Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
 

Стамбул: четыре жемчужины Царьграда

 [Друк сторінки]
В 1453-м под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент «Нескучного Сада» диакон Федор КОТРЕЛЕВ и фотограф Евгений ГЛОБЕНКО.




Вселенский Фанар
Нынешний Стамбул -- город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню -- завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города -- Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция -- фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» -- единственное, что они знают из христианских реалий, -- и привозят прямо к нему. А можно и пешком -- вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

Патриархат -- это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо -- резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата -- вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат -- герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа -- останки святых жен, а слева -- мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.



Храм в Патриархии. Двуглавый орел на Царских вратах - герб Византии





В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа -- останки святых жен, а слева -- мужей


В начале III столетия проконсул города Халкидона -- это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй -- пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо -- св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану -- и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор -- Халкидонский, -- на котором была осуждена ересь монофизитства.


Икона святой мученицы Евфимии


Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда
Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и -- так же как во всем городе -- проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» -- маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы -- анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки -- «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро -- ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чудная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.



Храм Монгольской Богородицы знаменит тем, что никогда не закрывался и не переходил во власть турок


Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее -- на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова
Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники -- то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных -- во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности -- Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.



Все, что осталось от знаменитого Влахернского храма. Когда-то здесь хранились риза, покров и часть пояса Пресвятой Богородицы

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы -- 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко -- минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис -- грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя -- Живоносному.

Живоносный Источник

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно -- в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.



Пузырьки с водой из Живоносного Источника в храме всегда в большом количестве


Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…


Источник: журнал "Нескучный Сад"

ФИЛЬМИ ЗА ТЕМОЮ

Город подобный небу (Константинополь) (Турция)

Город подобный небу (Константинополь) (Турция) Этот фильм – о прошлом Константинополя и о современном Стамбуле, единственном в мире городе расположенном на двух контенентах, города христианской и исламской цивилизации.

Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара Этот фильм посвящен тысяче семисотлетию мучительной кончине святой Варвары, которая не смотря на все запреты уверовала в истинного Бога и тайно приняла крещение.

У ПОШУКАХ ПРАВОСЛАВНОГО КОНСТАНТИНОПОЛЯ

У ПОШУКАХ ПРАВОСЛАВНОГО КОНСТАНТИНОПОЛЯ Саме тому сюди вартує хоч раз приїхати православній людині. Відвідуючи виключно місця, де Православна Церква по-справжньому жива, ми ризикуємо не отримати найважливішого у нашому житті уроку – віру і Церкву треба зберігати та оберігати.

СВЯТИНІ ЗА ТЕМОЮ

По стопам святителя Николая

По стопам святителя Николая В любом человеческом наречии есть слова, которые на миллионы людей действуют как пароль. Эти слова будто напоминают нам, что когда-то наши предки принадлежали одной семье, а всё население планеты можно было разместить на одном Ковчеге. Таково имя святителя Николая.

Святая София. Турция

Святая София. Турция После постройки этого храма в рекордно короткий срок, за 6 лет (532-537 гг.) Юстиниан воскликнул : «Соломон ! Я превзошел тебя!l». Именно этот храм долгое время считался самым большим в мире! По подобию этого храма была построена София Киевская.

Миры Ликийские. Храм св. Николая

Миры Ликийские. Храм св. Николая Не только руины древнего города Демре манят к себе туристов со всего мира. Именно здесь жил, проповедовал и почил святитель Николай. К его мощам спешили поклониться христиане – так Миры стали местом паломничества и святой веры.

Иераполис. По следам св. апостола Филиппа. Турция

Иераполис. По следам св. апостола Филиппа. Турция Уже издали, подъезжая к этим местам, можно видеть необыкновенное зрелище: белоснежные террасы, представляющие собой наплывающие друг на друга природные чаши-ванны

Стамбул: четыре жемчужины Царьграда

Стамбул: четыре жемчужины Царьграда В 1453-м под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились

Великая Церковь (Турция)

Великая Церковь (Турция) Путешественник, впервые оказавшийся в Стамбуле, может не сразу распознать Святую Софию на панораме города. Дело в том, что турки, захватив Константинополь в XV веке и застраивая его мечетями, решили поучиться архитектуре у прежних хозяев города -- византийцев.

 КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.1

КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.1 Полуостров Малая Азия, где находится территория современной Турции, богата историческими и христианскими памятниками древней Византии. В первой части паломнических записок автор рассказывает о своей поездке по юго-западной части побережья Средиземного моря, где были расположены древние города: Атталия, Пергия, Тарс, Селевкия Пиерия, Силифке, Антиохия Сирийская, не раз упоминаемые в книге Деяния святых апостолов

КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.2

КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.2 Во второй части паломнических записок автор продолжает рассказ о других античных городах – Иконии, Антиохии Писидийской, Листре и Дервии, где проповедовал апостол Павел во время первого миссионерского путешествия по Малой Азии.

КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.3

КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.3 В заключительной части паломнических записок автор рассказывает о христианской Каппадокии, древней ее столице – Кесарии, о пещерных храмах в Гёреме, бывшем городе православных греков – Синасосе и городе подвигов святого Иоанна Русского – Прокопеоне.

Влахернская церковь Богородицы  (Турция)

Влахернская церковь Богородицы (Турция) Влахернский храм был выстроен в 5 веке специально для хранения величайших святынь христианского мира – Честной ризы Богородицы, Ее пояса и иконы, написанной апостолом Лукой. Позже во Влахернском храме совершилось чудо, внесенное в церковные летописи и календари.

19 грудня день Святого Миколая 19 декабря день Святого Николая

19 грудня день Святого Миколая 19 декабря день Святого Николая Святий Миколай, Миколай Чудотворець, Миколай Угодник – як тільки не називає народ. Він вважається одним із найшанованіших святих у світі. І його шанують не лише християни!


Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)