В любом человеческом наречии есть слова, которые на миллионы людей действуют как пароль. Эти слова будто напоминают нам, что когда-то наши предки принадлежали одной семье, а всё население планеты можно было разместить на одном Ковчеге. Таково имя святителя Николая. Его известность вновь сжимает человечество до размеров одного рода, в котором все друг друга знают. Чудотворец Мир Ликийских известен на всех континентах, но называют его по-разному. Мореплаватели-голландцы именовали его «Синтер Клаас». Переплыв Атлантику, они основали город Новый Амстердам (теперешний Нью-Йорк) и первым делом построили храм в честь Синтер Клааса – покровителя путешествующих. Не всем переселенцам из Европы это имя казалось благозвучным – его изменили, и родилось привычное «Санта-Клаус». О популярности этого имени нет смысла говорить долго.
Для славян этот святой давно стал родным. Многие считают его своим соотечественником вроде преподобного Серафима или Антония Киево-Печерского. Некоторые даже убеждены, что если на иконе святой изображён в шапке, то это икона «зимнего Николы», а если без шапки, то «летнего», ведь его память мы празднуем дважды в году. В реальности святитель жил там, где морозы – большая редкость. Мы предлагаем мысленно перенестись в те места, которые были связаны с жизнью святого.
Родился святитель Николай в городе Патара, в римской провинции Ликия (современная Анталия, Турция). Этот город основан в 5 веке до Рождества Христова. Из-за удобного географического расположения, он долгое время являлся самым большим портом Ликии. Первая проповедь о Воскресшем Господе здесь прозвучала из уст апостола Павла, который посетил Патары во время миссионерского путешествия. Основанная Павлом христианская община процветала, несмотря на то, что внешне город оставался эллинистическим, а значит языческим. На территории древней части Патар сохранилась колоннада храма второго века и останки древней базилики.
В конце третьего века Патарским епископом был Николай. В его честь одному из племянников епископа в крещении было дано такое же имя. Из-за сходства имён жизнеописания двух подвижников иногда смешивалось, однако именно младший из них стал светильником веры и чудотворцем. Одним из занятий семьи Николая было управление рыболовецким флотом. После смерти родителей будущий святитель унаследовал состояние, которое отдал на нужды благотворительности. Делами милосердия он стяжал всеобщую любовь, но чрезвычайная известность тяготила его, и он покинул родной город ради безмолвия. Сначала он отправился в ту землю, в которой жил и проповедовал Спаситель.
В Палестине святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима В 310-311 годах он жил в селении Бейт-Джала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Сегодня в Бейт-Джале действует православный храм в честь святителя Николая. О факте пребывания здесь святителя говорит и древнее название селения – Никополис.
Желанием святителя было навсегда остаться на Святой Земле. Однако Господь судил вернуться ему в Ликию.
Начальная деятельность святителя Николая в качестве священнослужителя относится к периоду наиболее продолжительных в истории Римской империи гонений на христиан. Однако его епископство в городе Мира (современный город Демре в Турции) - время относительной терпимости к христианству. Название города Мира происходит от слова «мирра» - смола для изготовления благовоний. Расположенная возле него и когда-то процветавшая гавань Андриаке сейчас заболочена, порт давно прекратил своё существование, но остатки многих построек сохранились и помогают воссоздать картину того, как жил город во времена святителя Николая. Например, в порту сохранилось огромное зернохранилище. Очевидно, именно в его цистерны купцы, вразумлённые чудесным явлением святителя, выгрузили хлеб, когда жители Миры страдали от голода. Сохранился ряд других построек, но наибольший интерес вызывает храм святителя Николая. Чтобы его посетить, нужно не подняться, как это обычно бывает, а спуститься на глубину примерно двух этажей. Толща мусора, которую археологи почтительно называют «культурным слоем», мощным пластом покрывает прилегающую к храму территорию.
Церковь святителя Николая была построена в 4 веке на руинах храма Артемиды. Через три столетия она была разрушена во время арабского завоевания. Византийский император Константин IX Мономах (1000-1055 гг.) восстановил этот храм и окружил его крепостной стеной. После этого храм ещё несколько раз перестраивался. В последний раз он был реконструирован в XIX веке на средства российского императора Николая I.
Посетителям этого храма сегодня демонстрируют мраморный саркофаг, в котором якобы был погребён святой Николай. На самом деле, погребение святителя находилось под спудом, в полу, украшенном мозаикой. Такая предосторожность была связана с опасностью краж и грабежей. Как показывает дальнейшая история мощей святителя, опасения жителей Миры не были напрасными.
В XI веке жизнь в Мирах была неспокойной. Ликия часто подвергалась нападениям сельджуков, во время которых местным жителям приходилось прятаться в горах. В этих случаях в храме святителя Николая оставалось лишь несколько монахов. Эту ситуацию использовали в своих целях жители города Бари. В Европе в это время началась настоящая охота за мощами. Её участники не разбирали средств, считая, что святой всегда охраняет обладателя его мощей, независимо от средств их приобретения.
В 1087 году барийцы дважды подходили к Мирам. Плывя в Антиохию с грузом хлеба, они отправили разведку в Миры. Оказалось, город был полон сельджуков, которые хоронили своего полководца. Баряне быстро ретировались. Возвращаясь из торгового похода, они вновь высадились в Мирах. В этот раз берег был пуст – сельджуки ушли, а местные жители ещё не вернулись из своих горных убежищ. В пустом храме барийский отряд застал лишь четырёх монахов. Угрозами иноков вынудили показать, где скрываются мощи святителя Николая. Взломав мозаичный пол, один из моряков спустился в гробницу и наступил ногами прямо на благоухающие мощи, повредив их. Перенеся большую часть мощей на корабль, барийцы отплыли. Однако из-за спешки мощи забрали не полностью.
Латинские авторы сказаний о перенесении мощей ссылаются на некое видение благочестивому жителю Бари, в котором сам святой Николай повелевает перенести его мощи. Однако то, как выглядело перенесение мощей святителя Николая, трудно назвать благочестивым событием. Кстати, перенесение мощей далеко не все православные христиане отмечают как праздник. 22 мая (по новому стилю), как день памяти святителя Николая широко празднуют лишь на Руси.
Тот факт, что мощи святителя оказались в Бари, необходимо расценивать как милость Божию. Если бы не набег барийского отряда, скорее всего, величайшая святыня была бы утрачена безвозвратно во время падения Византийской империи. Жители города Бари построили над мощами святителя храм и веками хранили святыню под спудом.
Лишь через маленькое отверстие, расположенное в полу, под престолом храма, можно обонять благоухание мощей, да извлечь несколько капель ароматного мира.
Часть мощей, которая осталась Мирах, пробыла там недолго. Через десять лет после набега барийцев, в Миры пришли венецианцы – участники первого Крестового похода. Сценарий первого грабежа повторился. В храме опять было лишь несколько монахов. Под угрозами и пытками они показали, где хранятся остатки мощей. Обнаружив, что мощей очень мало, венецианцы добавили к ним другие останки – женские и даже детские косточки. Вскоре факт фальсификации был забыт, а мощи заняли своё место на венецианском острове Лидо, в храме святителя Николая.
Из-за многообразия хроник, которые часто противоречили друг другу, жизнеописание святителя Николая и история его мощей долго вызывали у исследователей недоверие. В XIX-XX веках даже появилось мнение, что сведений о святом мало и они недостоверны. Ещё больше сомнений вызывали мощи святого, хранящиеся в Венеции.
Почти тысячелетние сомнения разрешились лишь во второй половине XX века. В 1953 году мощи святителя Николая, хранящиеся в Бари, впервые за десять веков были изъяты из-под спуда и подвергнуты исследованию. Их изучил итальянский антрополог и анатом, профессор Луиджи Мартино. Он пришёл к выводу, что лик, изображаемый на иконах святителя Николая, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека.
В 1992 году этот же антрополог, имевший уже почтенный возраст, был приглашён для освидетельствования мощей, хранящихся на острове Лидо. Он установил, что в Венеции хранится как раз та часть останков, которой не хватает в Бари. Однако к ней примешаны посторонние детские и женские кости.
Так, благодаря современной науке, подтвердилось, что и сегодня христианский мир обладает величайшей святыней – нетленными останками святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских.
Александр Ворсин
Фото Неонилла Ворсина