Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

«Церковно-канонические и юридические аспекты паломнического движения в Украине», Ворсина Неонилла

 [Друк сторінки]
|ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 2012г| |ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ 2012г| |ДОКЛАДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ 2012|  |ФОТО 2012г|


Ворсина Неонилла, заместитель директора Паломнического Центра при ОВЦС УПЦ. «Церковно-канонические и юридические аспекты паломнического движения в Украине»






«Церковно-канонические и юридические аспекты паломнического движения в Украине». Ворсина Неонилла, Заместитель директора Паломнического Центра при ОВЦС УПЦ. Доклад на Всеукраинской Конференции по вопросам паломничества 24-26 января 2012 года.

Прежде всего, хочу всех поприветствовать и сказать, что искренне рада вас видеть. В последнее время со многими приходилось общаться по скайпу, или по телефону – теперь же рада видеть всех воочию.

Как заметил Владимир Иванович, характеризуя развитие паломнического движения в Украине, легче всего отталкиваться от Международной Конференции, которая состоялась почти полтора года назад. Я бы сказала даже, что каждое такое мероприятие, на котором мы собираемся вместе, делит нашу жизнь на «до» и «после», начиная новый этап работы и давая толчок развитию новых отношений.

 
Напомню, что именно на последней Конференции нами коллегиально было сформулировано понятие паломничества.
 
«Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов».

Также в итоговом документе прошлой Конференции нами было принято решение обратиться к Священному Синоду Украинской Православной Церкви с прошением внести в церковный Устав развернутого положения о паломничестве. Разработка положения была поручена Паломническому Центру Украинской Православной Церкви. С результатом нашей работы вы уже ознакомились – он у вас на руках.

Сегодня я бы хотела затронуть документы, определяющие правовое поле, в котором существует паломническое движение в Украине. В первую очередь, речь пойдёт о трёх «Положениях», принятых Священным Синодом в августе 2011 года. Это «Положение о паломничестве и паломнических службах», «Положение о Паломническом Центре при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви» и «Положение о Реестре паломнических служб Украинской Православной Церкви».

Эти уставные документы мы издали отдельной брошюрой. Также они размещены на официальном сайте Паломнического Центра УПЦ.

Содержание первого «Положения», думаю, очевидно. Оно содержит в себе базовое понятие паломничества, определение понятия паломнической службы, классификацию служб и перечисление уставных документов, согласно которым паломнические службы осуществляют свою деятельность.

На один из пунктов хочу обратить сугубое внимание. Это пункт 3: «Паломнические службы – бесприбыльные организации, которые не могут заниматься коммерческой и политической деятельностью». Это значит, что никакое ЧП или ООО не может являться паломнической службой по определению. Это туристическая фирма со специализаций на религиозном туризме. Ничего плохого не хочу сказать о турфирмах, ориентированных на паломничество и религиозный туризм, но между ними и паломническими службами УПЦ мы вынуждены проводить чёткое разграничение. Это необходимо для того, чтобы защитить паломническое движение в перспективе. Для стороннего наблюдателя турфирма, занимающаяся религиозным туризмом, и паломническая служба мало чем отличается. Как в первой, так и во второй присутствует штат сотрудников, есть офис, оборот денежных средств – этот перечень можно продолжать и дальше. Но для нас жизненно важно подчеркнуть характерные черты именно паломнической службы. Итак:

1.  паломническая служба существует по благословению церковного священноначалия и территориально обязательно привязана к храму, монастырю или другому церковному учреждению;
2. в паломнической службе (в документации и даже в речи сотрудников) не употребляются выражения: цена, прибыль, стоимость, доход; допустимо только одно слово – пожертвование; (никаких чеков, приходно-кассовых ордеров и проч.)

Эти предосторожности нужны для избегания возможного налогообложения со стороны государства и для дифференцированного отношения к церковным и коммерческим структурам.
Обращаю внимание, что в «Положении о Паломничестве» указано на виды паломнических служб – они могут быть приходскими, монастырскими, епархиальными и общецерковными. В юрисдикции Украинской Православной Церкви есть одна общецерковная служба – Паломнический Центр при Синодальной миссии «Отдел внешних церковных связей УПЦ». Именно этой службе посвящён следующий документ, о котором я тоже хочу сказать несколько слов. Имею в виду «Положение о Паломническом Центре…».

Как Вы можете судить из печатного буклета, это «Положение …» имеет пять глав. Во второй главе перечислены функции Центра, объединённые в 10 пунктов. Для краткости я эти функции перегруппирую и назову так: просветительская, координационная, представительская, прикладная (т.е. собственно организация поездок), и социальная. Каждый из 10 пунктов так или иначе укладывается в направления, которые я назвала.

Обращаю внимание на следующее – на стыке координационной и представительской функции находится вопрос, который сегодня жизненно важен для паломнического движения в Украине – создание «Реестра паломнических служб Украинской Православной Церкви». Этому вопросу будет посвящён отдельный подробный доклад моего коллеги – игумена Тихона (Лазебника), поэтому не буду отнимать у вас время. Лишь подчеркну, что «Реестр» - это не справочник с телефонами и адресами паломнических служб. Это своеобразная «Табель о рангах», которая вполне может сыграть защитную функцию для паломнического движения в обозримом будущем.

Замечу, что «де юре», деятельность паломнических служб, не включённых в «Реестр» уже является несанкционированной. Глава 8 «Положения о паломничестве и паломнических службах», цитирую: «Паломнические службы имеют право на осуществление паломнической деятельности лишь после включения их в Реестр». Но мы реалисты и понимаем, что составление Реестра – долгий и кропотливый процесс, а его дополнение – вообще процесс бесконечный. Поэтому отцом Тихоном сейчас будут предложены сроки и условия проведения регистрации. Подчеркну, что главным мотивом для регистрации для нас является не прещения со стороны священноначалия (а они теоретически возможны), а опасности, которая исходит извне Церкви. И тому есть одно тревожное подтверждение.

До этого момента я говорила о церковных нормативных актах, а теперь расскажу о законодательной инициативе Верховной Рады Украины, т.е. о том, какой видит в перспективе законодательную базу паломничества наше государство.  
В июле 2011 года народный депутат Украины Терещук Сергей Николаевич (на экране появится страница сайта ВР Украины с фото и краткими сведениями о нём) подал на рассмотрение Верховной Рады проект закона Украины «О паломничестве». Текст проекта, его обоснование и заявление депутата размещены на официальном сайте Верховной Рады Украины. Несколько экземпляров этого проекта есть в зале – можете их полистать. Они на языке оригинала – т.е. на украинском. Я зачитывать весь проект не буду – приведу лишь выдержки:  

1. (ст.3,п.2): «Направления освоения и развития паломнических ресурсов Украины определяются органами государственной власти», - т.е. не вами и не епархиальными архиереями.

 2. (ст.5,п.4): «Паломнические туристические операторы (туроператоры) – юридические лица, для которых исключительной деятельностью является обеспечение паломничества и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность», - думаю понятно, что термин «туроператор» характерен для сферы туристической деятельности, по мысли создателей этого проекта заниматься паломнической деятельностью будут «ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ТУРОПЕРАТОРЫ», которым необходимо получить лицензию на свою работу;

3. Дальше – больше. Предполагается, что кадры для этой работы тоже будут подбирать органы государственной власти: (ст.5,п.8): «Перечень должностей специалистов паломнического сопровождения, квалификационные требования к ним и порядок выдачи разрешений на право осуществления паломнического сопровождения определяются Государственным органом в сфере религии».

4. При этом наша с вами деятельность станет автоматически незаконной до тех пор, пока мы не получим лицензии: (ст.12,п.7) «Субъекты паломнической деятельности обязаны осуществлять деятельность в сфере паломничества только при наличии лицензии». 

5. Давайте на минутку представим, что нам действительно пришлось получать гослицензию и как законопослушные граждане, мы задаём вопрос – а что для этого нужно? Нам отвечают – финансовые гарантии, т.е. вы вносите денежный залог. Каков же он? Об этом говорит ст.8,п.3 проекта «Закона о паломничестве». Цитирую: «Минимальный размер финансового обеспечения туроператора должен составлять сумму эквивалентную не менее чем двадцати тысячам евро». Кто из здесь присутствующих в состоянии сразу взять и оторвать такую сумму от бюджета своей службы? (вопрос, естественно, риторический). А ни бюджета, ни самой службы, заметьте, пока и нету, ведь эта сумма должна быть внесена ещё до начала деятельности вашей организации. Легко можно представить себе, как сразу прекращают свою деятельность бОльшая часть паломнических служб и паломническая деятельность сосредотачивается в руках нескольких крупных туристических компаний, которые диктуют свои условия на рынке.

6. Ну и последний «штрих», который считаю прямым вмешательством в дела Церкви: (ст.20, п.4) «Органом государственной власти, который обеспечивает представительство и реализацию интересов Украины в сфере паломничества в отношениях с иностранными государствами, является Государственный орган Украины по делам религий». Т.е., для инициаторов этого законопроекта не существует ни нашего Предстоятеля, который является представителем УПЦ на международной арене, ни Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви, который создан Церковью для реализации контактов с зарубежными Церквями – если этот закон вступит в действие, то представлять интересы паломников за рубежом будет ГОСУДАРСТВО, а не ЦЕРКОВЬ.

Я привела только самые вопиющие места, а их там ещё много. Резюмируя, могу сказать, что этим законом государство полностью отстраняет Церковь от паломнической деятельности.

Ваше возмущение вполне понятно – я вашу тревогу полностью разделяю. Хочу только отметить один позитивный момент – Верховная Рада разместила этот законопроект на своём сайте не просто так, а для ознакомления граждан и возможной реакции. Именно мы и должны отреагировать. Обращаться в непосредственно в ВР Украины от имени Конференции мы не будем (у нас нет полномочий). Мы можем обратиться с соответствующим прошением к нашему Предстоятелю и Священному Синоду. Проект этого обращения с самого начала был в ваших наборах. Если кто-то его ещё не видел – обращаю на него ваше внимание сейчас. Второй день работы Конференции мы начнём с того, что утвердим текст обращения и соберём подписи. До завтрашнего дня у нас есть время его обсудить и внести коррективы. Без преувеличения скажу, что обсуждение этого законопроекта (может и не самый приятный), но один из самых важных вопросов Конференции. Наша сегодняшняя реакция может на годы вперёд определить судьбу паломнического движения в Украине.

Если у вас есть дополнения к проекту обращения и другие вопросы по сути вопроса – мы готовы выслушать их в рабочем порядке.  

Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)