Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
Vodafon +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
Lifecell +380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
 

Святогорская Успенская Лавра

 [Печать страницы]
На правом берегу Северского Донца на белых острых меловых скалах в объятиях зелени сверкает православная жемчужина - Святогорская Успенская Лавра - одна из крупнейших и наиболее уважаемых святынь Восточной Украины.

Существует несколько версий основания монастыря. По одному из церковных преданий монастырь был основан во времена иконоборчества. Тогда, еще в VIII в. , жители греческих монастырей и храмов бежали от преследований и переселялись в северное Причерноморье. Именно они, поднимаясь по водным артериям Дона и Северского Донца, и основали на их берегах много пещерных монастырей.

Вторая версия более привычная - первые иноки появились здесь в середине XIII столетия, спасаясь от татаро-монгольского ига из Киево-Печерской Лавры.  Они нашли место для пустынножительства в Донецких горах, основав там свою обитель.

Первые достоверные письменные упоминания о монастыре начинаются с XVI в. Святые Горы неоднократно упоминаются в Московских и Львовских летописях. В это время Святогорский монастырь был один из ведущих форпостов на южной границе Руси.  Укрепленный для отвращения набегов крымских татар, монастырь приобрел вид настоящей крепости, этому способствовала сама природа в виде неприступной со всех сторон скалы.

Несмотря на хорошую известность монастыря и его богатство, в 1787 по Екатерининской реформе обитель подлежала закрытию ... Лишь через пятьдесят семь лет благодаря стараниям супруги Александра и Татьяны Потемкиных обитель вновь была открыта.  По решению Синода из Глинской пустыни сюда пригласили 12 иноков во главе с игуменом Арсением (Митрофановым).  Для монастыря была введен строгий Глинский устав по чиноположению Святой Горы Афон.   На начало 1917 монастырь имел 8 храмов, 5 скитов, всего проживало примерно 700 монахов.

 В январе 1918-го со становлением советской власти в монастырь пришли большевики. Догадаться, какие трагедии здесь происходили, не трудно. В 1922 году монастырь был полностью ликвидирован, в его стенах устроены Дом отдыха для тружеников Донбасса.

 8 октября 2000, после завершения реставрации Успенского собора, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир совершил его освящение.  В 2004-м, по благословению Патриарха Алексия II, Святогорский Успенский монастырь получил статус Лавры.  Это третья православная Лавра в Украине.  (После Киево-Печерской и Почаевской).

Святогорские пещеры - одна из главных святынь монастыря.  Вход в них под павильоном, известным под названием «Пещерник», неподалеку Успенского храма.  Длина пещеры около километра, ход проложен до самой вершины горы, на которой находится церковь святителя Николая.  В отличие от Киевских пещер, где после небольшого спуска идешь ровной поверхностью, в Святогорских - ход поднимается постоянно вверх.

Николаевский храм является продолжением самих пещер и подземного хода. Интересно, что фундамент, алтарь и южный притвор церкви вырублены из мела, и только крыша с куполами кирпичный. Ранее, на этом месте стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы, но оползень разрушил вершину скалы и повредил церковь. В пещерах кажется все сделанное из мела. Но это не совсем так.  Мел - порода непрочная.  На самом верху стены пещер обложены кирпичом и побелены так, что кажется все меловой. Внутри Святой Горы находятся две пещерные церкви, много затворов для монахов-отшельников и более десятка ниш с погребения, куда, по Афонскому обычаю, составляли кости подвижников через три года после их смерти.

Главным храмом монастыря считается Успенский собор. Он возведен в русско-византийском стиле с двумя приделами и пятью куполами. . В храме находятся нетленные мощи известного Святогорского подвижника - преподобного Иоанна, который провел в затворе 17 лет.

Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в г. Курск.  Не смотря на то, что он с детства мечтал принять постриг, жить в монастыре затворнической жизнью, он не нарушил воли своей матери. После жизненных испытаний и только после смерти своей жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета.   В 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и будущий сподвижник, переехала в возрожденный  Святогорский Успенский монастырь.

 Оставленный в должности эконома, преподобный много потрудился для благоустройства  Святогорской обители. Расчищая пещеры, он вспоминал, как в детстве мечтал о подвиге затворничества. И по благословению настоятеля, в 1850 г. он затворился в одной из меловых келий.

Вот как передает А.Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, описание быта его скромной келии: "Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет в его келий была устроена печь). Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада - удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник… приобщался Святых Христовых Тайн… в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где служилась еженедельно литургия по вторникам…

Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца".

В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет.  24 августа 1867 года скончался на хуторе Ахтырской Божей матери, куда его за неделю до смерти перевели из келии.  А 24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного - 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается несколько тысяч паломников.

Рядом с Успенским собором находится храм-колокольня Покрова Пресвятой Богородицы.  Колокольня имеет восемь колоколов, призывающих верующих на молитву и службу.


Великая святыня, собирающая Святогорскую Свято-Успенскую Лавру тысячи паломников, икона Божией Матери Святогорская, считается одной из главных и величайшей святынь Донбасса.

В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна - древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая - один из ее списков, который и поныне хранится в монастыре.

Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 г.. Некоторые жители города Славянска получали от нее исцеление. Но после закрытия монастыря в 1922 г. икона исчезла и ее местонахождение до сих пор неизвестно.

Нынешняя Святогорская икона Божией Матери была написана около XIX в.  По преданию, один из афонскх старцев, приехавши в Святые горы и побыв в новооткрытом в 1844г монастыре, очень полюбил обитель. Сожалея о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар монастырю написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви. В начале становления советской власти  святой образ буквально  переносили из села в село из дома в дом, тем самым спасая. До 1992 г.  Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. А осенью этого же года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы. Множество золотых и серебряных подвесок у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.

Посмотреть фильм "Чудесное творение Художника природы"

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)