УКРАИНА – ИТАЛИЯ – ФРАНЦИЯ. ДНЕВНИК ПАЛОМНИКА. ЧАСТЬ 3. КАННЫ – САН-РЕМОСегодня Канны являются олицетворением шикарной жизни. Для нас этот городок стал экскурсом в историю «русского зарубежья». Наши люди на чужбине всегда группировались вокруг храма. Канны не стал исключением. В самом лучшем месте города стоит храм в честь святого архангела Михаила. Его все считают русским и это справедливо, хотя построил его французский архитектор Луи Нуво. Он так чутко уловил особенности русского православного зодчества, что создается впечатление, будто синяя маковка церкви высится не в Каннах, а в какой-нибудь российской глубинке.
Сто лет назад под эти своды часто приходили помолиться о России великие князья Романовы. Позднее некоторые из них здесь упокоились. Среди них – великий князь Николай Николаевич, великий князь Петр Николаевич, великая княгиня Милица Николаевна, принц Петр Александрович Ольденбургский... Молитва о их упокоении – самое естественное движение души. Игумен Гермоген вместе с паломниками отслужил панихиду по членам царской семьи.
Но знаменит город Канны не этим великолепным храмом. Настоящая известность пришла к нему с момента проведения здесь первого Международного кинофестиваля (1946 г). С тех пор фестиваль проводится ежегодно, каждую весну. Мы побывали во Дворце фестивалей – это самое популярное здание в городе. Здесь же, рядом с Дворцом расположена Аллея Звезд, где множество знаменитостей оставили отпечатки своих рук.На следующий день мы посетили Сан-Ремо. Это тоже город фестивалей, но в этот раз, песенных. Сан-Ремо стал пользоваться популярностью у русской аристократии после того, как сюда приехала в 1874 году супруга Александра II – Мария Александровна. Она провела на итальянской ривьере целую зиму и в знак благодарности подарила городу пальмы для нового приморского бульвара. Поэтому доныне он носит название проспект Императрицы. После этого здесь купили свои зимние дачи русские аристократы Шереметевы, Олсуфьевы, Демидовы и другие.
В 1912 году Николаем II был утвержден комитет по сбору средств для строительства православного храма в Сан-Ремо. Проект храма безвозмездно сделал знаменитый зодчий Щусев. Однако в Сан-Ремо он ни разу не был, а потому все рабочие чертежи выполнил (тоже безвозмездно) местный архитектор Пьетро Агости. Щусев и Агости обратились к московско-ярославскому зодчеству XV в. Русская церковь стала одним из самых ярких памятников Сан-Ремо. Когда Министерство связи Италии решило выпустить почтовую марку, посвященную городу, на ней был изображен именно этот храм. Он освящён в честь Христа Спасителя. Отслужив молебен под его сводами, мы отправились наслаждаться парком и великолепной набережной…