Дудченко Андрей, прот.
Скажу честно: я никогда не был фанатом паломничества в Израиль, но понимал, что поехать нужно. Значит, пусть это совершится тогда, когда благословит Господь. И удобный случай представился в виде предложения от Паломнического центра Украинской Православной Церкви: значительная скидка на перелет благодаря чартерам, которые выкупают хасиды во время массового паломничества в Умань. Они — к нам, а наши паломники — к святыням Израиля. Так мы собрали группу, половину которой составили прихожане нашего храма, и отправились в путь…
Теперь, вернувшись домой, я убежден: для христианина побывать на Святой Земле чрезвычайно полезно. Если есть такая возможность — не пренебрегайте ею. Читая рассказы, просматривая фото или даже лучшие фильмы о Святой Земле, все равно не поймешь того, что будет переживать на местах, где разворачивались библейские события.
«Классический» вид на город.
Главное сокровище, которое остается после посещения Святой Земли — не сувениры или фотографии, и не приятные воспоминания, но «ожившая» Библия. События Ветхого и, преимущественно, Нового Завета становятся наглядными и «привязываются» к географическим локациям. Иерусалим и Вифлеем, Иудея и Галилея, пустыня и Иордан, Елеон и Фавор… Вернувшись из паломничества, уже по-другому читаешь Евангелие. Понимаешь, где это было, какие расстояния, какова местность, рельеф и климат.
Над камнем помазания.
И неважно, что город Иерусалим был полностью разрушен римлянами дважды: в 70-м году, когда войска Тита сравняли его с землей, не оставив «камня на камне», и в 135 году, когда на этом месте был распланирован новый город Элия Капитолина. Современный Старый город сохраняет римский план улиц, но под ним и над ним своего рода многослойный «пирог». Тут и раскопки времен Ирода Великого, то есть времен Иисуса Христа, и первые храмы, возведенные матерью Константина Великого равноапостольной Еленой, и постройки крестоносцев, и мусульманские сооружения османского периода, и мультикультурная современность. За две тысячи лет культурный слой в городе вырос более чем на 10 метров, и потому, чтобы увидеть то, что сохранилось от времен Иисуса Христа, нужно спускаться под землю на места раскопок.
Глубоко внизу – остатки купальни Вифезда.
Ученые и различные религиозные общины спорят про точную локализацию того или иного места. Так, православные и католики построили храмы на месте дома, где родилась Дева Мария — и эти места отстоят друг от друга на несколько десятков метров. Вот тут, говорят некоторые, Мария кормила младенца Иисуса, а тут Она стояла во время Его Вознесения на небо. Но так ли важно найти конкретное место? И разве можно это установить точно? Достаточно того, что это на самом деле произошло, и совершилось это где-то здесь, на этой земле, в этом пространстве. Кстати, и от иконы мы не требуем фотографической точности: для нас достаточно, что это образ другого, и с помощью образа мы обращаемся к тому, кого он изображает. Так и святые места — своего рода иконы библейских событий.
Искусственные «артефакты». Якобы к этому камню прикоснулся Иисус…
Ночная служба на Воздвижение служилась на Голгофе. Это внутри храма Воскресения, неподалеку от Гроба Господня. Удивляешься, насколько всё близко друг ко другу. На службе около сотни священников из Украины: на этот праздник приезжает множество паломнических групп из всех областей нашей страны. Богослужебных облачений хватает не всем, поэтому около половины духовенства молятся рядом, чтобы потом подойти ко Причастию. Службу совершают греки из Иерусалимского Патриархата, который тут и называется «греческим». Только Евангелие и «Отче наш» читают по-церковнославянски после греческого. Но тем, кто знает порядок литургии, все понятно, потому что эта служба одинакова во всем православном мире. Ночное богослужение длится до четырех утра. Потом медленно возвращаемся в отель через ночной город. Ночью хорошо: можно свободно пройтись по улочкам, которые днем превращаются в сплошной базар. А еще можно подняться на крыши и в тишине побродить над улицами, помолиться и подумать о вечном.
Иерсусалим ночью. Вид с крыш Старого города.
За Иерусалимом — оливковая гора, или Елеон, а дальше — пустыня. На сколько хватает взгляда — холмы из камня, раскаленные под октябрьским солнцем. Всем паломникам настоятельно рекомендуют иметь при себе бутылки с водой и время от времени делать глоток: обезвоживание — слишком серьезная вещь. На палестинской территории среди пустыни спрятались монастыри. Один из них — лавра преподобного Саввы Освященного, куда, как и на Афон, не пускают женщин. Электричества здесь нет совсем, а отсчет времени ведут так, как в древности: заход солнца означает наступление новых суток. Служба начинается около двух часов ночи по нашему счету и продолжается до рассвета. Причащаются 3-4 раза в неделю. Тут 15 монахов. Экскурсию для мужской части группы ведет брат Филарет, он приехал сюда несколько лет назад из Москвы. А пока дамы отдыхают под раскидистой оливой у входа в лавру, один из монахов выносит им для поклонения реликвии. Потом мы еще посетим монастырь Георгия Хозевита — оазис среди пустыни, прилепившийся к крутому склону. Но почему-то самое большое впечатление на наших дам произвела именно лавра святого Саввы, на территорию которой они даже не могли заглянуть.
Вход в лавру святого Саввы.
Возвращаясь домой, уже начинаем размышлять над тем, чтобы снова поехать на Святую Землю. Гид — сестра Людмила, одесситка, работающая ныне при Иерусалимской патриархии, рассказывает, что мы увидели только часть из возможного. Но не стоит стремиться увидеть как можно больше за одну поездку, потому что усталость дает о себе знать, и дальше просто теряешь способность восприятия. А значит, Израиль, жди украинских паломников!
Сестра Людмила – гид группы.
Фото автора.
Источник