Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
Vodafon +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
Lifecell +380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
 

Святая София

 [Печать страницы]
«Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони», - писал византийский писатель Прокопий Кесарийский, при жизни которого и был построен собор. И это действительно так: турист, посетивший Стамбул, сразу же обращает внимание на это величественное строение, поэт вдохновляется им, художник тут же берет в руки кисть, а верующий – подымает глаза и возносит молитвы к небу.



После постройки этого храма в рекордно короткий срок, за 6 лет (532-537 гг.) Юстиниан воскликнул : «Соломон ! Я превзошел тебя!l». Именно этот храм долгое время до постройки собора св. Петра в Риме считался самым большим в мире! По подобию этого храму была построена София Киевская.

Уже с самого момента постройки за храмом закрепилось название «великий». Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало умы простых людей, что сложились легенды о непосредственном участии небесных сил в его сооружении. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь (священные сосуды). Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей».

По одной из легенд, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но "знающие" предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания» и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки. Тем не менее, стоимость строительства храма составила три годовых дохода Византийской империи. После постройки храма в рекордно короткий срок, за 6 лет (532-537 гг.), Юстиниан воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!».

Купол высотой 55,6 м. считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и находится в первой пятерке самых высоких куполов мира.

Святую Софию уверенно можно назвать храмом-собирателем, поскольку для ее возведения были привезены фрагменты многих монументальных сооружений древних Греции и Рима. Например, порфировые колоны были привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме, колоны из зеленого мрамора – из храма Артемиды в Эфесе, четыре колоны из зеленого гранита были вывезены из Эфесской портовой гимназии, а красные порфирные колонны были доставлены из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан). Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Стамбул главным образом из мраморных залежей Анатолии, городов средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с Пентеликона близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии на Акрополе был построен Парфенон – Храм Девы-Афины.

Святая София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира.

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, лично совершил в нем первую молитву и так церковь стала мечетью. К собору пристроили четыре минарета, и он стал называться Айя-София.
Следует отметить, что в 1847-1849 гг., в период османского владычества, была осуществлена крупнейшая реставрация в истории Айя-Софии. Реставрационными работами руководили двое швейцарцев – братья Гаспаре и Тражано Фоссати.

В 1935 г. по решению первого президента Турецкой республики Кемаля Ататюрка Айя-София приобрела статус музея. В 1985 г. Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник http://www.ukrafrictour.com/notes/?view=53

АЙЯ-СОФИЯ

Айя-София,- здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?

Прекрасен край, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество.
На парусах, под куполом, четыре
Архангела - прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Осип Мандельштам

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)