В середине XIV века в замке Лири неподалёку от Парижа впервые на Западе была обнародована священная реликвия, ставшая одной из главных святынь христианского мира. Её владелец, как гласит летопись, рыцарь де Шарни, объявил собравшимся, что перед ними Плащаница, в которой, согласно Евангелию, было погребено Тело распятого Иисуса Христа.
На вопросы о происхождении Пелены он отвечать категорически отказался, поэтому Ватикан смог признать ее подлинность лишь полтора столетия спустя, при воинственном папе Юлии II. К тому времени Плащаница была приобретена весьма влиятельным европейским семейством герцогов Савойских, которые в 1578 году и перенесли ее в Турин.
С тех пор история святыни расписана буквально по дням, важнейшим из которых, безусловно, следует считать 25 мая 1898 года. Тогда, перед закрытием парижской выставки, священное Полотно впервые сфотографировал адвокат Секундо Пиа, обнаруживший при обработке снимка, что на стеклянном негативе проявился четкий Лик. В научном мире родилось понятие, не утратившее своей актуальности до сих пор — загадка Туринской Плащаницы.
Сколько же лет этой таинственной материи? И где ее скрывали до средневековой Франции? Как ткань превратилась в фотографию? И, наконец, кто на ней?
Как говорят учёные, надо просто уметь слушать, тогда на многие вопросы Плащаница ответит сама.
Джон Джексон является специалистом по спутниковой съемке и лазерному оружию, профессор Академии ВВС США и Университета в Колорадо Спрингс. Он организовал группу учёных из военных и гражданских лабораторий Европы и Америки и, несмотря на огромную древность и хрупкость христианской Святыни, в октябре 1978 года сумел получить разрешение на ее прямые научные исследования.
«Нас было около тридцати человек, — рассказывает Джон Джексон, — и в течение пяти суток мы 24 часа в день, без остановки, изучали Полотно. Единственное условие, которое мы должны были соблюсти при сборе данных, это чтобы ни одна ниточка Ткани не была повреждена. У нас были все необходимые для исследования приборы».
По словам профессора, в результате кропотливой работы было получено два важнейших результата.
Первое: отпечаток Человека – это не рисунок художника (мы не нашли никаких органических, минеральных или химических веществ, которые могли бы входить в состав красителей); образ на Плащанице – это результат дегидратации льняной ткани, то есть – ожог.
Второе: Кровь на Полотне – настоящая человеческая кровь; причём она попала на Ткань до того, как на ней возникло изображение. Перед нами встали два главных вопроса – кто этот человек, если не Христос, и как появился его образ?
Этнолог Ребекка Джексон почти сорок лет занимается изучением исторических путей миграции еврейского народа и влиянием на него соседних – семитских и африканских – культур. «Когда я впервые увидела негатив, — рассказывает она, — я сразу подумала, что Человек на Плащанице выглядит, как иудей. Он похож на многих людей моего народа, моей семьи. Продолговатый нос, борода, длинные волосы. Кроме того, пальцы Погребенного вытянуты. А если вы посмотрите на древние восточные захоронения, скажем, в любом музее Египта, то увидите, что руки сложены вот так, с кулаками, и согнуты на груди. А по еврейскому обычаю они должны быть прямыми, и они прямые.
Кроме того, продолжает Ребекка Джексон, если вы посмотрите на позитивное изображение, вы увидите, что вся Плащаница полна крови. И многие спрашивают: вы не думаете, что, если это Иисус Христос, то Его Тело должны были омыть перед захоронением, поскольку ученики считали Его Богом?
Есть четыре условия в Законе, по которым умерший не мог быть омыт. Первое: если смерть была насильственной и пролилась кровь, еврей не мог быть омыт перед погребением. Второе. Если еврей был убит не евреем. А мы знаем, что распятие на кресте – это римская казнь. Иудеи обыкновенно забрасывали камнями, вешали или сжигали, потому что при таком убийстве крови почти нет. Третье условие: если человек был казнен по обвинению в преступлении религиозного характера. И, наконец, к четвертой категории лиц, не имевших право на омовение (это и моя категория тоже), относятся те иудеи, которых перестали считать членами общины. Я родилась в ортодоксальной иудейской семье, но стала христианкой. И теперь я не могу быть даже похоронена на еврейском кладбище, по иудейскому обряду.
Итак, абсолютно противозаконно и невозможно, чтобы Человек, к Которому относятся все четыре условия, был бы омыт. Так что, благодаря всем этим запретам, мы можем видеть сегодня следы страданий Христа.
А вот какая информация содержится в Медицинском ежегодном вестнике за 1981 год: на Туринской плащанице имеется адекватная информация, которая анатомически точна. Доказано, что Человек, завёрнутый в эту ткань, был подвергнут истязанию бичеванием, был распят и скончался от сердечно-легочной недостаточности, типичной для казни распятием.
Любопытно, что анализ волокон ткани показал, что они совпадают с хлопчатником, который культивировался в Иудее в те годы, когда там жил Христос. Тип плетения древний, не использовавшийся позднее 276 года новой эры. Исследование пыльцевых клеток, найденных на поверхности Плащаницы и смешанных с кровью частиц почвы, обнаруженных в области стоп, колен и носа, также позволяют локализовать ее происхождение районом Иерусалима.
Следы от шипов Тернового венца; ребро, пронзённое римским копьём уже после наступления смерти; следы благовоний – смирны и алоэ, необходимых при иудейском погребении и упоминаемых в Евангелии, и другие уникальные детали полностью соответствуют тем, что описаны в Новом Завете.
Казалось, к 80-м годам XX века наука собрала уже более чем достаточное количество доказательств аутентичности Туринской плащаницы, однако внезапно перед учёными возникла проблема.
В 1988 году тремя ведущими мировыми лабораториями по радиоуглеродному анализу (Аризонским университетом, Оксфордским университетом в Англии, а так же Федеральным политехническим институтом в Швейцарии) было проведено исследование возраста Туринской плащаницы. Был вырезан небольшой кусочек, который разделили на три части. Каждая из них была отправлена в одну из вышеназванных лабораторий.
В результате оказалось, что возраст Плащаницы составляет всего 650 – 750 лет, то есть её происхождение можно отнести примерно к XIV веку.
Изотопные данные 1988 года практически совпадали с первым официальным документом, фиксирующим появление Туринского полотна во Франции в июне 1353 года, но при этом они входили в противоречие с результатами остальных исследований. В том числе, с описаниями, иконами, фресками и книжными миниатюрами XI — XII веков, созданными людьми, видевшими Плащаницу в Софийском соборе до взятия крестоносцами Константинополя в апреле 1204 года.
Характерная особенность некоторых из этих изображений – четырехпалые руки Христа. Их можно было только скопировать: знания о том, что гвоздь, пробивший медианный нерв, вызвал втягивание большого пальца в ладонь, пришли только в конце двадцатого века.
Рассказывает Джон Джексон: «Крестоносец Робер де Клари пишет, что в 1203 году он видел Плащаницу Господа в храме, которую поднимали прямо вверх каждую пятницу, и видел изображение на ней. В 1978 году я обнаружил на Полотне странные отметины – как бы следы от перекладин. Почти двадцать лет я размышлял над тем, откуда они взялись, и пришел к выводу, что они появились в Константинополе. Это следы от приспособления, поднимавшего Плащаницу вверх. Более того, есть икона, которая называется «Муж скорбей». На ней нарисован Господь, встающий из гроба. И это изображение совпадает с изображением на Плащанице. Итак, у нас есть три факта, относящиеся к одному периоду: воспоминания де Клари, специфические отметины на ткани и икона. Я думаю, это не может быть случайностью. Я думаю, это доказывает то, что Туринская Плащаница и Плащаница, которая известна по историческим документам как Константинопольская, это одно и тоже».
Научные попытки проследить историю Плащаницы от Иерусалима до Константинополя привели исследователей к отождествлению Плащаницы с Мандилионом – знаменитым Платом с изображением, «не сделанным руками», вошедшим в русскую традицию под именем Нерукотворный Спас. Его торжественное перенесение из Эдессы в Царьград состоялось 15 августа 944 года, когда после успешной военной операции греков, Мандилион был выкуплен у эмира за 200 пленников, двенадцать тысяч монет серебром и договор о ненападении.
Чуть позднее появились подробные описания Мандилиона, говорящие о том, что святыня долгое время хранилась и выносилась на поклонение в сложенном виде; только с Ликом Христа, который, как и на Туринской Плащанице, не был виден вблизи, а лишь с некоторого расстояния. Развёрнутый Мандилион, по сохранившимся воспоминаниям священнослужителей и членов царской семьи, содержал отпечаток всего Тела Господня и следы Его Крови.
Около 1130 года происходит окончательная трансформация: многие современники пишут о «раскрытии тайны Мандилиона». При этом он покидает страницы летописей, а на его место приходит Плащаница.
«Есть еще одна гипотеза, — говорит Джон Джексон, — которая дает нам аргументы в пользу того, что христиане ранней Церкви в Иерусалиме на самом деле владели Туринской Плащаницей. Если мы посмотрим на Евхаристию – Таинство, которое установил Иисус для соединения человека с Богом, то увидим, что во всех христианских Церквях, сохраняющих апостольскую преемственность, она совершается на особой ткани, которая называется антиминс. На ней всегда, точно также как на Плащанице, изображается Тело распятого Христа, в то время как речь идет о событиях Тайной Вечери. Как это может быть? С научной точки зрения, тут возможно только одно объяснение: в апостольские времена Причастие подготавливалось прямо на Плащанице».
Доктор Джексон создал трехмерное изображение Человека, погребенного в Плащанице. Применяя военно-воздушный прибор для превращения снимков в рельефную карту местности и специальные компьютерные программы, точечно сопоставляющие глубину и четкость отпечатков, он смог изготовить объемное Распятие и объемную фигуру Лежащего во гробе. Открытия, сделанные им в этой области, признаны мировым научным сообществом и Церковью. Во многом на их основе Мелом Гибсоном был снят фильм «Страсти Христовы».
«Это мои личные мысли, и не обязательно, что все мои коллеги, изучающие Плащаницу, думают также, — говорит Джон Джексон, — Но если мы рассмотрим всю сумму характеристик Туринского полотна, то получится, что внутри него было Тело, которое каким-то неизвестным образом стало радиоактивным, выделилась какая-то энергия, которая и повлияла на рисунок. В какой-то момент ткань резко обрушилась; пройдя сквозь каждую точку Тела. Поэтому мы и видим его целиком. Очевидно, что сегодня физика не может объяснить, как это произошло. Но это произошло. И если Туринская плащаница – действительно погребальная пелена Христа, тогда у нас нет никакой альтернативной точки зрения, кроме той, что этот механизм как-то связан, а может быть, и описывает то, что христиане назвали Воскресением».
Источник Паломнический центр апостола Фомы в Европе