
Церковь начали строить в 1583 году, но из-за обрушения одной из башен строительство затянулось, и освящена она была только в 1597 году. В ноябре 1944 года церковь при бомбежке была разрушена, но в 1947-48 годах восстановлена.
Необычайно торжественна и грациозна она в своем архитектурном решении. Мощные горизонтальные детали делят ее, будто огромный торт, на три части. Два входа, два основных окна, закованных в решетку, и множество ниш с фасадной стороны здания. Они заполнены скульптурами именитых представителей рода Виттельсбахов, которые из глубины веков смотрят на нас свысока. По обеим сторонам три пары часовен. А завершает святое строение двадцатиметровый, величественный неф. Острый и треугольный, он служит своеобразной короной, которая венчает главу церкви!
Окна и ниши обрамлены легкой ажурной лепниной. Цвет стен белый, а в нужных места он густеет, искрится, превращаясь в кремово- золотистый. Над главным порталом, у входа в церковь вас приветствует бронзовая статуя Святого Михаила, созданная в 1588 году. Он, как и полагается архангелу изображен с крыльями, а побежденный демон со звериной мордой. Кстати, доподлинно известно имя скульптора этой фигуры – Губерт Герхарт (1588-1592). Напротив церкви воздвигли мощную колонну - фонтан. Вся она старательно разукрашена изящной резьбой и ценами из оперы известного композитора Рихарда Штрауса. “Плачущее” сооружение, возможно, была построено в память таланта музыканта.
Если, повнимательнее присмотреться, то стиль жизни немецкой знати того времени, прямопрапорционален архитектуре того времени. Несмотря на тяжелое время, пиршества никто не отменял. В моде напудренные парики, румяна, мушки, интриги и любовные романы, а в архитектуре- ажурная лепнина, грациозные пилястры, позолоченные скульптуры, помпезность, и легкомыслие. Католические храмы строили в те времена с размахом! Поражало не только великолепие архитектуры, внутреннее убранство, но и торжественность церемоний. Делалось это для того, чтобы темный, неграмотный народ открыл от удивления рот, чтобы был привязан к вере, оглушен, ослеплен красотой. Думали, что красота храма должна тронуть человека до глубины души и украсть у него эту самую душу, чтобы верующий не принадлежал самому себе, но церкви!

Время строительства церкви совпало с религиозной войной (1618-1648), которая длилась целых тридцать лет.
Кроме этого,“черная смерть”- чума ходила по немецким городам с косой. Болезнь пришла с портового города Бремене. Возможно, зараза проникла с Востока, т. к. в те времена с ними была налажена бойкая торговля. Одна треть населения погибла. Мертвые были везде- на улице, дома, вне городских стен, на кладбище. Люди устали страдать, им необходимо было вымолить себе хоть немножечко покоя, счастья. И наконец, им представилась такая возможность.
В 1648 году курфюрст Максимилиан при помощи кардинала фон Вартенберга и епископа Оснабрюка приобрел в городе Бремене реликварий с мощами святых Космы и Дамиана за 2000 талеров. А через год его торжественно перевезли в Мюнхен в Церковь Святого Михаила.Там же под алтарем, в подземной часовне находится усыпальница баварских королей и других знаменитостей из династии Виттельсбахов, Агилофингеров, Каролингеров, а также основателя великой церкви герцога Вильгельма V и курфюрста Максимилиана I. Чем же еще примечательна церковь? Тем, что в ней хранится частица древа Животворящего Креста Господня, колючка от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей Святого Апостола Петра и реликварий с мощами святых Космы и Дамиана. Это огромный золотой ларец - длиной 116 см, шириной 50 см и высотой 83 см. Удивительно и примечательно то, что он похож на уменьшенный макет церкви Святого Михаила.
Выполнен он из дубовых досок и сверху обшит серебряными пластинами с позолотой. Кроме блеска золота, его украшают драгоценные камни– крупного размера янтарь и цветные горные кристаллы. По периметру он искусно украшен барельефами в виде выпуклых фигурок двенадцати апостолов. А с торца изображены святые врачи бессребреники. Открывается он как потайная шкатулка. Потайные двери с замочком помогают нам приоткрыть завесу тайны. Дверцы его украшены с внутренней стороны цветными картинками с изображением сцен врачевания, подвигов святых Космы и Дамиана. Внутри на подушечках,в специально расшитых жемчугом и рубинами покоятся мощи святых - это кости черепа, которые принадлежат святым врачевателям Косме, Дамиану и еще трем их родным братьям – Леонтию, Анфиму и Евртропию. Изготовлен он (1400- 1420) гг и бережно хранился, но время, влажность в течении многих лет, а также различные перемещения, в связи с происходящими событиями оказали разрушающее действие на реликварий и спустя 434 года принимают решение о его реставрации. Это происходит в 1854 году в литейном цеху Миллера.

В Германии до сих пор хорошо знают предание об уникальной операции того времени. Больному пришлось ампутировать ногу, изуродованную язвой, и братья Косма и Дамиан решают вживить ему ногу недавно умершего мавра. Причем, его черная нога чудесным образом прижилась к белому человеку, поэтому отрезанную ногу больного положили в гроб мавру. Впоследствии этот сюжет стал любимым у художников. Врачей называли бессребреника .
Использовались:
источник 1
источник 2