Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
 

паломническая поездка по маршруту «Полтава-Диканька»

 [Печать страницы]
 
11-12 января 2014 года состоялась двухдневная паломническая поездка по маршруту «Полтава-Диканька».

По православному календарю с 7 по 17 января по новому стилю – Святки (святые дни). Какое прекрасное удивительное время! Вся земля и небеса радуются рождению Спасителя.
И вот именно в это время 11-12 января мы совершили паломническую поездку по святым местам Полтавщины.
Ранним утром 11 января, ещё до восхода солнца, мы прибыли в Полтаву. На одной из полтавских гор величественно расположился Крестовоздвиженский монастырь. Его светящиеся купола на тёмном небосклоне ночного неба были видны ещё издалека. К монастырю автобус поднимался по спиралевидной дороге круто в гору, а внизу оставалась Полтава, залитая огнями.
Богослужение в монастыре началось с утреннего правила в храме в честь Святого Симеона Богоприимца, где и была отслужена Божественная литургия. В этот день православная церковь чтила память мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Иеромонах, который вёл литургию, сказал очень хорошую проповедь, в которой поразили нас слова, что мы являемся последователями дурных дел Ирода, когда убиваем множество неродившихся детей во всем мире, числом намного превосходящим, чем в Иродово время.
После литургии мы отведали вкусную монастырскую трапезу, с молитвой и любовью приготовленную сёстрами монастыря.
Затем встретились с нашим экскурсоводом Верещакой Ольгой Тимофеевной. Она начала прекрасную, уникальную экскурсию по Крестовоздвиженскому монастырю. С Ольгой Тимофеевной мы встречаемся уже не первый раз, и надо сказать, что она большой подвижник своего дела и всегда удивляет своим профессионализмом, отдачей и самое главное, она настолько любит свой край, что это передается и паломникам.
В июне 2013 г. Ольга Тимофеевна принимала группу наших школьников из г. Доброполья.
В ходе экскурсии Ольга Тимофеевна рассказала об истории монастыря, его храмах и святынях, которые находятся в них.
Свою историю монастырь начал более 350-ти лет назад. В 1650 году, по инициативе полтавчан, выходцы Мгарского Спасо-Преображенского монастыря во главе с игуменом Калистратом в память о первых победах над поляками основали на одной их полтавских гор мужскую обитель в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господнего. Полтавский монастырь стал самым южным среди, так называемых, полковых монастырей Гетманщины ХVII века. Средства на его застройку предоставили полтавские мещане и казацкая старшина во главе с Иваном Искрой, Иваном Крамарем, полковником Мартыном Пушкарем. Благословил строительство (возведение тогда ещё деревянного монастырского комплекса) Киевский митрополит Сильвестр Косов.
За свое многовековое существование монастырь был свидетелем многих, в том числе и драматических, событий отечественной истории. Это были набеги как крымских татар, так и своих «землячков». В полтавский период Великой Северной войны, в мае 1709 года, монастырь становится резиденцией Карла XII. По одной из версий, именно возле стен этой обители накануне полтавского боя шведский монарх получил ранение в ногу, что вместе с другими судьбоносными для шведов просчётами и привело к их поражению под Полтавой. Уже после боя монастырь посетил и Пётр I.
В течение второй половины XVIII века Полтавский монастырь стал значительным просветительским центром Юга Гетманщины.
Под протекторатом монастыря в Полтаве действовала школа певчих, позже – Духовная семинария. Выпускником последней был отец Николая Гоголя – Василий Гоголь-Яновский, здесь же учились основатель новой украинской литературы Иван Котляревский, известный переводчик, поэт и публицист Николай Гнедич. В течение 1818-1876 годов на юго-восточном склоне монастырской горы располагалось Полтавское духовное училище.
В годы гражданской войны монастырь сильно пострадал от красного террора воинствующих атеистов. После нескольких ограблений обитель была объявлена «приютом контрреволюции» и в 1923 году закрыта. В 30-е годы монастырь превратили в детскую трудовую колонию НКВД.
В 1942 году в полуразрушенных помещениях мужской обители поселилась небольшая община монахинь – с того времени монастырь становится женским.
Летом 1960 года монастырь «поглощает» новая волна борьбы с «церковными учреждениями»: большинство из восьмидесяти семи монахинь в сопровождении конвоя вывезли в Лебединский женский монастырь, что на Черкащине, остальных распределили по домам престарелых. Опустевшие монастырские здания занимают разные мирские организации. Последними в помещениях монастыря (накануне его возрождения) находились склады областного объединения «Медтехника».
Стараниями матушки Антонии (Жартовской), глубоко верующего человека, бывшей медсестры-фронтовички, началась работа по сбору подписей под прошением возвратить монастырь верующим. И вот, 27 сентября 1991 года, на Воздвижение, впервые после многих лет запустения, в монастыре отслужили Божественную Литургию. А 19 декабря монастырь был полностью возвращён общине монахинь. К сожалению, дожить до этого монахине Антонии было не суждено. В настоящее время игумения монастыря матушка Сергия (Алексеенко).
Благодатная сила возрождённой обители чувствуется, как только минуем монастырские врата. Величественно поднимают в высокое небо свои купола монастырские храмы.
Настоящая архитектурная жемчужина монастырского комплекса – Крестовоздвиженский собор, строительство которого длилось с конца 80-х годов XVII века и завершилось в начале XVIII. После разорения монастыря крымскими татарами старый деревянный собор разобран и было начато строительство нового каменного собора.
Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря – единственный в Левобережной Украине храм, сохранившийся до наших дней, который имеет семь куполов цилиндрической формы.



Крестовоздвиженский собор.

В Крестовоздвиженском соборе находится чудотворное изображение Скорбящей Божьей Матери «Упование всех концев Земли». Её молитвенным Покровительством оберегается обитель и город Полтава.
В усыпальнице собора до разграбления монастыря покоились известные подвижники благочестия XVIII столетия – архиепископ Екатеринославский и Херсонский Амвросий (Серебренников, 1738-1792 гг.) и уроженец Полтавы, епископ Могилевский и Полоцкий святитель Афанасий (Вольховский, 1741-1801 гг.). Святые мощи свт. Афанасия были обретены в июне 2010 г., а до этого честные останки были перезахоронены в стене храма, а после на монастырском кладбище. Некоторое время нетленные мощи лежали как экспонат краеведческого музея, куда они попали после разграбления усыпальницы в начале 20-х годов. Тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, находившееся между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А. Пушкина, и Н. Гоголя) кладоискатели выбросили из гробов, а могильные плиты были украдены на хозяйственные нужды, в частности на покрытие дорог. Неподалёку от северных врат обители из остатков могильных плит в 1991 году сооружён небольшой мемориальный курган в честь захороненных здесь полтавчан и уничтоженного некрополя.


Крестовоздвиженский собор.


Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Снимок группы паломников.

Затем мы посетили Свято-Троицкую церковь, где Ольга Тимофеевна продолжила экскурсию. Свято-Троицкая церковь, возведённая в 1750 году, была одна их самых красивейших в городе каменных храмов. До 1887 года выполняла функцию трапезной.
В годы Великой Отечественной войны церковь была разрушена, восстановлена только в 1999 году по проекту архитектора Ю. Олейника.


Свято-Троицкая церковь


Иконостас Троицкой церкви

Свято-Троицкая церковь уникальна тем, что в ней находится коллекция 1500 древних икон 300-500 и более лет, но младше 100 лет из которых нет. Большая часть их них выставлена в нижней части храма, к ним можно приложиться и помолиться. Есть даже удивительная полковая складная икона, которая разворачивается иконостасом, и перед ней служили священники. Некоторые из этих древних икон обновляются, что особенно заметно при каждом последующем посещении.


Экспозиция древних икон в нижней части Свято-Троицкого храма



Верхняя часть храма впечатляет простором, благолепием внутреннего убранства, обилием редких и чудотворных икон, многие из которых привезены с Афона и других святых мест. Это чудотворная икона с Афона Божией Матери «Избавительница» 1895 г., от которой замечено очень много исцелений больных; знаменитая чудотворная Казанская икона Божий Матери из села Каплуновка (под Харьковом) – «Каплуновская»; икона «Сошествие Святого Духа» и многие другие.
В храме находятся ковчеги со святыми мощами прп. Оптинских, Афонских и Киево-Печерских старцев, а также более 300 частиц мощей святых.


Частицы мощей святых в   в нижней части Свято-Троицком храме.  Усыпальница  Свято-Троицкого храма

В этом храме ещё находятся четыре иконы из иконостаса Воздвиженской церкви села Шиловка Решетиловского района, которые были найдены… вмонтированными в пол (!) сельской конторы, а именно: икона Богоматери с младенцем, образа Святого Стефана и Святой Варвары Великомученицы, а также Вознесение Господнее.
В усыпальнице Свято-Троицкой церкви захоронены:
 архиепикоп Иоанн (Петин, 1813-1889 гг.), он дольше всех, почти 25 лет, возглавлял Полтавскую кафедру;
 епископ Тихон (Клитин, 1835-1896 гг.);
 архиепископ Тульский Парфений (Левицкий, 1858-1922 гг.);
 митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун-Ваколюк, 1926-2001 гг.).
В настоящее время Свято-Троицкая церковь является приходской на территории монастыря. У неё большая и дружная бщина.


Храм Симеона Богоприимца
Так не хотелось уходить из этого храма, расставаться с таким духовным богатством, которого нет ни в одном музее мира. Мы были очень рады, что соприкоснулись с такими святынями.
В монастырском комплексе Крестовоздвиженского монастыря есть ещё трапезная церковь в честь Симеона Богоприимца. Она находится неподалёку от Свято-Троицкого храма. Церковь была возведена в 1887 году на средства иркутского купца Иннокентия Котельникова (в память о рано умершем сыне Семёне). Купеческое семейство Котельниковых надеялось вылечить больного туберкулезом мальчика под солнцем Крыма, но им так и не суждено было туда добраться – Семён умер в пути, в Полтаве. И перед смерью сын просит отца похоронить его на монастырском дворе, живописный вид которого ему очень понравился. Котельников не только выполнил последнюю волю сына, – он переехал жить в Полтаву и стал одним из главных меценатов Крестовоздвиженской обители, за что был удостоен звания почётного гражданина города.
Котельников на свои средства построил также подъездную дорогу к монастырю и знаменитую лестницу, по которой можно было спускаться в город с крутого обрыва монастырской горы, обросшей непроходимым дубовым лесом. Лестница была мраморная. Сейчас она имеет уже совсем другой современный вид.
Иннокентий Семёнович в 1902 году был захоронен возле сына на старом монастырском кладбище (обе могилы не сохранились).


Лестница, по которой спускались в город с крутой монастырской горы

Потом мы поднялись на монастырскую надвратную колокольню, на каждом ярусе нас ждал интереснейший рассказ экскурсовода.
Колокольня построена в 1786 году и является самым древним высотным сооружением Полтавы. Уникальность колокольни в том, что в ней расположена единственная на Украине венчальная церковь в честь чудотворной иконы Богородицы, проявившейся здесь на стене в конце 18-го века, Всех скорбящих радость «Упование всех концев земли». Чудотворная икона находилась здесь с конца XIX века, написанная на стене монахом Даниилом Московченко.
К величайшему сожалению, во время гражданской войны стенописная икона Богородицы была утрачена. Однако сохранилась её копия – келейный образ епископа Полтавского и Прилуцкого Василия Зеленцова (11 июля 1997 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви причислен к лику священномучеников), которая хранится в Крестовоздвиженском соборе.
В ходе экскурсии на колокольне посетили келии, в которых жили монахи, и иеросхимонах Самсон (граф Эдуард Сиверс), и епископ Феофан (Василий Быстров – духовник царской семьи).
Ольга Тимофеевна показала спуск из колокольни в подземные хода, которые связывали все церкви г. Полтавы.
Очень красивый обзорный вид с колокольни на Полтаву. На этом была окончена экскурсия по Крестовоздвиженскому монастырю.


Колокольня Крестовоздвиженского монастыря

Наше время пребывания в монастыре истекало (как у Золушки в сказке), так как впереди нас ждала ещё большая насыщенная программа, но мы всё равно нашли несколько минут, чтобы отведать и запастись в дорогу аппетитной монастырской выпечкой.
Посещение Крестовоздвиженского монастыря, знакомство с его историей и святынями произвело на всех огромное впечатление, особенно на тех паломников, которые здесь впервые. Поэтому мнение, что «Полтава – это галушки и Сорочинский ярмарок», после этого исчезло навсегда (выражение взято из высказывания паломников).
Здесь надо сказать, что о святых местах, которые находятся далеко за пределами нашей Украины (расстояние до которых исчисляется тысячами километров) мы знаем больше, чем о тех, которые находятся рядом, даже в своем крае. Забыли свою историю, мало знаем о национальной культуре, народном достоянии и традициях, которые наши предки передавали нам из рода в род.
В этот день 11-го января была явно не зимняя погода: пасмурно, моросил холодный мелкий дождь. Но на настроении это совсем не сказывалось, наоборот, согревала радость от встречи с новым и интересным, что предстояло нам ещё узнать о Полтавщине.
Затем мы с Ольгой Тимофеевной отправились в Полтаву, где по программе было посещение храмов, знакомство с культурными и историческими достопримечательностями города.
Первый храм, который посетили в Полтаве, был Спасский храм. Этот храм знаменателен тем, что в нем в 1709 году Петр I отслужил благодарственный молебен после победного боя над шведским королем Карлом XII.
Примечательно то, что стены храма сохранились из бревен, которые были использованы после разборки деревянного Крестовоздвиженского собора в 80-е годы XII века. Святыня Спасского храма: местночтимая икона Божией Матери «Троеручница».


Полтава. Спасская церковь. Здесь молился Петр I в 1709 году после победного боя над шведами

Затем посетили храм Святых мучениц – Веры, Надежды, Любови. Он сооружён несколько лет тому назад. Святыни храма: ковчег с мощами святителя Иосафа Белгородского; икона Божией Матери «Почаевская».


Полтава. Храм мцц. Веры, Надежды, Любови

Очень интересная, познавательная была экскурсия по городу. Мы увидели знаменитую центральную круглую площадь Полтавы, на которой монументально возвышается памятник «Славы», сооружённый в честь 100-летия Полтавской битвы, а рядом здание бывшего Петровского кадетского корпуса, в котором училось много выдающихся людей, в 1914 году закончил его святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович).
Очень красиво в архитектурном плане здание краеведческого музея, на стенах которого запечатлены гербы всех уездов Полтавщины. В Полтаве много исторических памятников выдающихся людей края: Николаю Васильевичу Гоголю; Ивану Петровичу Котляревскому; народной поэтессе Марусе Чурай; коменданту города Келлину, который держал оборону города в 1709 году в битве со шведами, и другие.
Впечатлила всех пешеходная экскурсия по соборной площади, одного из красивейших мест Полтавы. Очень красива Белая беседка, построенная в форме подковы в честь 200-летия Полтавской битвы. Здесь же воссоздана сторожевая башня, которая была здесь в те времена. Никого не оставил равнодушным памятник «Полтавской галушке». С обзорной площадки открывается прекрасная панорама на Полтаву и на Крестовоздвиженский монастырский комплекс. Рядом находится музей И. П. Котляревского.



Уже вечерело, и мы поспешили посетить ещё одно знаменательное место Полтавы – Поле Полтавской битвы. Это место ещё называется Шведская Могила. Со всех сторон хорошо просматривается внушительный холм, над которым возвышается поклонный крест в память погибших русских воинов во время боя со шведами, которые здесь похоронены. Вечная память героям отечества!




На Поле Полтавской битвы мы посетили ещё храм Святого Сампсона Странноприимца, который был построен в 1856 году и до 1917 года был приписной к монастырю. На стене храма впечатляет мозаичное панно, на котором изображено историческое событие – обращение Петра I к воинам перед боем со шведами.






Далее, в завершение дня, наш путь лежал в с. Писаревщина в Велико-Будыщанский Свято-Троицкий женский монастырь к матушке Нонне.
Когда мы подъехали к монастырю, было уже темно, но матушка Нонна встретила нас, провела в корпус и поселила в келии. Было как раз время субботнего вечернего богослужения, и, несмотря на усталость, мы приняли участие в молитве. Очень красиво было пение, особенно выделялся мужской голос, который, казалось, мог петь в архиерейском хоре. Так и оказалось. Это пел Игорь Николаевич с Макариевского кафедрального епархиального собора, который приезжает по выходным дням с Полтавы помогать монастырскому хору.
После вечернего богослужения нас пригласили в трапезную за прекрасно накрытый стол. Казалось, что на этом окончен наш первый паломнический день. Но не тут-то было. Матушка Нонна сказала: «Кто будет исповедоваться и причащаться, надо обязательно быть на вечернем монастырском правиле». По окончании правила мы расположились на ночлег в уютных, теплых келиях.


За вечерней трапезой в Велико - Будыщанском монастыре

Велико-Будыщанский Свято-Троицкий женский монастырь начинает свою летопись с начала XII века, что подтверждают архивные данные губернии. Зафиксировано, что в 1792 году была дана в епархию опись драгоценных икон, находящихся в монастыре. До революции этот монастырь был одним из богатейших в империи. Количество сестер насчитывалось 700 человек. В монастыре были свечной завод, мельница, пасека, кирпичный завод.
После революции в годину гонений монастырь был разграблен и закрыт. С 1922 года здесь был зоотехникум, механизированное училище.
С 2010 года началось возрождение Велико-Будыщанского Свято-Троицкого монастыря. Монастырю отдали здание храма, в котором в годы безбожия был клуб, и корпус в очень ветхом состоянии, который требует большого ремонта. Монастырь осуществляет ремонт своими силами и на это необходимы огромные средства.
Сейчас в жилом корпусе оборудованы келии для насельников, трудников и паломников, трапезная (в которой недавно сделан хороший современный ремонт) и домовая церковь в честь прп. Иовы Почаевского.


Территория Свято-Троицкого Велико- Будыщанского монастыря. Жилой корпус с домовой церковью

Стоит рассказать, почему так названа церковь. Монастырю не отдавали документы на землю и поэтому судились с Министерством культуры 3 года. И так пришлось, что паломники села поехали в Почаев и с усердием молились прп. Иове Почаевскому, а когда приехали, то документы были уже готовы. В монастыре постоянно прибегают молитвенно к Иове Почаевскому, и преподобный помогает всегда во всех делах.
В монастыре старшая сестра матушка Нонна и ещё четыре послушницы. Служат иеромонах Меркурий и иерей Александр.
В монастырь приезжают паломники помолиться и поддержать сестёр, а также трудники. Монастырю нужна молитвенная и материальная помощь. Тех, кто желает потрудиться для спасения души, монастырь готов принять в любое время. Также матушка Нонна сказала, что принимают сестер и в немощи, не учитывая возраста. Каждому послушание дается по силам, немощные могут читать псалтирь.
На следующий день мы приняли участие в Божественной Литургии в домовом храме прп. Иовы Почаевского, которую служил батюшка Меркурий. Многие из группы исповедались и причастились. Очень полезны для всех были духовные наставления отца Меркурия. После исповеди он обратился к нам с проповедью, в которой объяснял нам, как должны вести себя паломники в дороге.
Запомнились его слова, что автобус с паломниками – это малая церковь, поэтому в дороге надо больше молитвы, чем пустых разговоров; брать с собой в паломничество только постную пищу, чтобы не было искушений в подготовке к причастию и в другом; одеваться надо как полагается православным христианам, особенно женскому полу; вести себя достойно, чтобы это было полезно для спасения души.
После литургии мы отведали с аппетитом монастырской трапезы, а затем матушка Нонна пригласила нас посетить Свято-Троицкий храм и посмотреть территорию монастыря. Знаете, надо сказать, благолепия, радующего наш глаз, здесь ещё нет, так как монастырь после длительного разорения только начал восстанавливаться. Но какая чувствуется благодать, намоленная семистами сёстрами, которую мы ощутили духовными очами. И сразу приходит мысль, сколько же ещё надо времени, сил и средств, чтобы возродить монастырь, каким он был в период своего расцвета. Но всё возможно Богу, и всё совершается только по воле Божией. Поэтому со временем молитва и труд насельников, трудников и паломников вернут былую славу и красоту монастыря.


Свято-Троицкий храм Велико - Будыщанского монастыря



На территории, которая до закрытия принадлежала монастырю, ещё и сейчас находятся корпуса, в том числе и игуменский, в которых располагается училище.




Не хотелось покидать это благодатное место, но время уже звало в дорогу. Батюшка Меркурий окропил наш автобус, благословил в путь и по отечески с матушкой Нонной провели нас.
Далее по программе в этот день было посещение Диканьки, интересной своей историей, уникальными святынями и народными традициями.
На южной окраине поселка Диканька слева от трассы под лесом мы издалека заметили старинное величественное белое здание. Это Свято-Николаевская церковь, которая является духовной и архитектурной жемчужиной Украины XII века. В 2014 году церкви исполняется 220 лет 19 мая в праздник перенесения мощей Николая Чудотворца.


Церковь Николая Чудотворца на месте явления иконы святителя на пне

Как свидетельствуют не только народные предания, но и архивные документы, в глубокую древность, когда диканьскими землями владел архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, на одном из пней в лесу вблизи Диканьки загадочным образом появилась икона святителя Николая. Удивлённые прихожане перенесли её в действующую в то время в селе церковь. Однако на следующее утро икону в церкви не обнаружили, но снова увидели её на том же пне. Так продолжалось трижды, пока догадались освятить чудесное место, поставили метровый деревянный крест и решили построить деревянный храм. Синод дал разрешение на строительство храма в честь святителя Николая Чудотворца.
Прошло время, и архиепископ Черниговский передал диканьские земли генеральному судье Запорожского войска Василию Леонтьевичу Кочубею, казнённому вместе с бывшим полтавским полковником Иваном Искрой в 1708 году по приказу гетмана Ивана Мазепы. А в 1754 году внук казненного Василия Кочубея Павел по благословению Киевского митрополита Тимофея (Щербацкого) перестроил деревянный храм, расширив его. Сын Павла Виктор, достигший позже в Петербурге самых высоких постов придворной иерархии, в 1794 году возвёл на месте обветшалой деревянной каменную церковь.
Когда в Диканьке построили новую каменную церковь и возвращенная из архирейской ризницы Полтавского Крестовоздвиженского монастыря икона святителя Николая Чудотворца заняла свое обычное место за правым клиросом в киоте, началось настоящее паломничество в этот храм.
В числе паломников была в Николаевском храме и молодая женщина Мария Ивановна Гоголь-Яновская из села Васильевка, что в 30 верстах от Диканьки. Огорченная смертью первых своих двух детей, она не раз и не два пешком приходила сюда и молилась перед образом святителя Николая о жизни и лучшей судьбе для будущего ребенка. В честь этой церкви и её чудотворной иконы она назвала родившегося в 1809 году сына Николаем. Это был наш великий земляк Николай Васильевич Гоголь, который, кстати, в детстве тоже часто посещал Николаевскую церковь.




После революции церковь испытала немало горя и разрушений, однако выстояла, хотя и в качестве музея. 16 июля 1989 года состоялось торжественное открытие и новое освящение Свято-Николаевской церкви. Древний пень, на котором когда-то совершилось чудо явления святого образа, и ныне находится в алтарной части храма.
Под церковью находится фамильная усыпальница Кочубеев, где похоронено 5 князей и 3 княгини славного рода подданых отечества.
Рядом с Николаевской церковью находится звонница, построенная в 1810-1827 годах по проекту Луиджи Руска. Традиционным стало проводить здесь фестивали колокольного звона. В 2014 году в первое воскресенье сентября будет проводиться 5-й международный фестиваль колокольного звона. 2 года назад на фестивале пел хор Сретенского монастыря г. Москвы.
При въезде в Диканьку нас встретила красивая арка, сооруженная в память посещения посёлка императором Александром I 3 августа 1820 года.




В Диканьке мы посмотрели Свято-Троицкий храм, который сооружен в 1780 в стиле позднего барокко и имеет в плане форму креста. Свято-Троицкая церковь – единственный в Украине памятник архитектуры, тесно связанный с творчеством Гоголя, который часто бывал в ней и отразил в своем произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». На территории храма находится прекрасное здание воскресной школы. Оказывается, что именно в эту церковь селяне переносили икону свт. Николая, которая явилась на пне.





Экскурсовод Ольга Тимофеевна с руководителем воскресной школы Свято-Троицкого храма Аллой Владимировной

В центре поселка Диканька располагается краеведческий музей.
Надо сказать, что Диканька и сегодня не потеряла собственного колорита, а всё потому, что жители свято оберегают и культивируют традиции своих предков. В канун Рождества ряженые, в большинстве дети из воскресных школ, ходят по улицам, домам, поют колядки, щедривки, посевают. Также в Диканьке устраиваются в эти праздничные дни народные гуляния.
Далее мы направились в с. Прони, где было намечено посещение историко культурного комплекса «Вечори на хуторi поблизу Диканьки». Когда мы подъехали в назначенное время, нас у ворот встретили с официальным приветствием герои знаменитой повести Гоголя и казаки. Это действо было необычно и интересно.






Затем артисты пригласили нас на праздничный концерт. Украинские хаты под «стрiхой» из соломы, орудия и предметы народного быта, чисто украинский колорит, красивая елка – все это создавало необычность и праздничность обстановки.



Украинский колорит

Мы услышали прекрасные украинские народные песни, поздравления с праздником Рождества и Святок, удивили нас задорные «поединки» молодых казаков, так виртуозно владеющих саблями, – и всё это вселило в нас чувство радости праздника этих святых дней.








Но как же побывать в Диканьке и Пронях и не попробовать настоящих украинских вареников? А вот и долгожданные полтавские вареники…
Нас радушно пригласили в хату, очень интересно оформленную в национальном стиле, где на столах красовались вареники со сметаной и узваром. Вареники были паровые, размером чуть ли не в ладонь, со всевозможной начинкой: мясо, картошка, капуста и картошка с печенью.




Как только сели за стол, тут же вошли шумно «колядники» в ярких украинских костюмах с бубном, баяном и запели нам святочные колядки настолько эмоционально, что невозможно было удержаться, чтобы не подпеть им.



Но всему свой час, праздник подходил к концу и в приподнятом настроении мы покидали Прони. Когда вышли за ворота, уже вечерело, сумерки спускались на землю. Задержав на минуту свой взгляд на вечернем хуторе, подумали, как хорошо все-таки было соприкоснуться с традицией украинского народа и на какое-то мгновение как бы ощутить себя на несколько веков назад в том времени, когда устои и обычаи живших тогда людей в Диканьке вдохновили знаменитого писателя Н. В. Гоголя на создание своих прославившихся произведений, которые не потеряли этнографический колорит до наших дней.




Возвратившись в Полтаву, мы посетили два храма. Это деревянный храм мученика Иоанна Воина, где находятся святыни: икона мч. Иоанна Воина с частицей мощей; местночтимые иконы Божией Матери «Всецарица» и «Утоли мои печали». Храм новый, сооружён совсем недавно. Примечательна его история.
На месте храма, было болото, в котором круглый год стояла вода. Владыка Филипп попросил городские власти отдать это непригожее место. Когда выделили эту землю и поставили здесь крест, то через некоторое время вода ушла. Тогда пришло решение построить на этом месте храм. Деревянный храм очень красивой архитектуры собрали мастера из Западной Украины в короткий срок, буквально за 3 месяца.
В то время, когда мы были в храме, зашел батюшка и спросил: «Откуда паломники?». Мы сказали, что с Донецкой области и уже возвращаемся домой. Он попросил написать ему список паломников для того, чтобы на молебне, который только начинался, помолиться «О путешествующих». Господь посылал нам свою помощь в дорогу.
И ещё мы посетили Макариевский кафедральный епархиальный собор, в котором находится одна из важнейших святынь Полтавы – чудотворная икона Божией Матери «Горбаневская».
На этом заканчивалась наша двухдневная паломническая поездка по святым местам Полтавщины. Мы всей группой от души поблагодарили нашего экскурсовода Ольгу Тимофеевну, которая провела нам такую прекрасную экскурсию, не оставившую никого равнодушным. Мы столько нового полезного узнали за эти два дня, успели полюбить этот благодатный край.
Надо подчеркнуть то, что эта поездка по святым местам Полтавщины именно в рождественские праздники оставила у всех яркие, светлые и радостные впечатления ещё и потому, что в каждом храме, который мы посещали наш взор радовало праздничное украшение из елей, оригинальных вертепов, гирлянд в огнях. Каждый день был праздником, который надолго останется в наших сердцах.
Когда после полученных от этой поездки впечатлений пришло желание описать её, я думала, что изложение будет очень кратким. Но когда начала писать, то поняла, что именно о Полтаве это сделать просто невозможно.
Захотелось рассказать обо всём подробно. Прочитав описание этой поездки, может кто-то захочет посетить эти святые места, а тому, у кого по каким-то причинам не будет такой возможности, пусть это описание будет путеводителем по тем местам Полтавщины, которые мы посетили.


Материал подготовила
Руководитель группы паломников
р. Б. Татиана
г. Доброполье Донецкой области





























Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)