Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
 

Дневник паломника. Из Киева по Европе. Часть 2

 [Печать страницы]
Дневник паломника. Из Киева по Европе. Часть 2

Текст и фото Дудченко Андрей, священник


День 7



На следующий день часть нашей группы решила поехать в Версаль. Это не входило в программу, и поэтому желающие скинулись, чтобы оплатить дополнительный расход топлива. Мы с Полиной остались в Париже. Второй раз ехать в Версаль не хотелось, да и я не поклонник французских монархов. Оставшись в Париже, есть чем заняться. По одному Лувру можно ходить целый день, а есть еще не менее знаменитый музей Орсэ, где собраны полотна импрессионистов (мне здесь нравится даже больше, чем в Лувре), Свято-Сергиевское подворье с институтом, где в ХХ веке открылась легендарная богословская школа, да и увидеть Париж с высоты Эйфелевой башни тоже многие хотят… Я, кстати, на башню еще ни разу не поднимался. Оставляю на потом, чтобы еще раз вернуться в этот удивительный город.


Лувр. В зале раннехристианского искусства.   Иисус и св. Мина. Коптская икона в Лувре

Не могу удержаться от "лирического отступления". Париж воспевали многие, но мне наиболее созвучны слова, записанные в дневнике о.Александра Шмемана. Ниже пространная цитата оттуда:

Христианский Запад: это для меня часть моего детства и юности, когда я жил "двойной" жизнью: с одной стороны - очень светской и очень русской, то есть эмигрантской, а с другой - потаенной, религиозной. Я иногда думаю, что именно этот контраст - между шумной, базарной, пролетарской rue Legendre и этой, всегда одинаковой, вроде как бы неподвижной мессой (пятно света в темной церкви), один шаг - и ты в совсем другом мире, - что этот контраст изнутри определил мой "религиозный опыт", ту интуицию, что в сущности уже никогда меня не оставляла, - сосуществования двух разнородных миров, "присутствия" в этом мире чего-то совершенно, абсолютно иного, но чем потом все так или иначе светится, к чему все так или иначе относится, Церкви как Царства Божия "среди" и "внутри" нас. Rue Legendre не становилась от этого - и в этом все дело, все мое внутреннее отталкивание от чистого спиритуализма - ненужной, враждебной, несуществующей. Напротив - говоря очень приблизительно, - она приобретала как бы новый шарм, но понятный, очевидный только мне, знавшему ее "отнесенность" к этой fete a l'ecart ("праздник на стороне, отдельно" - фр.), к этому "присутствию", являемому в мессе. Мне все делалось страшно интересным: каждая витрина, лицо каждого встречного, конкретность вот этой минуты, этого соотношения погоды, улицы, домов, людей. И это осталось навсегда: невероятно сильное ощущение жизни в ее телесности, воплощенности, реальности, неповторимой единичности каждой минуты и соотношения внутри ее всего. А вместе с тем интерес этот всегда был укоренен как раз и только в отнесенности всего этого к тому, о чем не столько свидетельствовала или напоминала беззвучная месса, а чего она сама была присутствием, явлением, радостью. Но что такое, в чем эта "отнесенность"? Мне кажется, что именно этого я никак не могу объяснить и определить, хотя, в сущности, только об этом всю жизнь говорю и пишу (литургическое богословие). Это никак не "идея": отталкивание от "идей", все растущее убеждение, что ими христианства не выразишь. Не идея "христианского мира", "христианского общества", "христианского брака" и т.д. "Отнесенность" - это связь, но не "идейная", а опытная. Это опыт мира и жизни буквально в свете Царствия Божия, являемого, однако, при посредстве всего того, что составляет мир: красок, звуков, движения, времени, пространства, то есть именно конкретности, а не отвлеченности. И когда этот свет, который только в душе, только внутри нас, падает на мир и на жизнь, то им уже все озарено, и сам мир для души становится радостным знаком, символом, ожиданием. Отсюда моя любовь к Парижу, моя внутренняя нужда в нем. Она оттого, что именно в Париже, в моем парижском детстве этот опыт был мне дан, стал моей сущностью. И теперь, когда я там не живу, когда у меня там нет никаких дел и обязанностей, он стал для меня, каждый раз, погружением в этот изначальный опыт, его как бы возобновлением. И мне все кажется, когда я один, без конца, просто хожу по его улицам, что он сам, больше чем что-либо другое в мире, возник, вырос из этого опыта, что тут тайна христианского мира, родившегося, как культура, как стиль, как основной опыт, как раз из опыта "отнесенности". В Риме (который я исходил вдоль и поперек осенью 1963 года) все распадается на "красоты" всех эпох и культур, все напоминает - но прошлое и его бренность… Только в Париже, в самой его "ткани" и стиле, я ощущаю, почти в чистом виде, эту соотнесенность, ту меру, которая одновременно есть и граница, грань. Граница, сама собою как бы указывающая на то, что по ту сторону ее, на существование, присутствие другой стороны. В Риме есть трагизм и есть веселье. В Париже есть печаль и есть радость, и они почти всегда сосуществуют, пронизывают одна другую. И красота Парижа - из "отнесенности". Она не самодовлеющая, не торжествующая, не мироутверждающая, не "жирная". В сущности такая, какой только и может быть красота в этом мире, в котором был Христос

Поздним вечером - сбор группы возле Эйфелевой башни. Нас ждут ночь и дорога.






День 8-9



Размещаемся в автобусе поудобней, благо в этот раз место позволяет: на каждого целый ряд. Прошлый раз, когда нас было в среднем 3 человека на 4 места, ехать было гораздо сложнее. Но совместное преодоление трудностей сближает людей. И в Лурд на утро, преодолев за ночь 850 км, мы приезжаем уже единым целым: группой паломников, настроенных на молитву и духовные усилия.

Здесь в отеле нас уже ждут. И не только сотрудники отеля Notre Dame de la Sarte 3*, где мы традиционно останавливаемся, но и наш крест - большой деревянный крест, с которым мы в прошлый раз проходили крестный путь, и который благополучно забыли при отъезде. Сохранили, а ведь прошло два года. Располагаемся в отеле, приводим себя в порядок после ночного переезда и вскоре отправляемся в Крестный путь.

Само название "Крестный путь" указывает на путь Спасителя на Голгофу. Это описано у каждого из четырех евангелистов. Именно из евангельских текстов возникло понятие Крестный путь, обозначающее восхождение Христа Спасителя на Голгофу. Почитание Крестного пути началось, естественно, в Иерусалиме. Позже традиция прохождения Крестного пути распространилась в католических странах. Во многих из них, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги, ведущей к святилищу, устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Мы с паломниками проходим этой дорогой, с молитвой, чтением Евангелия и размышлениями, совершая их не по католическому чину, а по собственному. Завершается Крестный путь Воскресением Христовым - пустой гроб, начало новой жизни. Мы спускаемся к подножию горы, в которой находится грот, где в 1858 году четырнадцатилетней Бернадетте Субиру 18 раз явилась Матерь Божия.

Лурд - одно из самых известных мест паломничества в Европе. Ежегодно тут бывает до пяти миллионов паломников. Католические источники утверждают, что только за первые 50 лет паломничества получили полное излечение от самых различных болезней минимум 4000 человек.



Здесь все время много больных, инвалидов, особенно парализованных, которых возят в особых колясках. Часто можно встретить целые колясочные поезда, влекомые сестрами и братьями милосердия. У нас о Лурде знают далеко не все, и, наверное, поэтому здесь еще нет ни одного православного храма. Кроме римо-католических храмов, есть только греко-католическая церковь - на улице Украины.

Но уже протоптана тропинка, и иногда православные паломники появляются и здесь. Как говорит моя жена, если вы оказались однажды в Лурде, то снова захотите вернуться сюда.



Ежегодное военное паломничество в Лурде



До явления Богородицы Лурд был одним из захолустных городков в предгорьях Пиреней, возле границы с Испанией. Через городок течет горная речка Гав, бурно несущая свои серо-лазурные воды. Когда девушка, бывшая дочерью разорившегося мельника, стала утверждать, что видела, причем неоднократно, Саму Божию Матерь, церковь отнеслась к этому с изрядной долей скепсиса. Бернадетту даже заключили в карцер, подозревая в мошенничестве. Позже Католическая Церковь тщательно проверила все изложенные факты. Бернадетта приняла монашество, а впоследствии была причислена к лику святых Западной Церковью.

На том месте, где Дева Мария впервые явилась Бернадетте, теперь стоит санктуарий, храм Нотр-Дам де Лурд - его возводили методом народной стройки. Рядом - подземная базилика, где одновременно может разместиться до 20 тысяч человек. Но нас больше интересует сам грот и бьющий из него святой источник. "Пейте воду и омывайтесь ею", - сказала Богородица девушке, и с тех пор множество паломников приходят к гроту, пьют воду и омываются ею. А по вечерам вся площадь заполняется людьми, участвующими в богородичной процессии. Держа в руках свечи, идут по площади, воспевая гимны Богородице. Потоки света, пения и молитвы.

Мы подходим ко гроту и немного в стороне от очереди совершаем молебное пение Божией Матери. Потом проходим через грот, пьем святую воду, набираем с собой (посуду нужных размеров можно заблаговременно купить во множестве лавочек, торгующих религиозной атрибутикой и сувенирами). Вода от грота отходит в специальный водопровод и разводится по кранам: подойти могут многие, очередей практически нет. Всей группой скидываемся на общую свечу. Наша свеча высотой с меня ростом, почти за 100 евро. Есть свечи и выше, и толще. Для установки таких свечей выделены специальные места. Все четко, организованно. Ставим свечу и говорим о символике свечи и важности общей молитвы.
Неподалеку от грота оборудованы женские и мужские купели для омовений. Сюда мы идем на следующий день. Очередь надо занимать заранее, особенно женщинам. Вода холодная, но не настолько, как ожидалось. Внутри купелей волонтеры помогают с омовением. "Омойтесь, и будете чисты, отымите лукавство от душ ваших", - передавал слова Господа пророк Исайя. Омывшись святой водой, мы возвращаемся в отель - здесь у нас трехразовое питание. А потом свободное время, и практически вся наша группа соглашается подняться на одну из самых высоких окрестных гор - пик дю Жер, ок. 950 м. Почти до самой вершины поднимает столетний трамвайчик фуникулера, но дальше надо пройти пешком по извилистой дороге. Вид сверху впечатляет. Лурд словно прижался у подножия холма, за ним вдалеке блестит озеро, а с другой стороны, к Испании - горные цепи. У кого-то из паломниц оказался с собой большой флаг Украины. Мы разворачиваем его и поем гимн.
 

Вернувшись в городок, хорошо побродить извилистыми улочками. Заблудиться невозможно: все довольно компактное. Можно посетить дом Бернадетты и ее родителей, карцер, где ее держали под стражей, мавританскую крепость, возвышающуюся над городом в центре, и музей Пиренеев в ней, где можно любоваться "маленькой Францией" - макетами домиков из разных регионов страны. Все улочки в центре - сплошные торговые ряды. Без сувениров отсюда точно не уйдешь. Не остаемся без них и мы. На память из Лурда я увожу рубашку для священника с белым воротником-вставкой - "колоратку", как говорят на Западной Украине.














День 10. Ницца


Утром уезжаем из Лурда и через красивейшие ландшафты южной Франции едем на Лазурный берег. Пиренеи, Лангедок-Руссильон, Прованс… За окнами величественно проплывают башни и стены Каркассона - в этот раз мы экономим время, чтобы насладиться лазурным побережьем, и в крепость не заезжаем. Каркассон так органично вписывается в окружающий пейзаж, что кажется, вот-вот появятся всадники в доспехах. Даже не верится, что вся эта мощь была когда-то почти полностью разрушена и восстановлена только в конце XIX века. Пишут, что после реконструкции крепость стала даже более "средневековой", чем была полтысячелетия назад.



В стороне остается Ним - родина джинсовой ткани (денима). Неподалеку Авиньон - город пребывания римский пап во времена так называемого "авиньонского пленения". В 1309 году папа Климент V сбежал из Рима от политических беспорядков и обосновался под защитой французского короля. Сменявшие друг друга семь пап находились в Авиньоне до 1377 года. Проезжаем через Арль - древний город, "галльский Рим", стоявший когда-то на морском побережье. В это трудно поверить, потому что сегодня до моря от города - 50 км, а виной тому - обмелевшая река Рона, нанесшая много песка. Жительницы Арля имели обычай носить на груди мешочек для мощей - это стало причиной появления особой драпировки лифа - "капеллы". Сегодня вместо мешочка на лифе вышивают серебряный или золотой крест. Дальше едем через Экс-ан-Прованс - римский город, некогда один из самых влиятельных в южной Франции, столицу княжества Прованс, родину гениального Поля Сезанна. И вот, наконец, Лазурный берег, где 300 дней в году светит солнце.

Приезжаем в Ниццу. Наш отель "Акрополис" расположен у старого города - отличное место для прогулок. Лабиринт улочек завораживает. В центре старого города вытянутая площать, которую называют "Солея". По вечерам тут - открытые ресторанчики на любой вкус. Выставлены огромные блюда с дарами моря, которых тут невероятное разнообразие. А утром здесь же - рынок, где можно купить тех же осьминогов и рыбу, но еще живых, и цветочный базар. У нас дома на подоконнике теперь живет пальма родом из Ниццы.



Солея


Есть в Ницце и русская православная церковь в честь святителя Николая, одна из известных достопримечательностей. Храм, построенный в 1912 году на личные средства последнего российского императора, расположен на улочке под названием "проспект Николая Второго", отходящей от бульвара Царевича. Эту церковь называют самым большим в Западной Европе православным храмом. Последние годы идет длительная тяжба между Российской Федерацией, считающей, что храм должен быть в ее собственности, и общиной Русского Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, которая молится в храме. Во внебогослужебное время вход в церковь платный. Плата хоть и символическая (3 евро с индивидуальных посетителей, 2 евро - в составе групп), но для общины это один из основных источников дохода. Однако неприятно, что за вход в церковь своих же православных братьев надо платить…

Еще Чехов называл Лазурный берег "русской Ривьерой", благодаря тому что неожиданно встречал здесь множество знакомых. И сейчас здесь повсюду слышна русская речь. На шестикилометровом Английском променаде - бульваре, который тянется вдоль побережья - оборвалась жизнь Айседоры Дункан: попавший в колесо длинный шелковый шарф задушил танцовщицу. Мы проходим вдоль роскошного палас-отеля Негреско, белый купол которого стал архитектурным символом Ниццы. Самый дешевый номер здесь стоит 360 евро, и это без завтрака. Раньше внутрь пускали всех желающих, но в этом году вход уже только для постояльцев - меры предосторожности. Но мы приехали не ради роскоши человеческой, и не жалеем. Вспоминаются слова св. Григория Богослова: "Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи - так научился величать я предметы роскоши". Сворачиваем на пляж - лучшая красота та, что создана Творцом. На пляже крупная галька, вода чистая, лучи заката ласково лижут волны…



Справа - отель Negresco

 


День 11. Монако-Милан


На утро после завтрака едем в Италию. Сразу за Ниццей - княжество Монако, где делаем остановку на три часа. Пятая часть территории этого крохотного государства отвоевана у моря, остальное - у скал. Здесь уникальный климат: уже в феврале можно пить кофе, сидя на открытой террасе в футболках. На улицах оборудованы трибуны для зрителей гран-при "Формулы-1". Из-за большого перепада высот здесь построены бесплатные эскалаторы и лифты - удобный вид транспорта. Но попав сюда первый раз, лучше всего совершить обзорную экскурсию на мини-поезде, который за 40 минут объезжает практически все княжество. Среди языков аудиогида есть русский. На круто обрывающейся в море скале стоит Дворец принца.
Рядом - кафедральный собор, в котором похоронена принцесса Грейс:


Здесь же и Океанографический музей. Аквариум этого музея - один из самых больших в Европе, здесь живет более 4 тысяч рыб и морских животных. Каждый день с глубины 30 м сюда закачивают 400 тысяч литров воды. Музей основан князем Альбертом в 1910 году, а с 1958 по 1988 директором музея был Жак-Ив Кусто.












 

И вот въезжаем в Италию. У самой французской границы - множество маленьких приморских городков, с которыми у меня стойко ассоциируется то, что можно назвать "средиземноморьем": смесь моря, солнца, ветра, беспорядка и уюта. Дорога на Милан по автостраде испещрена виадуками. Бетонная лента дороги вгрызается в скалы и тут же взмывает ввысь. Хорошо ехать здесь днем.

В Милане находим свой отель Delle Nazioni 3*, размещаемся и едем в центр. Нас интересуют мощи св. Амвросия Медиоланского, св. мученицы Наталии, кафедральный собор Дуомо и православный приход св. Амвросия, настоятель которого о.Николай Макар долгое время служил в Киеве. Сначала отправляемся в Сан-Амброджо.

Амвросий Медиоланский - один из великих латинских учителей Церкви. Он крестил блаженного Августина. Родом из Трира, из зажиточной семьи, Амвросий получил блестящее образование и в 33 года уже стал префектом северной Италии, центром которой был Медиолан (старое название Милана). Как раз в его наместничество город сотрясали распри между православными и арианами, и из-за этого церковь не могла избрать епископа: каждая из "партий" хотела видеть своего ставленника. Легенда гласит, что во время распрей вдруг прозвучал голос ребенка: "Амвросий - епископ!" В итоге префект, который к тому времени еще даже не был крещен, стал епископом, богословом, гимнографом, святым. Его гимн "Тебе Бога хвалим" исполняют у нас на благодарственных и новогодних молебнах.

Мощи святителя покоятся в храме, который он основал на месте захоронения мучеников Гервасия и Протасия. Это типичная базилика - прямоугольной формы, разделенная внутри рядами колонн. Мощи Амвросия покоятся в крипте, вместе с останками святых мучеников. Помолившись у мощей и воспев (точнее, прочитав) гимн св.Амвросия, идем дальше.

Сан-Лоренцо-Маджоре - тоже очень древняя базилика, возведенная еще при св. Амвросии. Здесь остался древний баптистерий (купель для крещения взрослых) и несколько древнеримских колонн. А в алтаре капеллы св.Ипполита хранятся мощи святой Натальи - мученицы, супруги св.Адриана, пострадавшей в начале IV века. Надо обойти престол - он открыт с обратной стороны, и там лежат мощи. Благо, у католиков нет такого строгого отграничения алтарного пространства, и зайти за престол могут все желающие.









Мощи св. Наталии

 

Неподалеку еще одна известная миланская церковь - Санта-Мария-делле-Грацие. Известна она тем, что в ее трапезной находится одна из самых знаменитых фресок в мире - "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Но вот, чтобы попасть сюда и увидеть фреску воочию, надо бронировать билет заранее. И мест очень мало: в час пускают только 20 человек.











Но мы уже идем в самый центр города, к Дуомо - символу Милана. Это беломраморное чудо поздней готики - четвертый по величине собор в мире. Его фасад - целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колон, сплетенных вместе паутиной парящих опор.



 


Внутренняя обстановка, величие и грандиозность собора удивляют даже видавших виды паломников. Тут лучше ходить не торопясь, чтобы рассмотреть 52 украшенные статуями колонны, строгие готические окна и потрясающей красоты витражи. А над алтарем собора в одной из ниш возле неприметного балкончика хранится один из гвоздей с Креста Христова. Его выносят на поклонение только раз в год - 14 сентября.





 
Здесь уже совсем рядом - православный приход святого Амвросия. От Дуомо пройтись минут пять. Здесь, в бывшей католической церкви Сан Вито аль Пасквироло, приход находится с 2007 года. А христианская жизнь на этом месте началась, вероятно, еще до разделения Церквей - около тысячелетия назад. Постепенно район опустел: горожане переселились за город, и с 1925 года католический приход здесь упразднили. Церковное здание долго стояло невостребованным, пока не появился отец Николай Макар. Миланская курия передала исторический памятник православной общине. Теперь здесь кипит приходская жизнь. Особенно много здесь украинцев, "заробитчан", из которых большинство - женщины, приехавшие в Италию на заработки не от хорошей жизни. Миланская православная община опекает и окрестности. За последние годы возникло несколько новых общин в пригородах Милана. Приход издает свою газету, проводит ежегодные конференции, есть тут занятия для молодежи и взрослых.

Познакомившись с православным приходом Милана, отпускаем нашу группу в "свободное плавание" - отдохнуть, сделать покупки. Ведь недаром Милан называют одной из столиц моды. А сами идем в соседнюю базилику Сан-Бабила. Это церковь святого Вавилы, основанная в IV или V веке. Когда-то считалась третьей по значению в городе после Дуомо и Сан-Амброджо.



Типично романский фасад базилики - на самом деле новое произведение. На рубеже XIX-XX веков реставраторы удалили отсюда все барочные элементы. На внешних стенах привлекают внимание красивые мозаики, типично византийские, хоть и созданы всего лишь лет сто назад.

Священномученик Вавила, которому посвящена церковь, был епископом Антиохи и пострадал во времена Декия. Вместе с ним были заключены в темницу и приняли мученическую кончину три отрока - Прелидиан (12 лет), Эполлоний (10 лет) и Урван (7 лет). Мощи св.Вавилы позже были принесены в Италию крестоносцами.

Назначенное место сбора группы возле автобуса, у кастелло Сфорческо, или замка Сфорца - резиденции миланских герцогов с XIV века. Эта крепость послужила образцом для стен московского кремля - такая же форма башен и венчающих стены зубцов. Здесь мы загружаемся в автобус и отправляемся во второй ночной переезд - ближе к дому, в Вену.

Дни 12-13. Вена


Австрийская столица, резиденция Габсбургов, город Моцарта, Цвейга и Фройда достойна отдельного путешествия. Мы уже на обратном пути, мыслями - дома, и на культурную программу сил уже почти не осталось. Наш отель рядом с парком дворца Шёнбрунн, где наши дамы прогуливаются вечером, а днем мы едем в центр. Собор святого Стефана, или Штефансдом - главный собор Вены, построен в XIII-XV веках. Даже не верится, что во время Второй мировой войны этот храм был практически полностью разрушен.

Для жителей Вены это такая же святыня, как для киевлян - София. Здесь каждый день ведутся службы и регулярно беседы с прихожанами проводит сам архиепископ - кардинал Кристоф Шёнборн, известный современный богослов. В соборе - множество фресок, миниатюр, тут также хранится много древних экспонатов, в том числе и эталоны мер веса и длины. Особо почитаема здесь Пётчская икона Божией Матери, названная так по своему происхождению из венгерского города Пёч.



В 1676 году ее написал художник Иштван Папп по заказу человека, освободившегося из турецкого плена. Среди реликвий, хранящихся в соборе - мощи святого Валентина, главы святых Космы и Дамиана и лоскут скатерти с Тайной вечери. О подлинности последней реликвии судить трудно.

 

Утром следующего дня мы посетили православный собор св. Николая, расписанный в 2006-2008 годах под руководством одного из лучших современных иконописцев архимандрита Зинона (Теодора). Храм был построен как посольский к концу XIX века. Сейчас здесь центр Венской епархии Русской Православной Церкви.

В Вене делаем последние покупки - на это отводится достаточно свободного времени - и, наконец, садимся в автобус, чтобы преодолеть финальный отрезок маршрута.

Что осталось за кадром

Перечитав эти заметки, я понял, что упущена одна важная деталь: кроме всего того, где мы были и что видели, совсем не рассказал о том, как мы проводили время в автобусе. Наш вариант паломничества я бы назвал "облегченной" версией. Light-pilgrimage. Группа подобралась из людей, скажем так, стоящих на пороге Церкви. И одной из наших задач было познакомить их немного ближе с христианством.

Конечно, по дороге мы молились. Если утро начиналось с дороги, то в автобусе читали утренние молитвы по сокращенному правилу. Читали некоторые отрывки из Нового Завета. Разумеется, я рассказывал о маршруте и о том, что нас ожидает в пути. По ходу возникали вопросы, на которые старался, в меру сил, отвечать. Слушали музыку, не только духовную, и смотрели фильмы.

Конечно, были и искушения - ну куда без них в таком деле, как паломничество! Но кто знает, тот понимает о чем речь, а кто не знает - тому достаточно узнать, что в итоге все закончилось, слава Богу, благополучно. Главное, что сами люди, с которыми произошла непростая ситуация, восприняли это как урок. Дай Бог, чтобы он запомнился.

Многие люди из состава группы ездили этим маршрутом далеко не первый раз. Полюбив сами эти поездки, их атмосферу, их дух, люди возвращаются снова и снова. В связи с этим маршрут поездок из раза в раз несколько меняется. При неизменности основных точек варьируются нюансы. Прошлый раз, проехав через юг Франции, после Ниццы мы завернули в Рим, где провели незабываемые два дня, а потом посетили еще и мощи святителя Николая в Бари. Из предстоящих планов (дай Бог осуществить!) - посетить древнюю "столицу" христианства на территории Германии Трир и овеянную славой Венецию, куда давно приглашает местный православный священник.

Но это - в дальнейшем. А пока не будем забывать, что путешествия хороши, когда есть, куда возвращаться. И здесь, дома, в наших церквах и приходах, в наших семьях - самый удобный случай явить самой жизнью все то, о чем просили Бога во время паломничества.

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)