, в базилике Святого апостола Петра в одноименном ватиканском соборе, в базилике Святого апостола Павла за городскими стенами и в самой большой в мире базилике, посвященной Пресвятой Богородице, – Матери Божией Великой, где пребывают ясли Богомладенца Христа, привезенные из Палестины. Затем паломники направлялись в базилики священномученика архидиакона Лаврентия, святого мученика Севастиана и Честного Животворящего Креста. Вот тот древний путь, которым следовали паломники начиная с VI века, а возможно и раньше. Мы хотим предложить и современным паломникам пройти по этому маршруту, продолжить традицию, корни которой уходят в древность.
Кроме того, в мае совершается память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Министерство иностранных дел Украины по инициативе посольства Украины при Ватикане, совместно с приходами Русской Православной Церкви в Италии, готовит празднование этих дней, с повторением паломнического пути славянских первоучителей. Ведь когда они везли в Рим мощи священномученика Климента, они совершали и паломническое путешествие. Исследуя карты IX века, мы пришли к выводу, что их путь проходил, как сказано в житии святого Кирилла, через Венецию, где состоялся диспут с трехязычниками, через Равенну и Перуджу в Рим. Именно по этим точкам проходила граница тогдашней папской области. Во всех этих городах, где находятся  святыни Неразделенной Церкви, ныне действуют наши приходы. Этот паломнический путь завершится в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия в базилике Святого Климента, где пребывает частица мощей равноапостольного Кирилла. В этот день в Риме, как правило, собираются представители братских поместных православных славянских Церквей для совместного празднования дня памяти святого.

Я позволю себе сделать еще несколько замечаний, в качестве реплик к тем докладам, которые сегодня прозвучали. Интерес западного сообщества в святыням не только Русской, но и Украинской Православной Церкви возрастает. Ведь в Италии практически в каждой семье работает женщина с Украины или из Молдавии, которая помогает ухаживать за престарелыми членами семьи. На многих приходах Католической Церкви, оставаясь православными, заняты на разных работах наши соотечественники. Все это объективным образом способствует возрастанию интереса католиков к святыням Православия, находящимся в пределах Русской Православной Церкви. И не случайно за последнее время было организовано несколько паломничеств в Россию из небольших епархий Италии: из Катании (города на Сицилии) и из Амальфи. Так святыням Русской Православной Церкви поклонилось от 60 до 80 человек. Однако позже, анализируя эти поездки, я пришел к выводу, что организованы они были неправильно. Люди стремились посетить святые места, поклониться мощам угодников, чудотворным иконам и иным святыням, приблизиться к православной религиозной жизни, – словом, они хотели только паломничества, а поездки получились наполовину туристическими, потому что их принимали не наши церковные организации, а светские туристические. Поэтому, полагаю, Паломнический центр Украинской Православной Церкви должен тщательнее продумать детали и предложить программы, более приемлемые и для нас, и для этих паломников. Отказываться же от таких программ не следует. Я позволю себе небольшое отступление. В 1979 году на празднование дня памяти преподобного Сергия в Лавру прибыла паломническая группа из Италии, в составе которой был светский человек. Он присутствовал на богослужении, прослушал приветственное слово Патриарха Пимена, и это послужило началом определенного внутреннего процесса, изменения в его мыслях, чувствах, в его душевном устроении. Он подумал: «Если Церковь в период гонения может так открыто свидетельствовать о своей вере во Христа, значит, в этой Церкви пребывает Истина». Сейчас этот человек – священник Русской Православной Церкви в Италии, а ведь тогда он просто поехал в туристическую поездку. Поэтому стоит серьезно подумать об адекватных программах, которые помогли бы западным христианам побывать у наших святынь и не попасть в сложные конфликтные ситуации.

К вопросу о визах. Конечно, мы готовы делать приглашения, помогать людям в оформлении виз, пользуясь нашими контактами с МИД Италии. Но я настаиваю на том, чтобы эти наши приглашения поступали централизованно в Паломнический центр УПЦ, так как это у нас делается в Управлении по зарубежным приходам в Москве. Более того, в московском консульстве Италии ведется учет этих приглашений. И если появится привходящий номер, мне могут позвонить и спросить: «А кто этот человек?». Порядок в оформлении документов застрахует нас от того, что визы и приглашения будут делать третьи люди, которые не имеют отношения к православному паломничеству.
И еще одну тему, довольно грустную, я хотел бы затронуть. Паломничая на запад, мы должны понимать, что такие страны, как Италия, не являются канонической территорией Русской Православной Церкви. Но приезжая туда, вы всегда найдете поддержку на нашем приходе, сможете получить у нас необходимую информацию. Если вы сами договариваетесь – а такое бывает – о богослужении у святынь Неразделенной Церкви, которые ныне принадлежат Церкви Католической, то вы должны понимать, что через некоторое время у нас в Риме раздастся звонок и нас спросят: «А кто эти люди, которые просят нас о совершении богослужения?» Поэтому, конечно, в таких случаях вы должны заранее предупреждать нас о своих намерениях.
Кроме того, в Риме действует некая церковная группа, которая именует себя приходом Архиепископии Русской Православной Церкви в Западной Европе в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Ее возглавляет священник Русской Православной Церкви, временно запрещенный в священнослужении и находящийся под церковным судом. Эта община тоже время от времени служит на святых местах Рима и могут приглашать вас к сослужению, если вы вступаете с ними в прямой контакт. Этого делать нельзя. Мало того, члены этой общины нацелены на активную работу с украинскими и русскими паломниками. Это протоиерей Алексий Байков, Александр и Татьяна Сергиевские, Елена Данилевич и архидиакон Всеволод Борзаковский. Я был свидетелем, как в этом году и сидящие здесь люди имели с ними общение. С этими людьми не следует вступать в контакты по организации паломничества и тем более, принимать участие в совершаемых ими богослужениях. Относительно этого вопроса есть четкая позиция священноначалия нашей Церкви.
Пожалуй, я на этом завершу свое слово. Приглашаем совершить в следующем году паломничество в Италию.

Реплика из зала. В прошлом году мне пришлось отправлять в Италию людей, я нашел в интернете сайт Паломнического отдела, но, позвонив, почему-то попал на турфирму.
Ответ. Я объясню. Для того, чтобы не оформлять отдельное юридическое лицо, которое бы занималось паломничеством, с очень строгой в Италии финансовой ответственностью, мы заключили соглашение, так называемое письмо о намерениях, с фирмой Индако-тревел, сотрудники которой являются нашими прихожанами, на условиях, которые нам очень подходят. В них предусмотрена возможность бронировать места в гостиницах по льготным ценам, с предоставлением автобусов и всего необходимого. Кроме того, мы избавлены от оформления финансовой отчетности. Поэтому, обращаясь в Индако-тревел, вы таким образом входите в контакт с нами, с нашими сопровождающими и священниками, которые работают с паломническими группами. Мы работаем вместе. Возможно, в будущем, когда мы встанем на ноги, наша работа будет организована по-другому. На сегодня же это оптимальная форма организации паломничества в Италию.

Видео по теме:


Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)