Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
 

О празднике «летнего Николы». «Паломникам в рассеянии»

 [Печать страницы]
02.06.2022
 Если вы оказались в Италии, то 22 мая обязательно вспомните про день перенесения мощей святителя Николая в город Бари. А уж если вы доберётесь до этого городка – он покорит вас навсегда. Это «самый итальянский» город, из тех, что я видел. Любая из его улочек приведёт вас к храму, в котором хранятся мощи святителя. Для барийцев, прибытие мощей святого в город – величайшее событие. Но Восточные христианские церкви это событие никак не празднуют. Для них это – скорее день утраты. Дело в том, что вплоть до конца ХІ века мощи святителя Николая хранились в Мирах Ликийских (сегодня это турецкий городок Демре).

В XI веке Ликия часто подвергалась нападениям сельджуков, во времякоторых местным жителям приходилось прятаться в горах. В этих случаях в храме святителя Николая оставалось лишь несколько монахов. Именно эту ситуацию использовали в своих целях жители города Бари. В Европе тогда началась настоящая охота за мощами. Её участники не разбирали средств, считая, что святой всегда охраняет обладателя его мощей, независимо от средств их приобретения.

В 1087 году барийцы дважды подходили к Мирам. Плывя в Антиохию с грузом хлеба, они отправили разведку в Миры. Оказалось, город был полон сельджуков, которые хоронили своего полководца. Барийцы быстро ретировались. Возвращаясь из торгового похода, они вновь высадились в Мирах. В этот раз берег был пуст – сельджуки ушли, а местные жители ещё не вернулись из своих горных убежищ. В пустом храме барийский отряд застал лишь четырёх монахов. Угрозами иноков вынудили показать, где скрываются мощи святителя Николая. Взломав мозаичный пол, один из моряков спустился в гробницу и наступил ногами прямо на благоухающие мощи, повредив их. Перенеся большую часть мощей на корабль, барийцы отплыли. Однако из-за спешки мощи забрали не полностью…

 



Часть мощей, которая осталась Мирах, пробыла там недолго. Через десять лет после набега барийцев, в Миры пришли венецианцы – участники первого Крестового похода. Сценарий первого грабежа повторился. В храме опять было лишь несколько монахов. Под угрозами и пытками они показали, где хранятся остатки мощей. Обнаружив, что мощей очень мало, венецианцы добавили к ним другие останки – женские и даже детские косточки. Вскоре факт фальсификации был забыт, а мощи заняли своё место на венецианском
острове Лидо, в храме святителя Николая.

Эта история долго вызывала недоверие историков. Но в 1953 году мощи святителя Николая, хранящиеся в Бари, впервые за десять веков были изъяты из-под спуда и подвергнуты исследованию. Их изучил итальянский антрополог и анатом, профессор Луиджи Мартино. Он пришёл к выводу, что лик, изображаемый на иконах святителя Николая, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека. 

В 1992 году этот же антрополог, имевший уже почтенный возраст, был приглашён для освидетельствования мощей, хранящихся на острове Лидо. Он установил, что в Венеции хранится как раз та часть останков, которой не хватает в Бари. Так что, в Италии есть сразу два места, где можно поклониться мощам святителя Николая – город Бари и остров Лидо, в Венеции.

 

Александр Ворсин

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)