Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

Прикосновение к Италии. Милан

 [Друк сторінки]

«Господи, Иисусе! Молю Тя: даждь ми по сердцу моему!»

Епископ Порфирий (Успенский), первооткрыватель Синайского кодекса, первоначальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, первый ректор Одесской духовной семинарии, автор книги «Святыни земли Италийской» [1, т. I, с. 465].

***

С 18 по 25 мая украинские паломницы совершили «марш-бросок» через Апеннинский полуостров. За 8 дней группа из 13 человек на маленьком микроавтобусе пересекла Италию с Севера на Юг и «пришвартовалась» у морского побережья в предместье Рима – для дальнейшего отлета на Родину. Позади остались Милан, Флоренция, Бари, Ортона, Салерно, Амальфи, Равелло и, конечно же, чарующий Вечный город.

Низкий поклон организаторам поездки: Паломническому отделу ОВЦС УПЦ, гидам-переводчицам в Милане и Риме – Марине, Светлане, матушке Екатерине, водителям микроавтобуса Джану и Розарио. Отдельная благодарность Синодальному информационно-просветительскому отделу УПЦ и его главе протоиерею Георгию Коваленко.

Мы – в Милане!

С ранней пионерской юности — а лет мне сейчас уже «ого-го!» — ни о чем так не мечталось, как об увлекательных странствиях. В студенческие годы довелось по необъятной Советской Родине поездить, а вот дальше, увы, не пришлось. И лишь несколько лет назад распахнулась-таки дверь во внешний мир, и мне, изумленной, приоткрылась Святая Земля. Казалось, что второго раза не будет…

И вдруг – солнечная Италия! Понадобился год, чтобы все определилось, и когда надежда на путешествие совсем угасла, Господь одарил таким несбыточным счастьем.

Согласитесь: одно перечисление святых имен в программе паломничества волнует и будоражит душу! Разумеется, потребовалось время, чтобы восхищение после возвращения домой улеглось, а в путевых заметках спрятались лишние восклицательные знаки.

В том, что Господь хранил и опекал нас во время поездки, мы убедились сразу – почти каждому из нас посылался для этого особый случай. Я, например, весьма удивилась, что огромная нагрузка пеших переходов не отразилась на больной коленке и других болячках, досаждающих дома.

А еще, к стыду своему, на первой же огромной площади в Милане я потерялась: застыв в изумлении перед грандиозным беломраморным кафедральным собором Дуомо, не заметила, как наша группа растворилась среди немыслимой толпы. Заметалась в бесконечности – наших нет! В состоянии легкого шока пыталась дозвониться гиду, но деньги на счету быстро пропали, а Марина не отвечала.

В который раз убедилась: язык мой – враг мой! В том еще плане, что на иностранных наречиях говорить не может. Подошла к полицейским, те расспрашивают добродушно, только мне сказать им нечего…

Отошла поразмыслить, и так молилось сладко-отчаянно: «Господи, да что ж за напасть такая! Помоги мне, пожалуйста!»

И как же быстро пришла помощь! Улыбаясь, охранник на входе в собор пригласил зайти внутрь без билетов и экскурсовода — ищи своих!

Под сводами величественного здания, подняв чело к чудо-росписям, бродили сотни туристов. И вдруг увидела среди них свою группу! Отряд не заметил потери бойца и с интересом слушал гида-переводчицу Марину  Бабкину, встретившую нас в аэропорту и сопровождающую по Милану. Я с облегчением вздохнула: слава Тебе, Господи!

Но чудеса на этом не закончились…

Встреча с украинским священником — иеромонахом Амвросием (Макаром)

Оказывается, частицы святых мучеников Келсия, Гервасия и Протасия Медиоланских доставлены в строящийся в Киеве Кафедральный собор в честь Воскресения Христова из Милана, где и ныне пребывают мощи этих угодников Божиих. Узнала же я об этом, к стыду своему, не дома, а здесь, в Италии. И вот как.  

В первый вечер паломничества в католическом кафедральном соборе Дуомо наша группа случайно встретилась с украинским священником — иеромонахом Амвросием (Макаром), настоятелем миланского православного храма в честь Амвросия Медиоланского. 

Батюшка привел в собор друзей к общехристианским святыням. Узнав в паломниках своих, он благословил женщин и рассказал, что в мае нынешнего года побывал в Киеве, поклонился Печерским святым в Лавре, служил Литургию в монастырском храме «Всех скорбящих радость».

В краткой беседе выяснилось, что отец Амвросий не раз посещал место строительства главного Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова, где в галерее «Соборной» участвовал в вечере памяти новомученика отца Анатолия Жураковского. Узнав, что в храме в честь Всех святых, возведенном рядом со стройкой, есть подаренные Предстоятелем УПЦ, настоятелем будущего собора, частицы мучеников святых Келсия, Гервасия и Протасия Медиоланских, отец Амвросий приоткрыл историю принесения этих святынь в Украину:    

— В 2008- 2009 годах Блаженнейший Митрополит Владимир был в Милане, служил в нашем приходе, также у святителя Амвросия Медиоланского. Тогда же мы преподнесли в дар Блаженнейшему Владыке частицы мощей святых Келсия, Гервасия и Протасия Медиоланских. А вообще я бываю в Киеве довольно часто и знаю, какой изумительный кафедральный собор строит всем миром Украинская Православная Церковь. 

Попутно выяснилось, что наш гид Марина Бабкина – прихожанка миланского храма в честь Амвросия Медиоланского, она то и рассказала об отце Амвросие:

— Несколько лет назад из Украины в Милан прибыл отец-настоятель нашего храма – протоиерей Николай Макар. Год назад он стал иеромонахом —  принял сан в честь святого Амвросия Медиоланского. До этого в Милане был один православный приход, который окормлял отец Димитрий — итальянец, удивительный человек, принявший православие. Приход его стал очень большим, и Синод решил открыть второй храм.

Батюшка Амвросий развернул здесь такую активную деятельность, что наш приход вырос необыкновенно. Мы снова катастрофически не помещаемся в католической церкви святого Вита (XVI век), которую 6 лет назад нам дали в безоплатную аренду. Насколько мне известно, в городе решается вопрос о том, чтобы выделить место для строительства нашей общине своего православного храма. Считаю, Милан созрел для того, чтобы иметь свой православный собор, ведь здесь очень много наших. По неофициальным данным, только выходцев из Украины – 49 тысяч, но, думаю, здесь их намного больше. Плюс – эмигранты из Молдавии.

Марина поведала, как много хорошего делает отец Амвросий для молодежи – устраивает паломнические поездки, организует воскресные школы для детей и взрослых:

— В числе прихожан есть не только русские эмигранты, но и коренные итальянцы, которых батюшка привел в православие. Богослужения у нас специфические, наверное, таких больше нигде нет: служба ведется не только на церковнославянском, но и на молдавском языках – поскольку много выходцев из Буковины, а также на итальянском – для местных жителей, которые приходят в храм «посмотреть и послушать».

Удивительно, но с отцом Амвросием мы встретились в Италии еще раз – в Бари, у мощей Святителя Николая. И снова была радость общения близких по духу людей вдали от Родины, но вблизи великой святыни. 

Большой Милан очень красивый

Однако вернемся к началу паломничества. Ближе к вечеру сразу из аэропорта спешим к святыням Милана. Древний город приоткрывается нам с площади святого мученика Виктора Лодийского, пострадавшего в 303 году. Марина увлеченно рассказывает, что здесь, в церкви, покоятся святые мощи местночтимого солдата, которого св. Амвросий Медиоланский почитал особо: в переписке со своей сестрой Марцеллиной он завещал похоронить брата Сатира рядом с этим мучеником.  

Спешим за Мариной, стараясь ни слова не пропустить из ее рассказа:

— Милан – город очень красивый, небольшой – его площадь 182 квадратных километра. В нем 1 млн. 300 тысяч жителей. Но с 11-ю маленькими прилегающими городками он называет себя «Большой Милан» и насчитывает уже 7 миллионов человек. Основан город в 590 году до Рождества Христова. Первыми были здесь кельты – северные племена, которые пришли из альпийских гор в поисках более выгодных мест для поселения. Много лет в своей истории Милан был под чьим-то игом, поэтому в нем много исторических наслоений.

Так, после гибели Священной Римской империи начинаются вторжения варваров. И в этом положении город пребывает до XIII века, когда начинается династическое правление двух очень известных родов – Висконти и Сфорца. После их упадка Милан начинает «трясти»: нападают французы, потом – испанцы, австрийцы, снова – французы –  Наполеон, и только потом, в 1848 году, вызревает национальное самосознание.

«Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем…»

В Милане мы пытались разложить по полочкам первый «транш» информации о хранящихся здесь реликвиях. Поразили базилика и житие святого Амвросия Медиоланского, покровителя города, о котором, увы, знала немного. В памяти отложилось нечто важное, связанное с его именем. Лишь дома поняла, что именно, уже когда читала «Песнь хвалебную св. Амвросия, епископа Медиоланского»: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем…» Позже узнала, что этот благодарственный торжественный гимн епископ Амвросий составил в 386 году, и позже молитва вошла в богослужение Православной Церкви.

А там, в Милане, в первый день паломничества, каждый из нас чувствовал себя первооткрывателем. Как будто здесь ничего не было раньше, есть только мы – и загадочный город…

В базилике святителя Амвросия поклонились также святым близнецам Гервасию и Протасию, пострадавшим в I веке по Р. Х., перенесенным сюда в 386 году. Мощи мучеников святитель обрел необъяснимым образом, да и сама история его жизни полна чудес. Из увлекательного рассказа Марины больше всего запомнилось, как молодого  некрещенного адвоката – правителя города – выбирали епископом, как он рьяно отказывался, аргументируя гражданам: «Я ведь женщин люблю!» Как убегал на ослике Бента от преследовавших его почитателей и был пойман, крещен и поставлен окормлять христианскую паству. Говорят, что церкви, в которых служил миланский епископ, размещались вблизи места, где ныне возвышается Кафедральный собор Дуомо.

Дуомо: место совершенства – восьмое чудо света!

Проходим Театральную площадь. Перед нами – памятник Леонардо да Винчи, вокруг него – четыре его ученика. Леонардо трудился в Милане 18 лет, работа его была связана с замком Скорцезе. Рядом — оперный театр Ла Скала.    

И вот мы – на главной площади Милана, Дуомо ди Милано. Замерли перед грандиозным кафедральным собором, необыкновенно красивым, зрелище – потрясающее! (Согласитесь, было от чего потеряться).

Собор по величине – четвертый в Европе: после собора святого апостола Петра в Риме, собора святого Павла в Лондоне и собора в Севилье. Площадь – 11 тысяч 700 кв.м, 3600 скульптур, из них только снаружи –  2300.  Строили готический собор 600 лет.  Длина его – 157 метров, в нем могут разместиться 40000 человек. «Исключительные материалы, белый мрамор и отделка деталей, вместе с загадочным розоватым светом внутри здания, придают собору особое очарование», – пишет о соборе Lifeglobe.

Прямо над алтарем находится гвоздь, который привез из распятия Христа святой Амвросий Медиоланский. Внутри собора – золотая статуя Мадонны, Пресвятой Богородицы, покровительницы города. По огромной лестнице или на специальном лифте можно было подняться на вершину собора, откуда открывается великолепный обзор Милана. Но времени – в обрез, а мы так мало видели... 

— На этой площади изначально были языческие святилища, – рассказывает Марина. – Когда кельты искали возможность перейти через Альпийские горы, то спросили об этом оракула. Узнали, что надо найти место совершенства, где якобы соединяются астральные координаты. Странным образом этим местом и стала площадь, на которой кельты поставили свое первое капище. Позже римляне возвели здесь храм во имя богини Минервы, которую мы с вами знаем как Афину-Палладу. Впоследствии и христиане построили на этом месте свой кафедральный собор.

Вообще Милан сыграл в христианстве большую роль, ведь в 313 году именно здесь, на площади, император Константин Великий провозгласил свой указ о веротерпимости – знаменитый Миланский эдикт, которым положил конец гонениям на христиан.

Замечательно высказался об этом соборе в своей книге «Святыни земли Италийской» русский епископ Порфирий (Успенский), побывавший в Италии в 1854 году. Он писал: «…есть что посмотреть в Милане, но всего краше, лучше, наряднее и величественнее там кафедральный собор! Когда я приближался к этому собору, то обошел его вокруг, и, вперив свой взор в эту зодческую невидаль, в эту красоту, выразимую только святописным рисунком, а не словом, то с восторгом сказал себе: удивительное здание! Это восьмое чудо света, превосходящее все семь чудес, какими хвалится мир дохристианский! Весь собор построен из белого мрамора, …целой мраморной горе было речено: двинься — и она передвинулась и превратилась в дивно великолепный храм Приснодевы…»

«Сердце, вместившее Восток»

Лишь там, за тысячи километров от Родины, я впервые, к стыду своему, услышала о святом епископе Порфирии (Успенском), ученом монахе, эрудите и первооткрывателе – почти киевлянине, первом ректоре Одесской духовной семинарии. Епископ Порфирий  написал удивительную книгу «Святыни земли Италийской» – путевые записки 1854 года, в которой восхищенные строки посвятил величественному кафедральному собору в Милане.

Из православных интернет-источников узнала, что в Киеве архимандрит Порфирий жил почти 13 лет, что зимой 1865 года был хиротонисан во епископа Чигиринского, назначен викарием Киевской Митрополии и настоятелем Михайловского Златоверхого монастыря. Примечатьельно, что пребывание Преосвященного Порфирия в Киеве в сане епископа Чигиринского стало расцветом его учено-литературной деятельности. Здесь для него были гостеприимно раскрыты двери академического журнала «Труды Киевской духовной академии», на страницах которого увидели свет многие сочинения владыки.

И еще несколько штрихов к биографии епископа Порфирия (Успенского) – «выдающегося русского иерарха, отдавшего свои знания и силы изучению православного Востока», которому 21 сентября (8 сентября по ст.ст.) 2014 года исполнится  210 лет со дня рождения: «Знаменитый византолог и востоковед, один из инициаторов и организаторов первой русской Духовной миссии в Иерусалиме, первооткрыватель знаменитого рукописного «Синайского кодекса», он в своих воззрениях во многом опережал свой век. Епископ Порфирий был горячим патриотом и свои научные труды совершал во имя и на благо России. Но его интересовал и Запад, особенно Италия, Рим как колыбель христианства».

«Его живая вера не дала ему ограничиться посещением катакомб и раннехристианских базилик в Риме – сердце католического мира; он добивается аудиенции у Папы. Их беседа была продолжительной и, видимо, взаимно интересной. Разговор коснулся и темы воссоединения Церквей. К единому мнению собеседники не пришли, но сам факт встречи симптоматичен и чрезвычайно важен. В итальянских заметках Успенского мы находим отголоски этого разговора: архимандрит Порфирий излагает свои претензии к Риму, обвиняет его в гордыне, в грехе против Восточной Церкви, против христианского единства и т. д. Но, всё же, он приходит к светлому и оптимистичному выводу: «Старый Рим обновится, и слава Господня воссияет над единой Италией».

«Господи, Иисусе! Молю Тя: даждь ми по сердцу моему!» [1, т. I, с. 465], – молился святой Порфирий. И в другом месте пишет он товарищу по академии, епископу Новомиргородскому Софонии: «Бог вознаградил меня за труды мои и за терпение мое, смею сказать, немалое. Хвала и благодарение Ему, Праведному и Милостивому. Я весьма доволен своей судьбой. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу» [6, с. 108].

…В Москве, вдали от любимого им Киева, 81-летний епископ Порфирий отошел ко Господу спокойно, сидя в кресле лицом на восток, держа в руках кипарисовый крест, привезенный из путешествий.

«У святых угодников Божиих нет национальностей и границ!»

Но вернемся в Милан, на площадь собора Дуомо, где наша обаятельная русская миланка Марина рассказывает удивительную повесть о житии святого Амвросия Медиоланского, заложившего здесь, в городе, четыре церкви:

—  30 ноября 374 года он принял Крещение, 7 декабря был хиротонисан. И вот как это случилось. 25 лет в Милане служил на кафедре епископ-арианин Авксентий I. Граждане настолько его не любили, что богослужения ему приходилось совершать в окружении солдат. Но в чем же заключалась эта ересь? Ариане утверждали, что Господь Сын не единосущен Отцу, то есть, разделяли Святую Троицу. Наши святые отцы поясняли: это бунтовал скудный разум ариан. Прекрасно зная догматы Святой Троицы, они вносили смуту в умы людей. Арианская ересь была тесно связана с язычеством, поскольку всеми силами пыталась притянуть Христа к земле, сделать Его земным, что было выгодно правящему императору. Внезапно арианский епископ умирает, и в Милане наступает хаос. Насколько не любил епископа простой народ, настолько императорский двор его поддерживал. Надо было кого-то выбирать на место епископа. Градоначальником в Милане в то время был наш Амвросий. Как же он тут оказался?

Аврелий Ураний Амвросий родился приблизительно в 333 году, в Германии, в очень богатой и знатной римской семье. Отец его был префект Галлии, на очень высоком посту. Примечателен момент со дня рождения Амвросия, третьего ребенка в семье. Есть знаменитая картина миланского художника: на ней изображен младенец, на которого в люльке сел рой пчел.

Рабыня-нянька вдруг увидела в саду удивительное зрелище: рой пчел сел ребенку на личико, и затем улетел, не повредив младенца, оставив ему на устах сладкий мед. Подошел отец, увидел, что произошло, и предрек сыну: «Нечто великое ему предлежит». Конечно, отец имел в виду светские почести сыну, а Господь определил Своему избраннику другое величие.

Но вот глава семьи умирает, и мать решается перевезти сыновей в Рим. К тому времени младший достигает 18 лет, позже он становится адвокатом. Поскольку мать Амвросия из императорского рода, то после смерти мужа она возвращается к близкой родне, старается дать детям не только богатство и знатность, хорошее светское образование, но и благочестивое духовное воспитание. Ведь Рим во времена Юлиана Отступника был особенно развращенным.

К слову, сестра Амвросия Марцеллина дает обет безбрачия и позже становится монахиней. Его брат Ураний Сатир также отказался от брака и помогал Медиоланскому епископу. Среди родни были и консулы, и святая дева Сотирия, принявшая мученичество при императоре Диоклетиане. В дом часто заходит друг семьи Папа Дамас I, которого впоследствии прославили святым. Духовником Амвросия был святой Симплициан, которого миланцы почитают до сих пор.

Заметим, что духовник всегда был рядом с Амвросием, и когда епископ умирал, попросил, чтобы на кафедру поставили старца Симплициана. Миланцы так и сделали, и бывший духовник Амвросия служил епископом четыре года – до своей смерти. 

 Конечно же, Амвросий не избежал многих искушений: как он сам о себе писал, ему нравились женщины, веселье. Но семена святости, посеянные в семье, росли и укреплялись. В знак его заслуг и, возможно, в память отца, сенаторы назначают Амвросия губернатором двух больших областей Италии – Эмилии и Романии. Центр области – Милан, поэтому он живет именно здесь. За пять лет служения Амвросий снискал уважение людей тем, что был абсолютно неподкупен, к тому же служил еще и адвокатом, причем, всегда был на стороне правды.

В день выборов епископа император Валентиниан приказываает Амвросию пойти на них в качестве наблюдателя, дабы успокоить народ.

Красивая легенда гласит: прибыв в Медиолан, Амвросий вошел в храм, где проходили выборы, и со всею силою красноречия стал убеждать народ, чтобы привести споривших к согласию и миру. Вдруг грудной младенец, еще не умевший говорить, закричал из среды народа: «Амвросий – епископ!» Услышав сие, весь находившийся в церкви народ подхватил слова младенца и начал громко и единодушно восклицать: «Амвросий – епископ! Амвросий – епископ!»

Градоначальник был в страшном удивлении: «Кого вы выбираете, ведь я даже не крещен!» Тогда он произнес удивительную речь с прекрасным чувством юмора, в которой заметил: и женщин я люблю. Более того, устроил дома показную пирушку, чтобы все увидели, что в его доме есть женщины. Но народ ему сказал: «Не бойся, и мы такие же развращенные!»

Амвросий снова сопротивлялся, говорил, что недостоин, боялся, ведь духовно не был готов к такой ноше. Ничего не помогало. Тогда Амвросий убегает из Милана. Есть потрясающая история об его побеге на ослике, которого звали Бента. Амвросий сел на ослика и сказал: «Кур, Бента!», – то есть: «Беги, Бента!» Он хлестал ослика, во всю прыть убегая из города. Было это в ноябре, когда стояли такие сильные туманы, что руки перед собой не было видно. Вот и ослик остановился. И как его не хлестал Амвросий, ослик дальше не пошел, встал на 12-м километре от Милана.

Народ догнал и схватил Амвросия, сказал: «Ты нам нравишься, поэтому будешь епископом». Амвросий ответил, что не умеет им быть. Народ успокоил: «Ты будешь учиться, и мы вместе с тобой тоже будем учиться». Так и вышло. А на том месте потом возникло местечко, которое и сегодня называется – Курбенто.

Что поделаешь – надо покоряться! Амвросий срочно зовет духовника Симплициана и принимает Святое Крещение. С тех давних пор 7 декабря в Италии – большой национальный праздник.

«Что принадлежит Богу, дать не могу»

Приняв Святое Крещение, Амвросий встает на путь нестяжательства и раздает Церкви и нищим свое огромное богатство. Особенно заботится о нищих, детях и обездоленных девушках, вынужденных зарабатывать на жизнь проституцией. Епископ организует приюты, в которых девушки могли честно трудиться и помогать ближним.   

Авторитет Амвросия был очень высок. Вот лишь два примера. Пасха 386 года, когда мать императора, арианка Юстина, от имени сына хотела отнять церковь со всеми сокровищами. Амвросий не разрешил, ответив: в том, что мне принадлежит, я не отказываю царю, я готов за него и здоровьем своим пожертвовать, но того, что принадлежит Богу, дать не могу; да и царю брать того нельзя.

Церковь окружили солдаты, но верующие держали оборону три дня и три ночи. Говорят, именно тогда Амвросий ввел полифонное пение на два хора, дабы поднять дух народа в храме. Будучи человеком высокообразованным, талантливым, он брал греческие тексты и сам расписывал их по нотам. Люди эти молитвы пели.

Утром солдаты все-таки врываются в церковь и видят, что люди стоят и молятся. Солдаты тоже падают на колени. Амвросий спрашивает их: «Зачем пришли?» Отвечают: «Помолиться». Императрица Юстина, конечно же, была посрамлена и должна была вообще уйти из Милана, и впоследствии епископу такого позора не простила.

В 395 году Амвросий обличает самого императора Феодосия, с которым имел крепкую личную дружбу. Феодосий считал себя наместником Бога на земле и к строгому отношению епископа к себе не был готов. Амвросий впервые в истории Церкви и государства отказал императору. И вот как это было.

Однажды в цирке восставшие фессалоникийцы напали на слуг императора, и его солдаты пострадали. Император в гневе приказал погубить 7 тысяч человек. Узнав об этом, епископ Амвросий отлучил императора от Церкви и сказал: «Пока не принесешь истинное покаяние, в храм не зайдешь, ведь на тебе столько крови!»

И лишь со временем император Феодосий в кругу близких людей вошел в церковь, отказался от царских регалий, на коленях просил у Господа прощения. Затем император хотел войти в алтарь и, как всегда, стоять со священнослужителями. Но епископ Амвросий не разрешил: здесь место представителей Бога, твое же место с народом.   

 Амвросий во многом помогал Феодосию: запретил Олимпийские игры, добился, чтобы прекратили содержать жриц, весталок.

В 397 году, в возрасте 63 лет, Амвросий умирает. Любовь народа к нему была столь велика, что даже правящий тогда император согласился: это великая потеря для всей Италии.

Всего на два года Амвросий пережил императора Феодосия, которого искренне оплакивал. В речи на смерть Феодосия епископ писал: «...Непростой был этот муж, но был он сердечный и искренний. Единожды узнав правильную стезю, он шел по ней до конца жизни». Историки затем скажут, что когда рухнули эти два столпа – император Феодосий и епископ Амвросий, державшие Римское государство и Церковь, – развалилась вся Священная Римская империя.

«Один из лучших людей, известных миру»

— Святой Амвросий сражался с язычницей императрицей-арианкой Юстиной и хотел, чтобы Милан все воспринимали как христианский город, – рассказывает Марина. –  На четырех основных дорогах он лично заложил четыре базилики, размещая их таким образом, чтобы в архитектурном плане они составили крест. До наших дней сохранились три базилики, четвертую Мария Терезия снесла – разбила на месте церкви парк. Первую базилику-мортиру святой основал за пределами городских стен – в честь мучеников. В то время людей хоронили только за городом. По наитию Святого Духа епископ Амвросий обрел мощи братьев-близнецов – святых Гервасия и Протасия, пострадавших в первый век христианства. Буквально через некоторое время Промыслом Божиим епископ Амвросий обрел мощи еще двух казненных за веру миланских мучеников – Назария и Келсия. Все они связаны одной грустной и трогательной историей.

Когда епископ Амвросий узнал, что жить ему осталось мало, попросил упокоить его вместе с братьями Гервасием и Протасием, и положить его рядом с ними, но не между ними. В XVIII веке саркофаг с мощами святого Амвросия утратили, затем обрели вторично и к великому изумлению увидели: епископ лежит в посредине белом облачении, а по бокам – братья-близнецы. Как это произошло – никто не знает.

Рядом с базиликой святого Амвросия увидели колонну с двумя отверствиями. «Зачем они и откуда взялись?» – спросили Марину. И услышали такую историю:

— Это «дьявольская колонна» ІІ века. Легенда гласит: когда епископ Амвросий задумал грандиозное строительство храмов, встал вопрос – откуда брать деньги и строительный материал? Стоял он в размышлении, и вдруг предстал пред ним некто в кожаном фартуке каменщика, предложив себя в качестве главного мастера. Святой отец сразу понял, кто перед ним, и решил его посрамить. Сказал: если ты такой хороший каменщик, у тебя должно быть чувство линии. Давай проверим.

Епископ нарисовал линию, которую «мастер» должен был запомнить и пройти по ней с закрытыми глазами. Некто пытался подсмотреть, какую линию рисует епископ, нагнулся, а святой дал ему пинка. «Каменщик» полетел вперед, и епископ увидел настоящее обличье «отца лжи». Вышли у «мастера» рога, которыми он впилился в эту колонну. С тех пор на колонне II века остались две четкие дыры. Легенда гласит, что лукавый настолько рассвирепел, что пробил в этом месте вход в преисподнюю.

Как это часто случается, святое часто путается с язычеством. Эта колонна издревле пользуется большой популярностью среди населения. Вместо храма миланцы стали ходить к «дьявольской колонне» и нюхать ее: особенно накануне Пасхи из дыр исходил запах серы. Жители просто помешались на этом, и правительство вынуждено было заделать дыры. То есть они есть, но не сквозные.

Раньше «дьявольская колонна» стояла рядом с местом, где венчались на царство короли и где должны были сделать жест смирения – обнять колонну и поклониться народу. Все короли, напомню, короновались только в базилике святого Амвросия. В остальных базиликах покоятся мощи святого Симплициана, духовника святого Амвросия, и святого Назария. Святые мученики Назарий и Келсий покоятся в отдельных базиликах. Церковь святителя Дионисия, к сожалению, разрушили.

Завершая рассказ о святом Амвросие, Марина привела слова Блаженного Августина, который писал: впервые увидев епископа Амвросия, он сначала был потрясен его маленьким ростом и неказистым видом. Но когда епископ начинал говорить, то никто уже на его вид внимания не обращал, настолько святой умел проникнуть в душу и сердце человека. Его слушали и ему повиновались. А ведь даже «усилия Моники, его набожной матери-христианки, не смогли убедить скептичного Августина принять христианскую веру. Все изменилось после встречи с Амвросием Медиоланским, которому впоследствии Августин посвятил проникновеннейшие страницы в своей автобиографической «Исповеди», назвав его «одним из лучших людей, известных по всему миру».

Святителю отче Амвросие, моли Бога о нас!

Кондак, глас 3:

Божественными догматы облистая, помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие: чудодействуя же силою Духа, страсти различныя яве исцелил еси. Отче преподобне, Христа Бога моли, спастися душам нашым.

«Миланцы не совсем понимают, какие святыни у них хранятся»

В миланском Кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы нас встретил хранитель святынь при Миланской Курии. Здесь мы поклонились честной главе первомученицы равноапостольной Феклы, посетили крестильню, где в 374 году был крещен св. Амвросий.

Удивительна и неповторима жизнь человека, призванного к святости! Святая первомученица равноапостольная Фекла в первом веке прошла с проповедью всю Азию. «В 18 лет ее обручили со знатным юношей. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая дева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Евангельской проповеди. Мать ее пожаловалась на дочь императору, и дочь приговорили к растерзанию дикими зверями. Но львы сидели подле девы и лизали ей ноги! Святая Фекла ушла вслед за апостолом, позже осталась в одном селении, где много лет помогала людям целительством, «и благодать Божия на ней почивала», как гласит житие. Однако население на нее ополчилось и послало наемников ее убить. Господь спас святую Феклу: когда преследователи были совсем близко, старицу поглотила скала. С тех пор христиане почитают ее равноапостольной, первомученицей.

Примечательно: пока в Италии не было православных паломников, глава девы хранилась в музее. Но затем стало приходить к ней столько людей, что священники достали частичку ее мощей, вставили в реликвариум и теперь выносят православным для поклонения.

В базилике, посвященной св. муч. архидиакону Лаврентию, частицы мощей которого находятся под престолом, посетили часовню, где почти 1000 лет почивают мощи святой мученицы Наталии. Говоря о роли православных паломников в почитании христианских святынь за рубежом, Марина поведала нам поучительную историю:

— Лет 8 назад, когда нашего второго прихода в Милане еще не было, Господь свел меня с монахами из Черновцов, которые вычитали много душеполезного о святой Наталье. Монахи узнали, что ее мощи хранятся в Милане, и, раз я здесь живу, дали мне «боевое» задание их найти. Искали мы святую очень долго. Наконец, ссылаясь на архимандрита Вениамина, написали официальное письмо в Миланскую Курию (Архископию). В ответ услышали: «Не знаем, поспрашивайте на приходах!» Каким-то чудом находим вот эту церковь и спрашиваем у настоятеля: «Есть такая святая?» «Есть, –отвечает, – только никто к ней не ходит».

То есть, сами миланцы до конца не понимают, какие святыни у них хранятся. Мощи святой Натальи покоились в церкви в одном из боковых приделов, и только востребованность у русских и украинских православных вывели святую из забвения. Сейчас католики посвятили ей отдельную часовню, и наши паломники деву не забывают.  

…С волнением заходят наши три паломницы-Наталии в церковь св. Лаврентия. Мощи святой мученицы Наталии совсем близко. На руках девы – рукавички, на лице – маска. Замерли наши женщины у мощей, о чем-то с ней говорили, плакали…

Есть версия, что здесь лежит именно святая бескровная мученица Наталья, которая помогала своему мужу — мученику Адриану. Недалеко, под другим престолом, находятся мощи св. Пелагии.

И снова спешим в микроавтобус. По ходу движения видим на площади статую-иглу, длиной 18 метров, напоминание о том, что Милан – третья столица моды. Опять едем, топаем пешком. Подняв головы и созерцая великолепные мозаики, проходим под сводами крытой галереи.

— Милан рассчитывал стать столицей объединенного королевства, но не стал, – говорит Марина. – Италию объединил Виктор Эммануил II. Крытый пассаж строили 10 лет, украсили гербами трех столиц Италии: здесь есть Турин, Флоренция, Рим. Милан не стал столицей, но его герб в галерее остался. Мозаики украшают четыре известные континенты – Африка, Америка и Азия изображены красивыми, изнеженными, и лишь Европу видим особенной – просвещенной.

— Кстати, тот факт, что наш великий полководец Александр Суворов приходил с русской армией освобождать Милан, не находит своего отражения в итальянских учебниках, – продолжает Марина. – Помните знаменитый переход Суворова через Альпы, когда он приходил освобождать страну по просьбе австрийского правительства – выбить Наполеона? И Вторую мировую войну, согласно местным учебникам, выиграли американцы, слова «СССР» в описании войны нет.

А ведь наш полководец перед битвой молился в Милане – в церкви Святого Георгия! Причем Александр Суворов зашел в храм на коленях – до самого алтаря так шел, на коленочках, просил Господа даровать его армии победу! Итальянцы, которые присутствовали тогда на богослужении, были тронуты до слез…

В итоге русский полководец выбил Наполеона, ему сказали «спасибо» и попросили удалиться. Наполеон, конечно же, вернулся. Лишь  позже на церкви святого Георгия повесили табличку, где написали, что здесь когда-то молился освободитель города – русский полководец Александр Суворов.

Впереди – Флоренция

Впечатления от встречи со святынями переливались через край. Захватывающие картины прошлого и настоящего перемешались в причудливый коктейль…

…Едем в Монтекатини (Флоренция). За окошком микроавтобуса – поля, фруктовые сады, виноградники, зеленые вершины гор. Также цветут у дороги бузина и белоснежная акация и так же, наверное, пахнут головокружительно, как дома...

Продолжение следует…

P.S.

Страсть к путешествиям сродни музыкальному слуху или таланту стихотворца. Один человек всю жизнь колесит по разным странам, а другого не заставишь выбраться и в соседний город – «чего я там не видал»? Действительно, зачем спешат в дальние страны? Острота новых впечатлений? Прикосновение к Вечности?

Из года в год православные стремятся к святым местам – поклониться мощам угодников, чудотворным иконам, дабы очиститься от грехов, поблагодарить за милость и попросить о помощи. Многие из нас впервые осознали, что значит – отправиться в паломничество? Надо принести весточку со святых мест, как несли наши люди домой ветви пальмы, которую некогда стелили к стопам Господа.

Вот и нам посчастливилось увидеть столько, что разум и сердце не вмещали святости: кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы и храм св. Амвросия Медиоланского в Милане; Собор «Санта Мария Дель Фьоре» во Флоренции; Собор в Св. Ап. Петра в Ватикане; Собор Св. Ап. Павла в Риме; базилика Св. Николая в Бари; Собор во имя Божией Матери «Санта Мария Маджоре» в Риме; Вифлеемские ясли; Санта Скала – Святая лестница из дома Понтия Пилата в Иерусалиме; Латеранский Собор и крестильня св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Священная трапеза или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками; церковь во имя свмч. Климента с подземными постройками первых лет христианства; Колизей – место мученической смерти первых христиан; Церковь св. Космы и Дамиана; церковь «Жертвенник небесный»; Мамертинская темница, в которой были заключены святые первоверховные апостолы Петр и Павел…

В храмах, кафедральных соборах и базиликах мы поклонились мощам святых угодников Божиих: Святителя Николая Чудотворца, св. апостолов: Петра и Павла, Тимофея, Андрея Первозванного, Марка, Фомы, Матфея, Симона Зилота; св. Иоанна Златоуста, св. Григория Богослова, св. Григория Двоеслова. свщмч. Климента, св. Амвросия Медиоланского, кровь свм. Пантелеимона Целителя, св. равноап. царицы Елены, св. равноап. Марии Магдалины, св. Гервасия, св. Протасия, св. Лаврентия, св. Наталии, св. Феклы, св. Пелагии, Алексия – человека Божия и св. мч. Вонифатия, блаж. Иеронима, преп. Пуденцианы и Пракседы, мощи первохристианских мучеников.

…Расставаясь с Италией, как и все паломники, мы оставляли здесь частицу своей души. Провожая нас в аэропорт, Светлана, наш гид-переводчик, спросила о самых ярких впечатлениях, увозимых из страны. Многие из нас отвечали: Святитель Николай в Бари, подземные церкви первых веков христианства священномученика Климента Римского, Санта Скала в Риме – Святая лестница, привезенная из дома Понтия Пилата в Иерусалиме. Веками паломники с молитвой поднимаются по ней на коленях, пытаются оставить все плохое в себе там, внизу, и взойти к Свету – будто к Самому Господу.


Источник: Sobor.in.ua

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)