Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
 

ПАЛОМНИЧЕСТВО – НЕ ОТДЫХ… ОТДЫХ – НЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО?

 [Печать страницы]
Неонилла Валентиновна, насколько нам известно, сегодня в Украине существуют десятки паломнических служб. Есть такая служба и при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви. Чем она отличается от других паломнических организаций?

Паломнический Центр при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви действует с 2009 года. Он учреждён Предстоятелем УПЦ – Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Основные задачи Центра сводятся к координации работы паломнических служб Украины и просветительской деятельности среди тех, кто занимается организацией паломнических поездок. Естественно, мы можем обучать других лишь тому, что хорошо умеем делать сами, поэтому Паломнический Центр УПЦ сегодня может предложить самые разнообразные маршруты – от поездок на Афон, до паломничества в Эфиопию.

Зачем обычному паломнику организация подобных церковных структур? Сотни лет странники ходили на Святую Землю, в Грецию и это оставалось стихийным явлением.


Такая стихийность хороших результатов не давала. Например, ещё в начале девятнадцатого века, пользуясь безграмотностью русских крестьян, добиравшихся до Святой Земли на последние гроши, местные жители могли продать им в стеклянном пузырьке «тьму египетскую» и «стружки от Гроба Господнего». Странники, потратившие месяцы на пешее путешествие, жили под открытым небом, буквально, не имея где «преклонить голову». Можно предположить, что такое путешествие воспитывало в них подвижнический дух, учило жить одним днём, но вместе с тем, оно было смертельно опасным. Для многих странников паломничество становилось главным и последним событием их жизни – они из путешествия уже не возвращались. Именно поэтому, в 1882 году, указом императора Александра III было учреждено Императорское Православное Палестинское Общество. Одной из его задач была помощь русским православным паломникам за рубежом. То есть помощь паломникам от церковных и государственных структур – это не есть изобретение сегодняшнего дня.

Какие требования можно предъявить к тому человеку, который занимается организацией паломнических поездок. Кстати, как вы называете таких людей – экскурсоводами, гидами или как-то ещё?

Терминология в паломнической сфере – вопрос не устоявшийся. По старинке моих коллег продолжают называть экскурсоводами, но мы от этой практики стареемся отвыкать, поскольку настаиваем на разграничении паломничества и туристической, экскурсионной деятельности. В некоторых профильных изданиях фигурируют термины «паломниковед», «паломниковедение», но я не считаю их очень удобными. Думаю, что выражение «церковный гид» более понятно. В конце-концов, важнее понимание того, чем этот специалист должен отличаться от обычного экскурсовода. Начну с того, что всеми профессиональными навыками обычного гида он просто обязан обладать, как сейчас говорят, «по умолчанию». Я говорю про безукоризненное знание маршрута, широкий кругозор, позволяющий заполнить рассказом любую паузу, хороший голос и дикция. Кроме того, церковный гид обязан быть человеком воцерковлённым. Для него храм – не объект экскурсионного рассказа, а второй дом. Я подразумеваю не только богословские знания, почерпнутые из литературы, но и понимание духа церковной жизни, которое могут дать только участие в таинствах.
Если планка так высока, то где может получить подготовку будущий «церковный гид»?

Беда в том, что специализированных учебных заведений в этой сфере пока не существует. Частично нам удаётся решать вопрос подготовки гидов на курсах, проводимых Паломническим Центром УПЦ. Однако это, можно сравнить с помощью «регулировщика», который задаёт направление движения. Мы выполняем, скорее, консультативную функцию, и без самообразования нашим коллегам сегодня никак не обойтись.

Нам известно, что в январе текущего года в Киеве проходила Всеукраинская Конференция по вопросам паломничества. Что обсуждалось во время её работы?


Основные вопросы касались правового поля, в котором существует сегодняшнее паломничество. Как явление церковной жизни, паломничество регулируется соответствующими церковными положениями, принятыми Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Однако появилась одна законодательная инициатива со стороны государства, которую мы также обсуждали во время Конференции. И это обсуждение нельзя было назвать спокойным. Основную тревогу вызвал проект закона Верховной Рады Украины «О паломничестве». Не вдаваясь в подробности, скажу, что в случае вступления этого законопроекта в силу, паломничество приостановит свою деятельность как явление церковной жизни и станет одним из видов туризма, а туризм – явление чисто коммерческое. Этим проектом предусмотрены очень жёсткие условия лицензирования и непомерных денежных взносов. Большинству паломнических служб они просто не под силу. Те, кто смогут осуществлять свою деятельность в новых условиях, будут вынуждены переложить часть расходов на плечи паломников, что значительно удорожит поездки. А для некоторых паломников нехватка 10 долларов может стать препятствием в достижении святыни.

При всей нашей негативной реакции на этот закон, нужно отдать должное Верховной Раде, как законодателю Украинского государства. Текст законопроекта за несколько месяцев до предполагаемых слушаний был размещён на официальном сайте Верховной Рады для ознакомления и возможной реакции. Мы прореагировали, составив соответствующее обращение от имени участников Конференции.

Среди традиционных направлений паломничества часто можно обнаружить страны, в которых доминирующими религиями являются католицизм, протестантизм и даже ислам. Что православному паломнику делать в этих странах?

Я позволю себе переформулировать вопрос и поставлю его «в лоб». Обычно меня спрашивают напрямую: «можно ли заходить в католические костёлы и поклоняться христианским святыням, которые в них находятся?» Критерий один – если история церковной реликвии восходит ко времени единой, неразделённой Церкви (до раскола 1054 года), то у православного верующего её святость не должна вызывать сомнения. Где она при этом хранится – в католическом костёле, как Терновый Венец Спасителя, или в мечети, как десница Иоанна Предтечи – это принципиального значения не имеет. Однако подчерку, что неизменным остаётся факт невозможности евхаристического общения с инославными. Т.е. принимать участие в таинствах неправославных церквей нельзя.

Чем является паломничество для вас лично?

Начну с того, чем оно для меня не является. Сразу скажу, что это не отдых и не способ зарабатывания денег. В определённом смысле, паломничество может стать источником сил, которые в таком количестве не всегда и на курорте получишь, но в первую очередь, паломничество – это работа. Она заключается в преодолении трудностей путешествия, а главное – в труде над самим собой. Подчас только в затруднительных ситуациях поездки обнаруживаешь, насколько ты раздражителен, рассеян. И эти «открытия» не добавляют радости – приходится начинать работу над ними. Мне часто приходилось наблюдать, как паломничество становилось «курсом молодого бойца» для человека, который делал первые шаги в церковной жизни. То, что в обычной жизни занимает месяцы и годы, в паломничестве приходит за считанные дни. Для меня особая радость, когда в группе находятся люди, которые именно в поездке впервые причащаются, впервые складывают руки под священническое благословение. Такие случаи для меня – личный праздник.    


Беседовала Татьяна Горячева
Журнал "Лоза". Март 2012 года.

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)