Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

Туринська плащаниця. Стаття

 [Друк сторінки]



 «Пятое Евангелие»


О феномене «Туринской Плащаницы» человечество знает несколько столетий. У одних факт её существования вызывает восхищение, у других – холодность и неприятие. Точно также мы реагируем на книги, в зависимости от их содержания. Туринская Плащаница – это тоже своего рода книга, рассказывающая о жизни и смерти Господа. Оттого и называют её «Пятым Евангелием». Она прикровенно говорит о земной жизни Спасителя, дополняя рассказ Евангелистов.

Плащаница и обряд погребения


Не вызывает сомнения, что полотно, хранящееся в соборе Иоанна Предтечи в городе Турин, использовалось как элемент погребального обряда иудеев. На одной половине Плащаницы – образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами, на другой половине – то же тело со спины. Изображение неяркое, но достаточно детальное, оно дано одним цветом: желтовато-коричневым, с разной степенью насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Специальные методы наблюдения показали, что изображение совершенно правильно передает особенности анатомии человеческого тела, чего не удается достичь в изображениях, сделанных рукой художника.

Обычно после омовения тела покойного оно помазывалось благовонной мазью или посыпалось порошком, состоящим из смирны – благовонной смолы миртового дерева, растущего в Аравии. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что один из почитателей Христа – Никодим, привёз около ста литров благовонной мази из смирны и алоэ (Ин. 19;39). Но, ввиду спешки, с которой тело Спасителя было погребено, его не успели помазать благовониями как должно. Именно поэтому, в первый день недели, несколько женщин из числа учениц Спасителя, пришли ко гробу, чтобы восполнить обряд погребения (Лк. 24;1).

Ещё у иудеев было принято омывать тело покойного водой, растворённой солью. При этом тело покойного ставилось на ноги и, окатывая его водой, трижды повторяли: «тогор, тогор, тогор», т. е. «чист, чист, чист». Лишь после этого тело облачали в смертную одежду, а потом в большое полотняное покрывало, концы которого завязывали вверху и внизу. Это покрывало принято было развязывать лишь после положения тела во гроб. Такой обряд очищения должен был быть скрыт от посторонних глаз и мог совершаться на дому, либо в особой комнате, устроенной для этой цели на кладбище. Гробница, в которой было положено тело Спасителя, имела подобную комнату. Она состояла из двух частей – собственно, погребальной камеры – Кувуклии, и так называемого «Придела Ангела» - небольшой пещерной камеры к востоку от неё. Поскольку Христос умер не дома, а принял смерть на Кресте, то обряд подготовки Его тела к погребению мог происходить только в непосредственной близости от гробницы. Насильственная смерть делала погребение покойного чрезвычайным и нельзя утверждать, что все детали ритуала были выполнены в точности. Однако, главный элемент погребения – полотняная плащаница размером 440 х 110 см делает несомненным факт, что в Кувуклии было положено тело человека, воспитанного в иудейской среде и бывшего иудеем.

Бичевание


В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница говорит нам, насколько жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи были с металлическими наконечниками, как это было принято в римской армии. Ударов было около сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги.

Трудно себе это представить, но бичевание, которому подвергли Христа по приказу Понтия Пилата – это попытка римского прокуратора спасти невиновного человека от смерти. Пилат понимал, что Иисус из Назарета не совершил проступка, достойного смерти, поэтому решил ограничиться бичеванием. Казуистика судебного римского права заключалась в том, что 40 ударов бичами считались смертельными, поэтому, не желая преступать букву закона, преступнику предписывали 39 ударов. Апостол Павел в послании к коринфянам говорит, что его несколько раз подвергали такой казни – «пять раз дано мне было по сорока ударов без одного» (2 Кор. 11;24). Большинство людей не пережило бы такой екзекуции и один раз. После бичевания Пилат вывел Христа к толпе и сказал: «се, Человек!». Он понадеялся, что увидев окровавленного соотечественника, евреи удовлетворятся этим зрелищем и перестанут требовать смерти для него. Но в ответ Пилат услышал «Распни Его!»

Терновый Венец


На полотне также есть следы от Тернового Венца, одетого на главу Спасителя воинами. Подобное надругательство не было чем-то особым, придуманным специально для Христа. Для тех, кто пытал узников и приводил в исполнение приговоры, это было повседневной работой, ожесточавшей душу. Среди жутких будней палачи искали способ развлечься. Пока тянулись томительные часы ожиданий – воины играли в кости (или подобные азартные игры), для которых выцарапали на камнях лифостротона незамысловатые игорные доски. Камни из иерусалимской мостовой до сих пор хранят следы таких «увеселений». Проигравший должен был развлекать товарищей – кланяться приговорённому к смерти как царю, разыгрывая жуткое представление под улюлюканье зрителей. Сколько таких «царей» прошло через руки палачей – мы не знаем, но лишь один из них оказался истинным Царём Иудейским, Терновый Венец которого навсегда запечатлела Плащаница.

Смерть и Воскресение


Каждая деталь на Плащанице говорит о том, что Христос пострадал, умер и был погребён, но все вместе они долго не складывались в целостную картину. Многие естествоиспытатели пытались разными способами воссоздать полотно, и всё время сталкивались с неразрешимыми трудностями. То изображение головы на экспериментальных моделях было непропорциональным, то вызывали вопросы неестественно расположенные следы крови. Один из исследователей – доктор Джексон, будучи военным летчиком и физиком-оптиком, применил для исследования Плащаницы компьютерные программы, разработанные для анализа аэрофотоснимков и восстановления по ним трехмерных форм объектов. Работая с моделью Плащаницы, он экспериментально измерил на добровольцах расстояние между Плащаницей и человеческим телом, а полученные данные сравнил с фотографиями Туринской Плащаницы. В результате этих исследований он обнаружил, что интенсивность цвета на Плащанице находится в простой зависимости от расстояния между ней и поверхностью тела. То есть на Плащанице языком интенсивности цвета передано расстояние между телом и Плащаницей! Такое изображение не могло появиться благодаря диффузии или закону распространения света. По-видимому, этот неизвестный фактор был некой энергией прямого действия Бога. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружило Его тело, повторяя его форму. Плащаница, говорит нам о том, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа, распятого и умершего на кресте, но Его Тело по Воскресении.

Сколько лет Плащанице?


Неразрешимой проблемой для учёных долгое время была датировка Плащаницы. В 1988 году специалисты Британского музея провели радиоуглеродный анализ ткани и пришли к выводу, что ткань изготовлена более чем через тысячу лет после смерти Христа. Попытка объяснить некорректность этого исследования влиянием пожаров, потопов и прочих катаклизмов, бушевавших возле Плащаницы, плохо помогали – для скептиков это был повод начисто отрицать достоверность артефакта.

Автором новых исследований стал профессор Джулио Фанти – эксперт в области тепловых и механических измерений инженерного факультета в университете Падуи (Италия). В 2013 году он сравнил волокна Плащаницы с образцами тканей от 3000 лет до н.э. до современных. Профессор осуществил три новых теста – два из них – химические и один – механический. Эти тесты сегодня применяются в криминалистике. По результатам исследований оказалось, что ткань изготовлена между 3 веком до н.э. и 4 веком н.э. Результат не очень точный, но и он даёт право утверждать – Плащаница вполне может быть ровесницей Иисуса Христа.

От Иерусалима до Турина


При каких обстоятельствах Плащаница оказалась в Константинополе – доподлинно неизвестно, но есть несколько упоминаний о том, что она хранилась в соборе Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной Hеделе и каждую пятницу. Сохранились свидетельства Николая Мазарита, спасшего Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году. Архиепископ Антоний Новгородский также видел Плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году – она была подвешена над алтарем Софийского собора между столпами кивория в качестве катапетасмы.

Во время разграбления крестоносцами столицы Византии в 1204 году (IV крестовый поход), Плащаница пропала. Летописец похода Робер де Клари писал о ней: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города».

После утраты в Константинополе Плащаница была неожиданно обретена во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что Плащаница находится у него. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году, Плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине. От названия города сама Плащаница получила наименование «Туринской».

Высокое паломничество


Католическая Церковь, обладая множеством христианских святынь, большую часть из них хранит под спудом, или в труднодоступных местах, под сводами огромных соборов. Время от времени, стимулируя всплеск религиозности, эти святыни открываются для прямого поклонения. Для многих святынь даже выработался цикл – 25 лет, соответствующий жизни одного поколения людей. В европейской традиции такие акции стали называть «Высоким паломничеством». В случае с Плащаницей этот цикл не соблюдался так строго: её выставляли в 1931, 1969, 1978 годах.

В 1898 году, когда Плащаницу в очередной раз выставили на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображённого на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

В последний раз «Высокое паломничество» к Плащанице совершалось в апреле-мае 2010 года, когда Италия торжественно отмечала 150-летие объединения республики. В этот период возле Плащаницы побывало около 2 млниллионов христиан. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение Плащаницы, а также устроена экспозиция, посвящённая её истории. 31 марта 2013 года Плащаницу в последний раз показали по телевидению…

До недавнего времени сообщалось, что Плащаницу откроют лишь в далеком 2025 году, после чего выставят для постоянного обозрения в храме. Однако недавно стало известно, что ближайшее «Высокое Паломничество» будет гораздо раньше – в апреле-июне 2015 года.

Послесловие


Мы окружены предметами материального мира, и его законы кажутся незыблемыми. Солнце встаёт на востоке, камень твёрдый, огонь горячий, кофе пахнет… Для нас эти правила – опора бытия и гарант реальности происходящего. Но иногда среди предметов, что нас окружают, появляются такие, которых не должно было бы быть в принципе. Они не могут, не имеют права существовать, потому что нарушают привычный ход вещей. Но они упрямо доказывают, что привычные для нас законы бытия – условность. Наш мир – сродни детской комнате, в которой заботливый родитель всё упорядочил и сделал удобным для своего ребёнка. Нет-нет, да и появится в этой комнате что-то извне, из большого, «взрослого» мира. Вот тогда мы и начинаем неокрепшим умом постигать суть вещей.

Александр Ворсин







Паломнический Центр при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви тел. +38-044-383-04-11 +38-044-383-04-22 +38-044-383-04-12 +38-050-265-55-42 (MTC) +38-097-545-42-55 (Киевстар) +38-098-126-49-10 (Билайн) факс +38-044-529-02-92 e-mail: pilgrimsua@gmail.com сайт: pilgrims.in.ua



Ваши отзывы, предложения, фотографии святых мест, дневники путешествия или статьи о паломничестве присылайте нам по адресу pilgrimsua@gmail.com или по почте. Ваши материалы будут опубликованы на нашем сайте (pilgrims.in.ua) в разделах «Отзывы о нас» и «Впечатления». Поделитесь рассказом о святыне с теми, кто еще на пути к ней!

Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)