Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542


Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

Православное наследие земли озер Преспес

 [Печать страницы]
На северо-западе Греции, в 36 км от Касторьи и 45 км от Флорины на высоте 850 м над уровнем моря в объятиях скалистых берегов покоятся воды величественных горных озер Большая и Малая Преспа (или, как их еще называют, Преспес). Благословенные места, где глаза путешественника не могут оторваться от созерцания природных красот, а душа замирает в восхищении. Даже самые изысканные слова не передадут истинного великолепия пейзажа. Открывающиеся здесь виды схожи то со знаменитыми фьордами Норвегии, то с озерами Швейцарии. Два озера, упоминающихся в древних рукописях под названиями Малая и Большая Вригии, видимо по имени населявших край фригийцев, входили в состав древнего государства Македония, а позже – римской провинции Иллирик, ею управлял Юлий Цезарь, будучи проконсулом. Территория эта всегда была «яблоком раздора»: с 9 века за владение ею непрерывно соперничали Болгария и Византия. Но какому бы царству или империи она не принадлежала, история этого края неразрывно связана с историей и утверждением православия. Во все времена на землях озер Преспес строились храмы и поддерживались традиции иноческого служения Господу, свидетельства о чем сохранились и до наших дней.

С 970 по 1018 год земли озер являлись территорией Западно-Болгарского Царства. В конце Х века болгарский царь Самуил сделал Преспес центром своих владений, особо выделив остров, лежащий в водах меньшего из озер. Сюда переместилась из Водена (греческой Эдессы) кафедра Болгарского патриарха Германа, впоследствии принявшего схиму с именем Гавриил. На острове была сооружена грандиозная базилика, куда были торжественно перенесены мощи святителя Ахиллия, епископа Ларисийского, из захваченной в 986 году болгарами Ларисы.

Святой Ахиллий жил в IV веке. Родился он в Каппадокии в благочестивой семье, и в юности овладел светскими науками, в т.ч. философией. Свою долю оставшегося ему от родителей наследства Ахиллий раздал бедным и отправился в паломничество к святым местам. При императоре Константине I Великом за свои добродетели был поставлен епископом г. Лариса (в Фессалии, Греция). Будучи архиепископом Ларисийским, святитель Ахиллий показал себя равнодостойным великих иерархов и святых мужей. Он воздвигал церкви и странноприимные дома, разрушал языческие капища, боролся с появившимися в то время ересями. На I Вселенском Соборе выступал, также как и св. Спиридон Тримифунтский, в числе обличителей Ария и его приверженцев. Святой Ахиллий при жизни прославился исцелениями болезней, изгнанием нечистых духов и другими чудесами. Святитель мирно почил о Господе в глубокой старости после сорокалетнего пребывания на архиепископском престоле. Память его совершается 15 мая.

В дьяконнике базилики можно увидеть остатки аркосолия и плиту, под которой прежде покоились мощи святого. Позднее чудотворные мощи были разделены: часть была возвращена в Ларису и покоится сегодня в одноименном кафедральном соборе города, другая часть, по преданию, была перенесена в Сербию. Также частице святых мощей можно поклониться в монастыре Большие Метеоры. Храм святителя Ахиллия являлся кафедральным собором Преспенской епархии до начала XV века, а сам остров и по сей день носит имя святого.

Кроме руин царственной базилики, до сих пор производящих впечатление своей грандиозностью, на крошечном островке св. Ахиллия, который можно обойти за два-три часа прогулки, расположены остатки церквей Святых Апостолов (датируется X-XII вв.) и святого Димитрия (XIV век), а также руины построек монастыря Богородицы Парфиры середины XVI века. Еще один храм – Святого Георгия, в настоящее время действующий, выделяется сохранившимися фресками, которые являются характерным примером местного направления иконографии ΧV века.

В деревне Агиос Германос, которая расположена в семи километрах от побережья Большой Преспы и основание которой относится предположительно к Х в., находится небольшой крестово-купольный храм в честь святителя Германа, патриарха Константинопольского – самый древний из сохранившихся в целостности в районе озер. Основателями этого храма являлись Болгарский Патриарх Герман (Гавриил) и царь Самуил. Согласно ктиторским надписям 993 и 1006 годов, здесь были похоронены родители Самуила и его брат Давид. К старинной базилике в 1882 г. был пристроен больший храм, также освященный в честь святителя Германа. В древнем храме сохранились фрагменты настенных фресок, выполненные в XI-XII и XVΙΙΙ веках, соответственно, и открытых в ходе реставрационных работ в 1998 году. После того, как базилика святого Ахиллия с течением времени была покинута, храм действовал как кафедральный собор митрополии. В письменных источниках XI века упоминается о том, что патриарх Константинопольский Герман I почитается как местночтимый святой. С этим фактом, возможно, связано устное придание, впрочем неподтвержденное, о том, что в северной оконечности трансепта базилики были захоронены мощи святого.

Святитель Герман, Патриарх Константинопольский (VII в. – 740), родился в Константинополе в семье, принадлежащей к высшей аристократии империи. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната, а мальчика Германа оскопили и отдали в клирики храма Св. Софии, чтобы тот, повзрослев, не смог отомстить за своего отца. Зачисленный таким образом в духовное звание, блаженный Герман жил как Ангел Божий: далекий от пристрастия к миру и мирской суеты, он весь ум свой обращал к Богу, имея всегда на устах хвалу Господу, прилежно занимаясь изучением Божественных книг. Около 705 г. он был рукоположен во епископа Кизического, а впоследствии поставлен Патриархом Константинопольским при всеобщем одобрении и радости жителей города. Святитель Герман твердо встал на защиту православной веры от еретиков-иконоборцев, возглавляемых императором Львом III Исавром. Однако силы были неравны, и он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман удалился в свое родовое поместье, где провел оставшиеся дни своей жизни. Скончался святой Патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет и был погребен в монастыре Хора в Константинополе.

В первой половине XI века земли озер Преспес перешли к византийскому императору Василию ΙΙ, построившему здесь две крепости, Василиду и Констандион. В разное время район еще много раз переживал вторжения болгар, нормандцев, франков и сербов, а в конце XIV века надолго перешел под власть Османской Империи. Однако удаленность от цивилизации, величественная красота этих мест, суровая дикость и одновременно богатство здешней природы – все это привлекало сюда людей, стремившихся к отшельнической жизни в пустыне.

На скалистых берегах Большой Преспы расположено множество пещер, служивших на протяжении столетий местом уединения монахов. Рельеф местности позволял отшельникам чувствовать себя в относительной безопасности: добраться до них и в наше время можно только по воде. В крутых скалах, возвышающихся над глубинами озера, лучше других сохранились три скита. Первый из них носит название Преображения Господня и датируется ΧΙΙΙ веком. Здесь уцелели небольшая церковь и некоторые следы келий иноков. В остатках другого скита, относящемуся к ΧV веку и посвященному Вознесению Господню, сохранились фрагменты настенных росписей храма. Третий, наиболее сохранившийся скит – Богородицы Милостивой – вызывает самые волнительные ощущения паломников. Он был устроен монахами в XV веке в достаточно открытой пещере. Небольшая одноименная церковь скита отлично сохранилась. Уцелели и уникальные фрески на ее стенах. Надпись над входом оповещает нас о монахах-строителях, правителе района и точной дате постройки храма Богородицы Милостивой – 1409 год.

Другим свидетельством активного развития малых монашеских общин в XIV- XVIII веков на земле Большой Преспы являются многочисленные скальные росписи на северных берегах озера. Почти на каждом склоне сохранились написанные растительными красками на плитах горных утесов святые лики. Два из них расположены рядом с пещерами иноков – Богородицы Милостивой и Богородицы Влахернитиссы, написаны в 1373 и 1456 гг. соответственно. И созерцая их, мысль опять возвращается к имени святителя Германа Константинопольского – мужественного и непримиримого борца с ересью иконоборчества, святого, которому было даровано прозревать будущее, патриарха-исповедника и незабвенного церковного песнопевеца.

«Итак, если угодно вам, благосклонно последуйте за мною, украсившись чистейшими мыслями и светлейшими одеждами. Потечем и сорвем вожделенные цветы с самаго луга Богоматери. Обоняем доброту Ея, полную благоухания, как бы из листьев розы, как и Соломон прекрасно в Песнях поет: кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца (3, 6)?» (Свт. Герман, патр. Константинопольский.. Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы).

Так удивительно переплетаются и воссоединяются на земле озер Преспес слова и деяния православных подвижников, живших в разные эпохи и в разных уголках христианского мира, тех, чьи имена сохранились в веках, и тех, которые остаются нам неизвестны. Но все вместе они несут благословение и спасение и этой земле, про которую без преувеличения можно сказать: «это истинно Храм Божий!», и каждому с молитвой по ней ступающему.
Источник: www.seraphim.gr


Просмотреть Преспес на карте большего размера

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)