Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542


Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

Библейский Шхем

 [Печать страницы]

Этот Палестинский город известен не только древней сединой, но и многочисленными названиями, отображающими значимость и характер своих жителей-хозяев…

Впервые он появился под названием Шхем в рукописных памятниках Древнего Египта, датируемых XVIII в. до Р.Х.. Так город назывался до периода римского владычества, затем был переименован в честь римского императора Флавия Веспасиана, а позднее в Неаполис. В период арабского завоевания (VII в.) этого региона город назвали Наблус. Согласно синодальному переводу Священного Писания, его называют Сихем или Сихарь. В Библии он упоминается более 50 раз.

Как туда попасть?

Библейский Шхем находится в Самарии на территории Палестинской автономии. Этот опаснейший город в арабо-израильском противостоянии «славится» не только своими снайперами, но и как место подготовки террористов. Поэтому визиты сюда паломников большая редкость, а если такие смельчаки появляются, христианская община Шхема встречает их с радостью.
Дорога из Восточного Иерусалима в древний Шхем проходит извилистой лентой через холмы Самарии, днем сверкающие белизной, а на закате отливающие бронзой. Склоны холмов усыпаны известняковыми террасами, удерживающими богатую минеральную почву. Пейзаж украшают оливковые деревья. Местные крестьяне везут собранный урожай в деревни, где из оливок делают масло.
Миновав Рамалах, маршрут в Шхем пролегает через древний Шило (Силом), где после вступления в Землю Обетованную более 200 лет хранился Ковчег Завета. Тут Святая Земля была разделена между 12 коленами. В городе Шило родился пророк Самуил.
При подъезде к Шхему перед путником открываются две исторических горы-близнецы — Гевал и Гаризим. Издалека Шхем похож на картину художника-пуантилиста. В стенах домов, расположившихся на склоне холма, голубеют бесчисленные двери. Подъехав ближе, слышим сигналы автомашин, величественный голос муэдзина, зазывания уличных торговцев.



Исторический аспект

Район вокруг современного Шхема связан с жизнью патриархов. Неподалеку, в Алон Море Авраам построил жертвенник после того, как Господь завещал эту землю его потомкам. Здесь внук Авраама патриарх Иаков, купив землю у ханаанеян, поставил шатер и вырыл колодец, водой из которого поил свои стада.
Здесь стоял ханаанейский храм Бэйт Бааль Брит, в котором находился «пуп земли». В Шхеме Иисус Навин установил памятник. А позднее дочь патриарха Иакова Дина была изнасилована наследником властителя Шхема, за что Симеон и Левий, вопреки желанию отца, перерезали всех мужчин Шхема, а город разграбили. Поэтому они были лишены своих уделов — колено Левия жило среди прочих колен, а Симеон в южных землях Иуды.
Территориально Шхем находился во владении колена Ефрема. После смерти Гедеона, его сын Авимелех казнил в Офре 70 своих братьев и объявил себя царем Шхема. Жители города взбунтовались и тогда он разрушил его дотла.
После развала империи царя Соломона Шхем был столицей Северного Израильского царства и имел собственный еврейский храм. В VIII в. до Р.Х. Шхем был разрушен ассирийцами, но восстал из пепла в IV в. до Р.Х., когда здесь обосновалась самаритянская община. В 332 г. до Р.Х. самаритяне подняли восстание против Александра Македонского, запретившего им строить храм. Позже он все же был построен, но во II в. до Р.Х. Иоанн Гиркан разрушил его, перепахав Шхем почти до основания.
Город был отстроен римлянами. Владели им и крестоносцы.

Гробница Иосифа Прекрасного


Шхем — место упокоения сына Иакова — Иосифа Прекрасного. Его мумифицированное тело израильтяне вынесли во время Исхода из Египта, привезли в Шхем и погребли на участке, принадлежавшем патриарху Иакову.
Сегодня гробница Иосифа Прекрасного находится в руинах и выглядит заброшенной. Причиной этому послужил конфликт между мусульманами Шхема и общиной религиозных евреев. В 2000 г. во время очередной стычки склеп Иосифа был осквернен и разрушен фанатиками-исламистами для строительства здесь мечети.
Гробницу охранял взвод израильских пограничников. После беспорядков в сентябре 2005-го гробница Иосифа стала объектом постоянных нападений со стороны палестинцев, которые вели непрерывный обстрел позиций израильтян, а в октябре израильские солдаты, охранявшие гробницу, были выведены из Шхема. Строительство мечети было заморожено.

Сегодня город населяют преимущественно арабы. Однако небольшая самаритянская община (нынче ­— 250 человек, а в Средние века она насчитывала несколько десятков тысяч) сохранилась в Шхеме.

Пасха в Шхеме

Одной из интересных самаритянских традиций является празднование Пасхи. Накануне вся община поднимается на священную гору Гаризим и разбивает шатры. На вершине обустраивается алтарь, мощенный каменными глыбами. На нем приносится пасхальная жертва. Семь барашков лежат у алтаря, приготовленные к закланию. Их убивают по установленному обряду и жарят на вертелах. Потом происходит традиционная трапеза.

Иудеи и самаряне

Ветхозаветная еврейская традиция, как и современный классический иудаизм, отвергают веру самаритян, хотя они и считают себя единственными настоящими сынами Израиля.
Евангелист Иоанн Богослов описывает беспрецедентный случай — беседу Иисуса Христа и самарянки Фотинии (имя женщины сохранилось благодаря Преданию).
Этот диалог не мог состояться из-за многовекового религиозного противостояния между евреями и самаритянами. Господь нарушает обычай, бросая вызов единоверцам потому, что призван возвещать Слово о Царстве Божьем всему миру.
Для Христа нет своих и чужих, нет друзей и врагов, но Его спасительное Слово обращено ко всем и к каждому.
Отвечая на вопрос самарянки о том, где следует поклоняться Богу (для самарян было очевидным, место поклонения может быть только гора Гаризим), Спаситель подчеркнул, что Бог есть Дух, то есть реальность не земная, не физическая, а потому поклоняться Ему нужно в духе и истине.
Подлинным выражением религиозности является внутренняя духовная жизнь человека. Когда она строится на заповедях Божьих, тогда человек совершает истинное поклонение. Всякое внешнее поклонение, если оно не сопровождается внутренней борьбой с пороками и изменением жизни, не является приношением, достойным Бога.




Отец Иустин

Этот диалог произошел у колодца патриарха Иакова, где сегодня возвышается величественный православный храм, находящийся в юрисдикции Иерусалимской Патриархии. 29 лет здесь служит настоятель-киприот архимандрит Иустин. Эта православная община в мусульманском окружении обладает уважением среди жителей Шхема-Наблуса.
Современный вид храм приобрел при отце Иустине. Начиная от архитектурных форм, мозаичных полов, прекрасного сада и завершая тонкой ювелирной работой евхаристических сосудов — всего коснулась рука трудолюбивого настоятеля.

Легендарный кувшин

В 2008 году в храм Шхема вернулся легендарный кувшин, который принадлежал самарянке Фотинии.
В византийский период он был вывезен в Константинополь и после Крестового похода в 1204 г. оказался в Риме.
После обращения Священного Синода Иерусалимской Патриархии в Ватикан, Римский Престол вернул знаменитый сосуд во время визита римского понтифика в Святую Землю.
Сегодня реликвия находится с левой стороны в центральной части храма.

Вместо эпилога…

История Шхема еще не написана окончательно, город не превратился в окаменелость. Посещая город, ловишь себя на мысли, что находишься не в мавзолее, а в живом музее, и действующие лица выглядят, будто вышли из прошлых тысячелетий, одаривая паломника чувством причастности к библейской истории.

Автор: Протоиерей Олег Скнарь, журнал "Путь Пилигрима"
Фото к статье взяты здесь

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)