Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 

Паломничество на Афон. 6-18 октября 2011г

 [Друк сторінки]
Паломничество на Афон

   По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 06 октября по 18 октября 2011 года наша группа совершила паломничество на Святую Гору Афон и по святым местам Греции.

Содержание

День первый
День второй
День третий
День четвертый
День пятый
День шестой
День седьмой
День восьмой
День девятый


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

   06 октября наш самолет приземлился в аэропорту "Македония" города Салоники. Далее мы отправились на микроавтобусе в городок Оуранополис, от которого небольшой корабль переправляет паломников и монахов на Святую Гору Афон.
   Мы едем по горной дороге, за окном автобуса - весьма красивые виды. Проезжаем деревеньки и города. Везде, где живут люди, обязательно стоит небольшой аккуратный храм. Во двориках растут апельсины, мандарины, лимоны. Они только начинают созревать на этой земле.
   Прибыв в портовый городок, получили визу на Афон «диамонитирион» и купили билеты паром. Самое сильное волнение испытываешь, когда уже стоишь на пристани и ожидаешь прибытия парома с красивым названием «Агиа Анна». В глубине души один за другим поднимаются вопросы: как сложится путешествие? Как встретит тебя Афон? Отвечать на подобные вопросы заранее просто бессмысленно. Остается ждать. Паром «Агиа Анна» отправляется из Уранополиса каждое утро в 9.45. Перед отплытием полицейский проверяет наличие диамонитириона и паспорта у каждого пассажира. Взошли на корабль. Он представляет собой небольшой морской паром, который, кроме пассажиров, вмещает несколько автомобилей. Расположились на верхней палубе.
   Святая гора Афон (Athos), по-гречески «Агион Орос», еще в начале христианской эпохи была предназначена стать земным уделом Пресвятой Богородицы, единственная в мире православная монашеская республика, входит в состав Греческой республики.
   Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северо-восточной Греции. Это восточный выступ полуострова Халкидики, приблизительно на 80 километров вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря, шириной около 12 километров. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт скалистыми оврагами. В юго-восточной части возвышается вершина горы Афон высотой 2033 метра над уровнем моря. Несмотря на то, что это полуостров, добраться до него можно только по морю.
   Афонская монашеская республика юрисдикционно принадлежит Константинопольскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. В отличие от всей Греции на Афоне для богослужений используется старый юлианский стиль календаря.
   В столице Афона, городке Карее, располагается Протат, где осуществляется верховное самоуправление и суд. Афон является как бы монашеской республикой, причем, в каждом монастыре свой устав. Протат составляет Кинот и выборный из Кинота совет - Эпистасия. Кинот составляют антипросопы - доверенные лица, по одному из всех 20-ти монастырей Святой Горы, которые каждый год избираются своими монастырями.
   На Афоне расположены 20 больших монастырей - 17 являются греческими, один русский (Свято-Пантелеимонов), один болгарский (Зограф) и один сербский (Хиландар), 12 скитов и до 700 отдельных келий. Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает около 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.
   На Святой горе - византийское время, которое определяется следующим образом: во время захода солнца (в субботу) стрелки часов устанавливаются на полночь и - начинается новый день. В Ивероне сутки начинаются с восходом солнца.
   На Афоне около 30 чудотворных икон Божией Матери: Всецарица, Иверская, Млекопитательница, Геронтисса и другие.
Большое собрание святых мощей: глава Иоанна Крестителя, глава Андрея Первозванного, великих мучеников Пантелеимона и многих других святых.
   Особенностью Афона является то, что женщинам вход на Святую Гору совершенно невозможен и запрещен. По Афонским преданиям вход женщинам был возбранен после следующего случая. Плакидия, дочь греческого императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Византию, мимоездом пожелала видеть Святую Гору и, в особенности Ватопедский монастырь, выстроенный иждивением ее отца. Она прибыла прямо к Ватопедской пристани, торжественно была встречена и введена в монастырь с подобающей почтительностью и церемониалом. В умилительном благоговении подступила она к собору и, слагая с себя царственное величие, так смирилась, что не хотела войти с главного входа, а прошла через боковую дверь. Она только хотела войти в главный храм, как вдруг ее поразил голос Богородицы, исходивший от Ее иконы, написанной в стенной нише: "Зачем ты сюда, здесь иноки, а ты женщина, для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами! Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра!"
   Пораженная страхом царевна молча удалилась из обители. Было это в конце IV века. А святые отцы Афонские законоположили между тем, чтобы с той поры ни одна женщина не проникала в тайники Афонского подвижничества, что и доныне свято исполняется и в такой степени, что даже не позволяется и среди рабочего скота держать самок.
   Отсутствие женщин на Афоне не замечается. Везде все аккуратно прибрано, хорошо приготовлено. В монастырях чистота и порядок. На Афоне есть только одна мать и одна хозяйка - это Богородица. В природе, в образе жизни, умиротворенности и добродушии монахов - во всем чувствуется, что Святая Гора удел Божией Матери и находится под Ее омофором и заступничеством. Афон похож на Рай до сотворения Евы.
   Появление плодов ангельской жизни, проявление сил и даров благодати в бесчисленных подвижниках обратили на Святую Гору особенное внимание православного мира. Во времена потрясения умов ересями, в эпоху отпадения Западной церкви от Восточной Афонская Гора оставалась единственным оплотом, на котором твердо и незыблемо утверждалась чистота православной веры.
   Через два часа морского пути вдоль южного берега полуострова Афон слегка утомившихся путников уже встречает пристань Дафни. Только на этой пристани по-настоящему осознаешь, что тебя окружают три разных категории путешественников. Первая – афонские монахи, по делам ненадолго покидавшие свой монастырь или скит, вторая – паломники и, наконец, третья – обычные туристы, отправившиеся на Афон ради любопытства. Туристов отличить очень просто – они принимаются есть, пить, курить и балагурить в расположенных на самом берегу кафе. Паломники и монахи спокойно дожидаются подходящего транспорта. В 12.00 от пристани вглубь полуострова Афон, в столицу монашеской республики Карею, отходят два больших автобуса.

   Наше знакомство с афонской жизнью началось с монастыря Ватопед. Горная дорога вела нас в монастырь. Впереди, внизу, показались огороды, сады, пруд и величественные постройки греческого монастыря Ватопед. Это один из самых древних, богатых и обширных монастырей на Святой Афонской Горе. По преданию, он основан в первой половине IV века, но в том же столетии был разорен богоотступником Юлианом. В конце IV века император Феодосии восстановил монастырь.
   Ватопед - один из крупнейших святогорских монастырей. Он расположен на восточном побережье полуострова между монастырями Есфигмен и Пантократор на берегу залива Контесса.. Внешне Ватопед привлекает взор гармонией красок. Нежно-серые свинцовые купола на фоне неба красиво сочетаются со сверкающей на солнце синевой и киноварью отделки окон, дверей и арок над вымощенными дорожками.
   Ватопед в русском переводе обозначает "дитя в кустарнике". История, рассказанная в монастыре, гласит, что, когда Аркадий, сын Феодосия Великого, возвращался из Рима в Константинополь на корабле, недалеко от Афона поднялась сильная буря и унесла Аркадия в пучину морскую. Спутники Аркадия в великом страхе вошли в монастырскую пристань. Уже на суше они нашли под кустом терновника мокрого царевича, находившегося в глубоком и тихом сне. Вельможи и слуги прославили Бога и Царицу Небесную за спасение от потопления царского сына. Аркадий, пробудившись, рассказал о своем избавлении от погибели Божией Матерью. С тех пор монастырь получил название Ватопед, а место, где был найден царевич, ныне занято алтарем главной соборной церкви. Монастырь славится обилием святынь, чудотворных икон и богатейшей библиотекой.
   На большом столе перед Царскими вратами были положены для поклонения мощи и святыни. Бесценной святыней Ватопеда является Пояс Богородицы. Пояс помещен в серебряный ковчег и обладает чудотворной силой исцелять болезни и излечивать женщин от бесплодия.
Пояс этот после Своего Успения Божия Матерь подарила святому апостолу Фоме. Он сделан из верблюжьего волоса и издает чудесное, неземное благоухание. Вначале он хранился во Влахернском монастыре в Константинополе, потом был перенесен в храм Святой Софии, а после вторжения турок, его выкупил Сербский Царь Лазарь I, который и передал его в дар Ватопеду. Пояс разделили на три части, чтобы исключить возможность его потери.
   Затем мы приложились к главам святителей Иоанна Златоуста с нетленным ухом и Григория Богослова, мощам преподобного Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомученика Харлампия и множества других святых угодников Божиих.
   Подошли к чудотворной иконе Божией Матери "Пантанасса" или "Всецарица". Икона имеет особое Божие дарование исцелять раковую болезнь. Мы с умилением прильнули к святыне.
   Справа и слева, на западной части собора, устроены приделы или параклисы во имя святителя Николая и святого Великомученика Димитрия. На южной стороне параклиса во имя святого Димитрия, в нише, горит неугасимая лампада перед иконой Богородицы, называемой "Живоприятная". Именно эта икона остановила Плакидию, дочь Феодосия Великого, когда она входила в храм.
   В юго-восточном углу внутренней галереи того же параклиса нас подвели к чудотворной иконе Божией Матери "Закланная". Если отодвинуть стекло и осветить фонариком лик Богородицы можно увидеть ранку на лике и запекшуюся кровь. История этой иконы следующая. Один диакон, отслуживший всенощное бдение и литургию, пришел в трапезную с опозданием и начал требовать себе обед и вино для подкрепления сил. Получив отказ, он вспылил и вернулся в церковь. В расстройстве духа и совершенном исступлении диакон подошел к иконе Божией Матери и, встав перед нею, начал укорять Богородицу: "...до которого времени я буду служить Тебе, даже куска хлеба не дают мне...". При этих словах он ударил ножом в лик, и из раны брызнула кровь. Диакон же, сильно испугавшись, упал на землю, как мертвый. Потом десять лет он стоял пред иконой, плакал и просил прощения за свой страшный грех. И однажды был ему глас от иконы: "Тебя прощаю, а с рукой твоей буду судиться". Диакон в скором времени умер, отцы похоронили его и по афонскому обычаю через три года откопали его косточки. Все тело истлело, а рука, ударившая икону, осталась цела и смердела.
   Пройдя по внешней галерее храма, мы поднялись в маленький придел Богородицы "Отрада" или "Утешение". Здесь находится еще одна чудотворная икона монастыря. Раньше эта икона располагалась в галерее, а под нею висели ключи от монастыря. Нам рассказали, что однажды монах, каждое утро открывающий врата монастыря, подошел к иконе, чтобы взять ключи, и услышал голос: "Сегодня врата не отпирай". Он в ужасе взглянул на икону и увидел, что Богомладенец протянул свою руку к устам Богородицы, пытаясь закрыть их, говоря: "Зачем предупреждаешь братию, за свои грехи подобает им пострадать". Монах сообщил все игумену. В этот день врата монастыря не открывались. А за вратами сидела шайка разбойников, хотевших ограбить и разорить монастырь. Вскоре икону торжественно перенесли в приготовленный для нее придел. Мы с благоговением рассматриваем икону. Лик Богородицы выражает сострадательную любовь, взор дышит кротостью и милосердием, на устах покоится тихая улыбка утешения. Лицо Богомладенца грозно, взор полон строгости и неумолимого суда. Его ручка заграждает уста Богоматери.
   Монастырь охраняют еще две чудотворные иконы: "Ктиторская" и "Трапезница". 

ДЕНЬ ВТОРОЙ


   На следующий день мы отправились в скит святого апостола Андрея Первозванного, расположенного на восточном склоне Афона, по красоте местности называется турецким именем «Серай» (красивый дворец). Основание его сооружению положил вселенский патриарх Афанасий (Пателарий), который, оставив кафедру, поселился здесь, построил келью, уехал в Россию и умер в Лубнах. Келья патриарха оставалась необитаемою около ста лет, пока другой патриарх, Серафим, прибыв на жительство на Афон, не поселился на месте, избранном предшественником, и приобрел в собственность значительный участок земли, а афонское общество доставило ему строительные материалы для сооружения обширного скита. Патриарх прожил тут 2 года и, передав управление о. Паисию Величковскому, сам тоже уехал в Россию и умер в Лубнах, как и Афанасий. После же Паисия оставшийся правитель скита «Серай» передал его Ватопеду за приют и содержание в этой обители. От Ватопеда приобрели право на владение им в 1841 русские монахи из Брянска - Иларион и Варсонофий, собравшие вокруг себя общину русских иноков. Келья в 1849 возведена на степень скита, открытого 27 октября 1849 жившим в Ватопеде адрианопольским митрополитом Григорием.
   В громадном, самом большом на Афоне храме Апостола Андрея Первозванного находится глава Апостола Андрея.
   Не теряя времени, отправляемся в монастырь Кутлумуш. Он расположен недалеко от Кареи, на расстоянии пятнадцати минут пешего хода, на склоне холма, поросшего деревьями и кустарником. Находится он далеко от берега, во внутренней части полуострова.
   Сведения о происхождении монастыря теряются в веках. Сохранилась купчая грамота, из содержания которой можно сделать вывод, что монастырь существовал до 988 года. Потом он был разрушен, а в тринадцатом веке восстановлен Константином Кутлумусом, который по некоторым сведениям был обращенным из турок, принявшим монашество.
   Монастырь в форме четырехугольника окружен стенами с кельями в три этажа. Собор, стоящий посредине монастыря освящен в честь Преображения Господня. В Кутлумуше хранятся следующие святыни: фрагмент Животворящего Креста Господня, часть стопы праведной Анны, глава святого Алипия Стилита, кисть святого мученика Евстратия, частицы мощей святой равноапостольной Марии Магдалины, святой великомученицы Анастасии, чудотворная икона Усердная Заступница и многих других святых. На территории монастыря находятся много маленьких храмов и часовен, в том числе в честь Матери Божией, святой Наталии, святых Косьмы и Дамиана, Всех Святых, святого Спиридона, святого Иоанна Крестителя и святых Архангелов. За территорией Кутлумушской обители стоят еще три храма: святого Трифона, святителя Николая и святых Архангелов. Монастырю принадлежат также восемнадцать келий, три домика отшельника и греческий скит святого великомученика Пантелеимона, основанный в 1785 году иноком Хоралампием. Скит состоит из двадцати разбросанных в лесу калив. В настоящее время в разных частях Кутлумушской обители в общей сложности подвизается около семидесяти братий.
   Сорок минут ходьбы от монастыря и мы в келии Паисия Святогорца, где нас встретил чудесный старец, рассказавший много о будущем святом.
   Центр Афона Карея, прежде скит, теперь местечко и резиденция монашеского управления. В Карее расположены подворья всех двадцати монастырей, тюремная башня, где содержатся на хлебе и воде осужденные судом протатона, кузница и бойни баранов.
   Посетили карейский соборный храм Успения Пресвятой Богородицы - древнейший по преданию, основанный в 335 году Константином Великим. Храм пострадал от пожара и был восстановлен в Х веке усердием императора Никифора Фоки. В XIII веке собор пострадал от каталанцев и вновь был восстановлен болгарскими царями. Сохранились фрески XIV века. Главной святыней Карей, которая находится в этом храме, является икона Божией Матери "Достойно Есть".
   Предание гласит о том, что в одной из келий жил старый инок с послушником. Однажды старец отлучился в карейский собор на всенощное бдение, а послушник остался стеречь келью. Ночью раздался стук в дверь. Открыв дверь, ученик старца видит незнакомого монаха и почтительно его принимает. Наступило время молитвы, и они начали изливать пред Создателем славословия. Величая Пресвятую Богородицу, перед ее иконой послушник как всегда пел: "Честнейшую Херувим..." Но гость сладким ангельским голосом запел: "Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, - и прибавил - Честнейшую Херувим..." Растроганный до слез, послушник попросил написать ему эту чудную песнь. Но ни бумаги, ни чернил в келии не оказалось. Тогда гость на каменной плите пальцем начертал Богородичную песнь. Камень умягчился, как воск. Потом неизвестный инок молниеносно исчез. Это был Архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить небесный ангелосложный гимн. Вернувшись, старец с умилением и ужасом рассматривал каменную доску с Божественной песнью. Сначала камень отнесли в Протат, где старцы прославили Господа за великое чудо. А затем его отправили в Константинополь к Патриарху. Икону же, перед которой впервые прозвучал ангельский чин, перенесли в соборный храм Кареи.
   К вечеру в Карее собралось множество представителей всех монастырей. С запланированным визитом прибыл Вселенский патриарх Варфоломей.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

   После Литургии все вместе мы направились в Карею для переезда в Дафнии. Там мы пересели на корабль и отплыли в сторону Agia Pavla.
   Монастырь святого Павла находится в юго-восточной части полуострова, недалеко от скалистых вершин скита Праведной Анны и Карули, над рекой, русло которой усеяно валунами и летом пересыхает, а во время весеннего паводка бурлит, неся ниспадающие каскадами потоки бурные потоки воды. Здание монастыря врезано задней стеной в необычайно красивую скалу. Массивные камни фундамента поднимаются до уровня келий, вдоль которых растут кипарисы. За ними, резко выделяясь на фоне синего неба, виднеется вершина гора Афон. Монастырь назван в честь своего основателя и посвящен празднику Сретения Господня.
   Согласно самой ранней версии истории основания монастыря, подвижник по имени Стефан в 337 году, то есть во времена Царствования Константина Великого, построил на этом месте келию и посвятил ее празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Сохранились христианские гробницы, надписи и домашняя утварь той эпохи, что подтверждает факт существования здесь христианской общины во времена Святого Константина. В начале десятого века сюда снова пришли монахи, и монастырь пережил второе рождение стараниями инока Павла Ксиропотамского. Он пришел в эти места после того, как построил монастырь Ксиропотам, и сначала жил здесь один. Известно, что келия, где поселился святой Павел, изначально принадлежала монастырю Ксиропотам. Затем к нему стали приходить другие подвижники и, в последствии, образовалась монашеская община, получившая имя своего основателя.


   В четырнадцатом веке детище святого Павла передали в качестве келии сербским инокам Герасиму Радониасу и Антонию Пегасесу, а они смогли уже возвысить его до статуса монастыря. К началу пятнадцатого века появились византийские и сербские благодетели.
   Особого упоминания заслуживает Кира Маара, дочь сербского принца Георгия Бранковича, супруга султана Мурада II, завоевавшего Фессалоники. Оставаясь православной христианкой и после замужества, Мера пожертвовала монастырю тысячу дукатов и два имения. Во время захвата Константинополя турки разграбили город и, помимо прочего, взяли Императорскую казну, в которой было множество драгоценных предметов, в том числе части даров волхвов Младенцу Христу. Потом их преподнесли супруге султана, а она отправилась на корабле на Святую Гору, чтобы передать их монастырю святого Павла.
   Когда Маара в сопровождении придворных вельмож и высокопоставленных монахов сошла на берег и находилась на полпути к монастырю, перед ней предстала величественного вида Жена и спросила: "Кто ты, дерзнувшая войти в Мой сад?" Мера ответила: "Я - Царица Сербии. Я принесла священные дары волхвов". Тогда явившаяся Жена сказала: "Здесь Я Царица, а посему, отправляйся обратно". Произнеся это чудесная Жена, "воссиявши, подобно звезде, Божественной красотой и славой", исчезла. Кира Маара поняла, что то была Сама Пресвятая Богородица. Она упала на колени и стала просить прощения. Потом отдав дары сопровождавшим ее отцам и спешно вернулась на корабль. На берегу в память об этом событии построили часовню. Этот памятник стоит и поныне - небольшая, белая, открытая с трех сторон часовенка.
   Шестнадцатый век оказался для монастыря относительно спокойным. В какой-то период в нем жило более двухсот монахов. Тем не менее, монастырю пришлось продать немалую часть земель, чтобы заплатить налоги туркам и отдать проценты заимодавцам. В восемнадцатом - девятнадцатом веках положение монастыря постепенно укрепилось, хотя во время Войны Греции за Независимость (1821 год) почти все насельники покинули его.
   Нынешний собор был построен в 1844 году. В монастыре имеются мощи святителя Василия Великого, преподобного Максима Исповедника, святителя Григория Богослова, святых Каллиника и Агафии и глава святой Феодоры Александрийской. Монастырю святого Павла принадлежат двенадцать небольших храмов и часовен, три келии в Карее и два скита - святого Димитрия и Новый Скит. Насельником последнего был преподобный Никодим Святогорец.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ


   С самого утра направляемся на северо-западную сторону Афона к низменной скале прибрежья Святогорского залива, где расположен Русский монастырь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона (Руссик).
   Из-за мыса показались зеленые купола с большими золотыми крестами. Все плывущие на корабле притихли и обратили свои взоры на приближающийся монастырь. Белые стены, золотые кресты, высокая башня-колокольня с часами и громадными колоколами. Как все знакомо по фотографиям, фильмам, книгам и как все прекрасно наяву! Корабль причалил к пристани, и мы по мощеной дорожке стали подниматься к монастырю.
   После расселения в огромной келии у нас появилось время осмотреть окрестности монастыря. Вышли на балкон, идущий вдоль архондарика - так называют на Афоне гостиницу для паломников, сели на скамеечки и любовались морем. Прошли под монастырскую башню-колокольню, где расположена трапезная. Это довольно большое здание типа базилики. У входа в трапезную невысокий каменный фонтан в виде многоярусной чаши. Он похож на каменный цветок. Когда-то из него истекала вода. Справа, чуть дальше, многоэтажный, величественный братский корпус, увенчанный большими зелеными куполами. Между трапезной и братским корпусом - ризница. Еще правее - два храма: Успенский и святителя Митрофана Воронежского. Перед ними растет большая пальма. Слева - тоже братский корпус, но поменьше, светло-серого цвета с византийским куполком на кровле. Они представляют собой небольшие комнаты, в которых вмещаются маленький шкаф, кровать и стол. Над столом - иконочка, на столе - старинный канонник и керосиновая лампа. Две соседние кельи разделены печкой.
   Монастырь этот никогда не являлся собственностью России. В прошлом веке в нем жили в основном русские и греки. Греки служили в соборе Великомученика и исцелителя Пантелеимона, а русская братия - в Покровском соборе. В великие праздники на Божественную литургию собирались в одном храме. Только в нашем веке монастырь становится чисто русским. Но Афон - часть Греции, и поэтому русские монахи принимают греческое гражданство. Русский монастырь был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу (Древодел). Во второй половине XII века, а точнее в 1162 году, русские, которые ютились в небольшом скиту Богородицы Ксилургу, переселились в монастырь святого Пантелеимона Нагорный Руссик, а в конце XVIII столетия иноки обосновались на берегу моря в обители с храмом Вознесения Господня, на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.
   В целом, архитектурный облик монастыря не несет традиционного характера, свойственного греческим обителям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают старый, компактно застроенный в виде прямоугольника центр с главным соборным храмом XXI века святого великомученика и целителя Пантелеимона. Большие братские корпуса сейчас находятся в запустении и частично разрушены. Надобности в них на сегодняшний день нет, так как братии всего 40 человек. Древние путеводители сообщают, что когда-то братство насчитывало 3000 человек.
   Все вместе направились к кладбищенскому храму первоверховных апостолов Петра и Павла, где каждую субботу служится заупокойная литургия. Здесь вдоль восточной, южной и северной стен, на деревянных полках, лежит огромное количество черепов. Черепа разные: белые, серые, желтоватые и даже коричневые. Маленькие и большие. Слева от входа, в нише, поленницей сложены человеческие косточки.
   По афонскому обычаю усопшего монаха хоронят обвитым в мантию без гроба. После отпевания и последнего целования братия несет тело на смертном одре на кладбище и зарывает в неглубокую могилу, а сверху накрывает каменной плитой, предварительно обложив голову камнями, чтобы не раздавить череп. Через три года вся братия монастыря собирается у могилы и раскапывает ее. Если Господь принял душу в Небесную Отчизну, то земля приняла плоть. Отрыв кости, их омывают церковным вином и складывают в особую корзину. Кости праведников источают благоухание. Братия лобызает череп и подписывает. Затем его несут в костницу, где полагают в ряду с прочими.
   Случается на Святой Горе, хоть и редко, тело почившего не истлевает. В таком случае братия сугубо молится за непрощенные грехи почившего. Над ним еще раз читают разрешительную молитву и опять опускают в могилу. Бывает, что уже через несколько дней косточки вновь отрывают. Но случается, что, трижды через каждые 3 года раскапывая могилку, обнаруживают неистлевшую плоть. В этом случае тело выбрасывается в море. Земля его уже не примет.
   По старой традиции, как принято на Святой Горе, за тридцать минут до службы из храма великомученика и целителя Пантелеимона выходит молодой послушник с деревянной доской (токой), напоминающей коромысло. Обходя храм против солнца, он равномерно ударял по доске молоточком. Слабые удары призывной токи смешивались с шумом моря и замирали в лесистых холмах, окружающих святую обитель. Мы подошли к колокольне. Поднявшись по мостику, оказались рядом с большим колоколом. Самый большой колокол святого Пантелеимона весит 818 пудов 10 фунтов, он отлит в Москве и пожертвован в монастырь в 1894 году. Это один из величайших колоколов православного Востока.
   Как принято в монастыре, поклонились и приложились к иконам и святым мощам. Все это совершалось неспешно, в полной тишине. Благочестие монахов ощущалось во всем: как они медленно, опустив очи, входили в храм, как, дважды перекрестившись, сделав низкий поклон, прикладывались к иконам с молитвой на устах, а затем вновь крестились и кланялись. Так они обходили весь храм, тихо вставали в свою стасидию ("стоящее кресло") и, опершись на подлокотники, ждали начала службы.
   И вот слышится возглас "Восстаните!" Отверзлись царские врата, зазвучали серебряные колокольчики кадила, донеслось благоухание афонского ладана. Служащий иеромонах, совершив каждение храма, стоя в царских вратах, крестообразно знаменует кадилом и возглашает: "Слава Святей, Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице...". Зазвучал монашеский хор.
Пели псалмы, стихиры, тропари. Все те же знакомые гласы, напевы, но было что-то неуловимое, особенное, присущее русскому Афону. Особая мягкость, "Богородичность" пения. Мир спит, а на Святой Горе в десятках монастырей молитвенники предстоят Богу. Любовно и благоговейно воздыхают сердцем и душою, наперекор дневным трудам.
   Вся братия во главе с игуменом вышла на середину храма, и зазвучала "Взбранной воеводе победительная..." И казалось, что Ангелы подпевали монахам. Так завершилось наше всенощное бдение.
   Через некоторое время мы были приглашены на братскую трапезу. Вкусили афонский обед. Чечевичная похлебка, помидорка, монастырский белый хлеб и чай из трав.
   Трапезная огромная и рассчитана на большое количество монахов и паломников, примерно на 800 человек. Мы занимали все вместе только два длинных стола.
Столы во всех афонских монастырях имеют по краям бортики, чтобы крошки не сыпались на пол, а оставались на столе. В греческих монастырях столы обычно каменные, в нашем - деревянные, покрытые клеенкой. Трапезная расписана, как храм. Но от времени фрески чуть осыпались. Места архиерея и игумена были во главе стола, чуть на возвышении. Посреди этого стола стояло большое изображение двуглавого орла с царской короной. Во время трапезы читаются жития святых.
   В монастыре электричества нет. Днем, когда работают механизмы, включают дизельный генератор, ночью же пользуются керосиновыми лампами и свечами. Для обогрева есть печи. Службы в храмах совершаются только при свете свечей и лампад. В храме на паникадиле тоже зажигаются свечи.
  После трапезы у нас появилось немного времени для отдыха перед ночным богослужением. Ночное богослужение по афонскому времени начнется в половине восьмого, а по-нашему - где-то в половине третьего ночи. Пробудившись, под колокольный звон и завывание ветра, в абсолютной темноте идем в храм святого великомученика и целителя Пантелеимона. Читается полунощница, служится утреня. Когда запели Херувимскую, за окном стало светать. Служба закончилась.
   В храм перед открытыми Царскими вратами выносят украшенный серебряный ковчег, в котором находится святая глава великомученика. Кто-то легонько подтолкнул меня к мощам со словами: "Да вы вдохните, вдохните, чувствуете - благодать какая! Если человек слабый, то и упасть может...". Действительно ощущается неземной аромат, исходящий от мощей. Еще и еще лобызал мощи, прикладывая к ним, освящая, иконочки и крестик.
   В монастыре хранится бесчисленное количество святынь, среди них мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, а также глава святого апостола и евангелиста Луки, святого первомученика Стефана, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы, удивительного старца нашего времени, преподобного Силуана Афонского.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

   После службы, собрав свои вещи, направляемся в древнейший монастырь Ксиропотам (Сухоречный). Он расположен на западном, крутом склоне лесистого горного хребта, в центральной части полуострова, на пути из Дафни в Карею, в некотором удалении от морского берега. Монастырь окружен буйным густым лесом каштановых деревьев.
Основание Ксиропотама положено в 5 веке правительницею Восточной империи царевной Пульхерией. Ею сооружен там храм в честь 40 севастийских мучеников, о которых ей было видение. В 7 и 8 веках обитель Пульхерии опустела, но царевич Павел, появившись на Сухом протоке и основав монастырь, носящий его имя, обратился к императору Роману с представлением о восстановлении Ксиропотама. Ходатайство его было уважено, но века три спустя восстановленный монастырь разрушен землетрясением при Михаиле Палеологе, в наказание за принятие унии с Римом. Андроник Палеолог вновь построил здания, ныне существующие в Ксиропотаме, еще раз пострадавшие в 16 веке от пожара и отстроенные султаном Селимом на собственные его средства. Это последовало по видению во сне 40 мучеников, повелевших обновить Ксиропотам в благодарность Богу за помощь, оказанную туркам при покорении Египта, как доказывает султанская грамота от 9 марта 1520 года, хранимая в славянском переводе в обители. После того Ксиропотам украшали валахские господари.
   Монастырь хранит множество святынь, крупнейшую из сохранившихся частиц древа Животворящего Креста Господня, на котором до сих пор видно одно из отверстий от гвоздей, которыми были прибиты руки и стопы Христа. Мощи святителя Поликарпа, Сорока Мучеников Севастийских, святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, святого Григория из Армении, частица одежды со следами крови святого Димитрия Солунского и миро от его мощей, а так же фрагменты даров волхвов.
    Во второй половине дня собираемся в путь к следующему монастырю. Монастырь Филофей посвящен Благовещению Пресвятой. Монастырь стоит на плодородной возвышенности, в окружении садов и огородов. На этом месте в древности располагался Асклепион. К тому же, здесь находилась епископская резиденция, построенная в 323 - 327 годах святым Константином.
   Здешний храм был воздвигнут как часть небольшой келии в конце десятого века святым Филофеем, жившим здесь вместе с двумя другими монахами, Арсением и Деонисием. Впервые название этого монастыря упоминается в меморандуме Прота Никифора от 1015 года.
   В начале шестнадцатого столетия игумен Дионисий расширил монастырь, превратив его из особножительного в общежительный и ввел в качестве богослужебного языка греческий. Это шло в разрез с желанием насельников, убежденных славянофилов, и они вынудили его покинуть Святую Гору. Он сначала поселился в Вери, а потом перебрался на гору Олимп, где основал монастырь, до сих пор называемый его именем. Впоследствии он был причислен к лику святых и теперь известен нам как преподобный Дионисий Олимпийский. В конце жизни он вернулся в монастырь Филофей и мирно скончался тут.
   В самом монастыре и в принадлежащих к нему имениях проживает всего около девяноста человек.
Одним из наиболее известных иноков монастыря Филофей был святой Косьма Этолийский, живший в восемнадцатом веке. Он много путешествовал по оккупированной турками Греции в один из мрачнейших периодов ее истории, призывая народ не поддаваться чрезмерному влиянию турецкой культуры и стараться сохранить Православие путем строительства храмов и школ. В 1779 году он принял мученическую кончину от рук турок.
   В монастыре имеется собор, построенный в 1746 году, девять небольших храмов и часовен и тринадцать келий, одна из которых, в Карее, посвящена святому Косьме Этолийскому.
   Среди множества сокровищ монастырь хранит десницу святителя Иоанна Златоустого, подаренную Императором Андроником II. В четырнадцатом-пятнадцатом веках ее часто возили заграницу как благословение православному народу Сербии и Болгарии. В числе прочих святынь - мощи святого великомученика Пантелеимона, святого Димитрия Солунского, священномученика Харалампия, святой Параскевы и мученика Исидора Хиосского, а так же чудотворные иконы "Герондисса" ("Старица") и "Гликофилуса" ("Сладкое Целование"). На ней изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. Эта икона, подобно Портаитиссе, приплыла в монастырь по воде. Женщина по имени Виктория, супруга одного из Константинопольских вельмож, пустила ее в море, надеясь таким образом спасти ее от иконоборцев.
   Сегодняшние вечер и ночь мы молитвенно провели в соборном храме монастыря на всенощном бдение.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ


   Далее наш путь лежит к главной Святыне Афона - Иверской иконе Божией Матери, которая хранится в греческом монастыре Иверон, она чудесным образом приплыла в Иверскую обитель по морю. Существует пророчество, что в последние времена, перед самым пришествием Господнем, Иверская икона с Афона уйдет, а сам Афон погрузится в море.
   Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море, на том месте, где святой Император Константин в четвертом веке воздвиг храм. Монастырь обнесен высокими стенами, а со стороны моря имеется высокая башня, называемая пирг.
   Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в конце десятого века на месте древней лавры, называвшейся Клементос. Лавра стояла на месте какой-то очень древней культовой постройки, так как алтарная часть храма покоится на каменном моналите, какие в дохристианские времена клали в основание языческих храмов. Согласно иверийским (грузинским) источникам, после разрушения арабскими пиратами монастырь был восстановлен в десятом веке Иоанном Иверийским или Иоанном Торникиосом. Иоанн Торникиос был советником Грузинского Царя Давида, но отказался от светской карьеры, чтобы стать монахом. Он принял постриг в Македонии и сначала отправился в монастырь на гору Олимп в Вифинии. Потом перебрался на Афон, где стал одним из любимых учеников преподобного Афанасия.
   С момента своего основания монастырь назывался всегда Иверон, но указом Патриарха от 1357 года он был передан в управление грекам, которые к тому времени превосходили грузин численностью. В последующие века Иверон сильно пострадал от набегов, как и весь полуостров. Он несколько раз восстанавливался на средства, подаренные правителями Византии, Сербии, Грузии и России. В последний раз его восстанавливали в 1865 году, когда после пожара от него осталось лишь пепелище.
На протяжении всей своей долгой истории монастырь был мощным духовным центром с сильным влиянием грузинской монашеской практики и традиции. Последний грузин умер здесь в 1955 году, после чего монастырь стал исключительно греческим.
   Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине одиннадцатого века. В шестнадцатом веке его реставрировали. Он примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых является Феофон Критский. В соборе еще имеется шестнадцать маленьких часовенок и рака с мощами ста пятидесяти святых, в том числе апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Феодора Стратилата, великомученицы Марины, бессеребреников Космы и Дамиана и десница Василия Великого. Когда празднуется память этих святых, мощи выносятся для поклонения. Среди святынь - орудия страстей Господних: часть хламиды, губа, трость, которую Он держал, часть колонны, у которой Его бичевали.


   Притвор собора украшен фресками с изображением дохристианских греческих философов, также как и трапезная Великой Лавры. Во дворе монастыря стоят часовни святого Иоанна предтечи и Богоматери «Вратарница», в которой пребывает одноименная чудотворная икона «Иверская». Иверский монастырь является обладателем одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотеки, в которой хранятся 12000 старинных рукописей. Среди них есть Евангелие восьмого века, написанное на пергаменте.
   Помимо одиннадцати кафизм, двадцати шести келий и множества подворий, Иверскому монастырю принадлежит так же скит святого Иоанна Предтечи, расположенный в получасе ходьбы на запад от монастыря. Скит был основан в 1730 году. Он состоит из восьми калив и живет в нем сейчас всего несколько монахов.
   Недалеко от монастыря видна небольшая часовенка, воздвигнутая в память явления Иверской иконы Божией Матери. Стоит часовня на том самом месте, где икона была принята Иверским пустынником Гавриилом. По этим волнам шел Гавриил "яко посуху". На этот берег впервые взошла Божия Матерь.
В часовенке бьет чудотворный источник.
   В монастыре мы встретились с архондарьичным для дальнейшего расселения по келиям.
Интересная деталь, которая привлекает внимание усталых путников – это традиции монашеского гостеприимства. В любом монастыре сразу же по прибытии паломников приглашают в специальное помещение – архондарики. Здесь гостям монастыря предлагают рюмку Ouozo виноградной водки, часто с анисом, стакан холодной родниковой воды и рахат-лукум удивительного вкуса, затем кофе. Всю усталость снимает, как рукой.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

   Утро выдалось теплое, солнечное, и мы собираемся ехать в Лавру преподобного Афанасия.
По дороге открывался величественный вид на шпиль Афона, вершину которого покрывали облака. Хотелось бы подняться на высокий шпиль, но кратковременность поездки не позволяет нам это осуществить, подъем занимает около 7 часов. Поднимавшиеся на вершину монахи рассказывали, что в хорошую погоду можно увидеть Константинополь и хорошо виден величественный Олимп. Вершина Афона сложена из чистого мрамора. Маленькая церковь в честь Преображения Господня занимает почти все пространство верхней площадки. В прежние времена в церкви находился русский антиминс, на котором совершали Божественную литургию. Он был послан на Афон повелением императрицы Елизаветы Петровны. Несколько ниже вершины, в трещинах скал, растет "неувядаемый цвет Божией Матери". Монахи говорят про этот цветок, что он чрезвычайно милый. Влагу цветок, берет из облаков. Он похож на розу, только не так велик. Раз в год афонские монахи, способные осилить подъем на вершину, собираются в маленькой церкви, чтобы отслужить Божественную литургию в День Преображения Господня.
   Примерно через час заворачиваем к чудотворному источнику на месте встречи Афанасия Афонского с Божией Матерью. Источник бьет из скалы. Над ним построена часовенка и небольшой храм "Живоносный Источник". Рядом стоит беседочка. Стекая по желобку, вода падает с уступа горы, и можно искупаться под маленьким водопадом.
   Когда обитель Афанасия стала испытывать особую нужду в пропитании, святой после долгого ожидания отправился в Карею просить что-нибудь для Лавры. И, когда шел он этой дорогой, перед ним появилась Жена. "Куда Афанасий ты направил стопы своя?" - спросила Она. Он рассказал. Тогда Она говорит: "Вернись, Афанасий, в монастырь, все у тебя будет с Божией помощью". "А кто ты?" - спросил Афанасий. "Я Игуменья этой горы", - отвечала Жена. Он усомнился, подумал что это искушение, перекрестился. А Собеседница сказала ему: "Вот жезл, который ты держишь, ударь им в скалу". Афанасий ударил, и истек источник чистейшей воды. Божия Матерь стала невидимой. Преподобный Афанасий вернулся в монастырь и нашел все в избытке. С тех пор нет в Лавре эконома. Матерь Божия - Экономка Лавры. Было это в 962-963 годах.
   Источник расположен на высоком морском берегу. Кругом цветут розы. Вдоль дороги кусты с красными, круглыми, сладкими плодами. Здесь их зовут камарня или афонская клубника. Попробовали каштанов, умылись в чудотворном источнике и собираемся ехать дальше. Через несколько минут мы подъехали к Лавре Афанасия Афонского.
   Великая Лавра - древнейшая и самая большая из святогорских обителей, и в качестве таковой стоит первой в списке афонских монастырей. Она находится на самой южной оконечности Афона и расположена на скалистом выступе полуострова, где горы спускаются к морю. Глядя со стороны горы в сторону моря, паломник видит огороженный стенами средневековой городок, в северной части которого возвышается широкая бела башня. Обитель представляется снаружи крепостью. Вдоль наружной стены, словно стражи, стоят кипарисы. Здания, где размещаются келии, имеют несколько этажей. Туда ведут длинные деревянные лестницы и балконы, построенные без всякого плана. Внутренний двор заключает в себе собор Благовещения, переименованный во имя святого Афанасия, мощи которого покоятся в левом придельном храме сорока мучеников. Преподобный Афанасий, и вместе с ним несколько монахов погибли, проверяя, как идет строительство крыши этого храма: кирпичная кладка под ними обвалилась, и они, упав в низ, разбились насмерть. Фрески этого храма входят в число самых совершенных иконописных произведений Афона. Они написаны Феофаном Кипрским. Эти росписи считаются лучшими из всех его работ.
   Рядом стоит часовня под названием Кукозелисса, в ней имеется икона, с которой связана интересная история: однажды в Субботу Акафиста (во время Великого Поста) один из монахов, преподобный Иоанн Кукузел, заснул перед этой иконой во время пения стихиры. Во сне он увидел, как Божия Матерь положила ему в руку золотую монету в награду за его усердие к пению. Проснувшись, он обнаружил эту монету у себя в руке.
   Возле храма стоит бело-красный каменный фиал - самый большой на Афоне сосуд для освящения воды. Над ним растут два тысячелетних кипариса, посаженных, согласно преданию, самим святым Афанасием и его сподвижником монахом Евфимием. Над фиалом построен свинцовый купол, который поддерживают колонны, увенчанные турецкими капителями и украшены древним византийским барельефом. Над сводом купола имеется роспись, изображающая сцену крещения Христа. В центре огромного сосуда (около двух с половиной метров в диаметре) возвышается бронзовая труба с фантастическими животными, из уст которых льется вода, и царственным орлом с распростертыми крыльями.
   От входа с железной дверью идет узкая дорожка во внутренний двор монастыря, где находится крестообразное здание трапезной и несколько маленьких часовенок и других построек. За ней гробницы константинопольских патриархов Анфима, Дионисия и Иеремии. Трапезная украшена фресками с изображением древнегреческих философов и законодателей: Филона, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона и других. В этом выразилась любовь греков к своему философскому наследию.
   Среди сокровищ монастыря - более двадцати тысяч книг и рукописей, древних ценных фресок и священных предметов, в том числе Библия в посеребренном переплете, украшенном драгоценными камнями, подарок Императора Никифора Фоки. Кроме того, в монастыре хранятся мощи множества святых. Помимо прочих, здесь имеются частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина, глава преподобного Нила Мироточивого. Это афонский святой XVIII века, принявший благодать от Бога источать миро, которое стекало от пещеры, где лежали его мощи, до самого моря. Также хранится один из самых крупных фрагментов Истинного Креста Господня, около двадцати сантиметров длиной. Его хранят в серебряной шкатулке, украшенной бриллиантами, рубинами, изумрудом, жемчугом и медальонами с изображением святых. Что же касается насельников Великой Лавры, сейчас здесь примерно сорок пять монахов.
   Монастырь был основан в 956 году преподобным Афанасием на месте древнего города Акрофи. Его строительство было связано с теми изменениями, которые преподобный Афанасий ввел в свой устав на Афоне, в особенности с возвышением общежительного монашества. Финансировал строительство обители Император Никифор Фока, близкий друг святого Афанасия. Еще до своего восшествия на престол Никифор Фока убедил святого Афанасия покинуть монастырь в Вифинии и построить новый на Горе Афон, обещая придти туда к нему и принять монашество. Однако, оказавшись неожиданно для себя на Императорском троне, он старался искупить свою вину за то, что нарушил столь серьезное обещание, щедрыми пожертвованиями на возведение монастырских построек и содержание первых насельников, число которых достигало восьмидесяти.
   После смерти Императора монастырь продолжал получать поддержку Византийских правителей и процветал одиннадцатого по пятнадцатый века. В лучшие годы в нем насчитывалось более семисот монашествующих.
   У Великой Лавры есть три скита: Праведной Анны, Кавсокаливия и Продромос, пять кафизмат (домик, который принадлежит тому или иному скиту и в котором обычно живет один монах) и сорок отдельных келий. Самый древний и крупный на полуострове скит Праведной Анны расположен на побережье к западу от Горы Афон. Официально скит был организован в семнадцатом веке, хотя и до этого здесь жили отшельники. Сейчас в скиту имеется храм и пятьдесят одна келия. Главная святыня этого скита - левая стопа святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
   Скит под названием Кавсокаливия состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и находится за местечком Эремос, в направлении Великой Лавры. Название «Кавсокаливия» (оно переводится как «поджигатель хижин») скит получил от имени преподобного Максима Кавсокаливита, который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда он видел, что какой-нибудь еще инок собирается обосноваться недалеко от него, он сжигал свой домик, поднимался выше в гору и строил там себе новый.
   Продромос, посвящен святому Иоанну Предтече, в середине девятнадцатого века был продан двум молдавским монахам и в 1857 году получил статус скита. Сейчас он закреплен за румынами. Он находится между Кавсокаливией и Великой Лаврой. Скит живет по общежительному уставу. Соседняя территория, называемая Эремос, покрывает нижние участки склона Горы Афон за скитом Праведной Анны. Здесь расположены следующие келии: Керасия, Святителя Василия, Катонакия и Каруля. Каруля «цепи» внушает паломнику необычайное благоговение. Местность здесь дикая, кельи стоят на голой скале, по которой крайне трудно до них добраться. Здешние монахи-отшельники ведут строго аскетический образ жизни и проводят время в основном в молитве.

   Поднявшись в храм, мы расположились вдоль стен в стасидиях. Началось вечернее богослужение. После окончания богослужения открылась завеса, отделяющая храм от притвора, и мы вошли в сам храм. Перед открытыми царскими вратами стоял длинный стол со святынями монастыря. Для благословения выносится только часть мощей находящихся в монастыре. Перед нами часть Животворящего древа Креста Господня. Рядом - крест святого Афанасия, вес его около трех килограммов, он подвешен на небольшом металлическом обруче, внутри находятся святые мощи. Святой Афанасий не снимал его даже во время сна. Приложились мы и ко главе святого Кукузелиса, когда-то жившего в Лавре. За престолом стоит большой крест-дар Никифора Фоки. Это крест Константина Великого, который несли впереди его войск. По обычаю этот крест позволяют надевать на себя только архиереям, как благословение.
   Проходим в придел сорока мучеников ко гробу святого Афанасия. Мощи его находятся под спудом, то есть не открыты. Перед смертью он сам завещал, чтобы его гроб никогда не открывали. Однако один патриарх Сильвестр в 1574 году взял на себя смелость открыть гроб, и, когда он пытался открыть гроб, из него вышло пламя. Двадцать лет назад, накануне праздника святого Афанасия, в Лавре собралось очень много паломников, и гроб благоухал. Приложились ко гробу. Рядом стоит металлический жезл святого Афанасия, которым он, по преданию, гонял бесов. Жезл не ржавеет, и пыль на него не садится.
   Устроились на ночлег. Ночью мы проснемся на службу, а потом опять дорога. Нас ждут другие монастыри.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

   Когда пробудились, было около трех часов утра времени. Собравшись, мы прошли в соборный храм, где начиналось Богослужение. Полунощница читалась в притворе, как и полагается по церковному уставу. Все греческие храмы имеют притворы, занимающие треть или четверть площади всего храма. Вход в храм обычно закрыт завесой. Служба правилась неспешно уже привычным греческим напевным чтением. Когда пришло время утрени, мы прошли в храм.
   Церковного хора, как в наших храмах, у греков не существует. На каждом клиросе стояло по одному чтецу, а точнее певцу. Они иногда менялись. Большая часть службы шла нараспев. Мелодии были необычны для нашего слуха и почти не запоминались. Слышались восточные напевы странника. Ничто так точно не может передать ощущение вечности и движения, как греческие церковные песнопения или наш знаменный распев. Нет преждевременного ликования, незаслуженной радости, а есть осознание дальнего и трудного пути жизни, где радость в покаянии, уповании и надежде.
   По окончании Божественной литургии, поцеловав крест и поклонившись чудотворным иконам, мы пошли собираться в путь. Взяв с собой свои приготовленные вещи, вышли за ворота Лавры, где нас ожидал автобус. Впереди у нас знакомство со скитом святого Илии, монастырем Пантократор, прощание с восточным побережьем Афона и переезд на западную его половину.
   Русский скит святого пророка Илии основан уроженцем города Полтавы и постриженным в монастыре в Любече старцем Паисием Величковским, прибывшим на Афон в 1746 году. Устроив скит, отец Паисий занялся переводом на славянский язык «Добротолюбия» и сочинений Исаака Сирина и собрал до 100 человек братии, но против искусного духовного вождя восстали недовольные его управлением, и он удалился с 64 человеками в Молдавию, и основал там Новую лавру. В ней старец Паисий вскоре стал известен как один из самых опытных духовников своего времени. Он восстановил и укрепил местные монастыри Драгомирна, Секул и Нямец.
   В скиту на Афоне осталось большинство малороссиян. Скит владеет землями близ Солуня, в Македонии и в Бессарабии и состоит в зависимости от Пантократора.
   Монастырь Пантократор (Вседержитель) стоит на скалистом мысу в северо-восточной части полуострова, подобно гигантскому, зависшему над морем маяку. Добрались до него, спустившись из скита по извилистой дороге.
   Монастырь был основан в 1361 году двумя знатными византийцами – Иоанном Примикериосом и его братом Алексием. Сначала они подвизались здесь вдвоем в маленькой келии, которая потом с помощью Императора Иоанна Палеолога, родственника Иоанна Примикериоса, выросла до размеров монастыря, впоследствии взяв под свое начало несколько более мелких монастырей, в тои числе монастыри святого Авксентия, святого Димитрия, Христа Спасителя, Фалакру, Факину и Равдуху. Из всех них к данному времени сохранился лишь Равдуху – небольшая келия, стоящая ниже Кутлумуша. В начале монастырь получал средства от византийских правителей, а после падения Константинополя, в пятнадцатом веке, стал жить на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай, греками по происхождению, а также русских благодетелей, среди которых особо выделяется Императрица Екатерина Великая.
   Пантократор представляет четырехугольную крепость с бойницами. Главный храм Преображения - небольшой по размерам собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора. Тут похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Здесь же хранится одна из лучших на Афоне икон Пресвятой Богородицы под названием «Герондисса» («Старица»).
   Матерь Божия на этой иконе стоит развернувшись влево, руки Ее простерты в мольбе. По преданию, посредством этой иконы Богородица однажды попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен монастыря успел перед смертью причаститься. В другой раз на монастырь напали пираты, сорвали с иконы серебряный оклад, а икону бросили в колодец, но не успели дойти со своей добычей даже до монастырских ворот – в наказание за кощунство их внезапно поразила слепота. Через несколько лет икону нашли в этом колодце невредимой. В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда они приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.
   В монастыре Пантократор хранятся фрагменты Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого апостола Андрея, святителя Иоанна Златоуста, святителя Афанасия Великого, святителя Иоанна Милостивого и других святых. В библиотеке обители находится Евангелие пятого века, принадлежащее преподобному Иоанну Кушнику.
   На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того монастырь владеет пятнадцатью келиями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно Есть», также является собственностью монастыря.

   Переезжаем через афонский хребет на северо-восточную сторону горы, где в густом непроходимом лесу стоит монастырь Костамонит (среди каштанов). Этот монастырь посвящен святому первомученику Стефану.
   Основателем монастыря был Император Константин Великий. После кончины Императора, его сын Констанс завершил начатое отцом дело. Первое упоминание о монастыре содержится в документах одиннадцатого века, однако в целом о его истории вплоть до пятнадцатого столетия (когда он был сожжен каталонскими наемниками) мало что известно. Это был уже второй пожар в Костамоните - первый случился в 1378 году, в эпоху униатских гонений.
   Собор, посвященный святому Стефану, был возведен в 1860 - 1871 годах. В нем разместились еще четыре храма. За монастырскими воротами стоят еще пять небольших храмов и часовен. Кроме того у Костамонита есть келии в Карее. В монастыре имеются три чудотворных иконы - Богородица "Портаитисса", с которой связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном. Вторая икона - образ святого Стефана, чудесным образом прибывшая в монастырь из Иерусалима в эпоху иконоборческих гонений. Третья икона - Богородица "Антифонетрия" ("Дающая ответ"). Иноки рассказывают, что однажды, в праздник святого Стефана, брат, отвечающий за кладовые, с безпокойством заметил, что в монастыре почти не осталось масла. Матерь Божия откликнулась на его просьбу и наполнила маслом большой кувшин, стоявший под Ее иконой. Этот кувшин до сих пор хранится в монастыре.
   В Костамоните хранятся мощи святого Андрея Первозванного, святого Первомученика Стефана, святого Императора Константина Великого, священномученика Власия Севастийского, святого Артемия, святого Аглайя и многих других святых. В данное время в монастыре подвизается сорок иноков. Монахи в нем — строгие аскеты.

   Пробираемся по узкой тропинке к монастырю 3ограф с одной стороны чаща леса, с другой пропасть.
И вот он стоит перед нами среди высоких деревьев у подножия лесистого холма, поднимающегося от северо-западного побережья полуострова.
   А далее уже ставшее приятное сердцу – добрейшие монахи, традиционные угощения, неспешное расселение и давно ожидаемая трапеза.
   На Афоне все кушанья ставятся на стол сразу, чтобы все было благословлено. Неосвященное здесь никто не ест. Сегодня трапеза праздничная, преддверие Покрова Пресвятой Богородицы. Каждому налили из большого чайника по кружке холодного красного монастырского вина, как полагается по уставу в праздничные дни. На столе стояли - осьминоги, сыр, гороховый суп, картофель, оливы, помидоры, яблоки, апельсины.
   В конце центрального стола, напротив места, где сидит владыка, стоит кафедра для чтеца. Читаются жития святых. Стол, за которым сидят игумен и священники, был накрыт точно так же, как и наш. Это тоже особенность Афонских монастырей.
   Раздался звон колокольчика, чтец подошел к владыке под благословение и получил на тарелочке кусочек белого хлеба за свои труды. Все поднялись из-за стола, игумен с братией прошли вперед. Повар и трапезарь, низко поклонившись, брали благословение у настоятеля. Так же поступали и все выходящие.
   Службы… Когда понимаешь, что это последние службы на Афоне становится грустно, грустно…
   Зограф был основан во времена царствования Императора Льва Мудрого (886 - 912) тремя братьями, болгарами из Охрида, расположенного ныне между бывшей Югославией и Албанией. Братья - иноки Моисей Аарон и Иоанн, никак не могли придти к согласию по поводу названия монастырского храма. Один хотел освятить его в честь Пресвятой Девы, второй - святителя Николая, третий - святого Георгия Победоносца. Чтобы решить этот вопрос, они положили на алтарь чистую иконную доску и договорились посвятить храм тому святому, чей образ появится на ней. Они служили всенощное бдение, молясь об исполнении воли Божией и, взглянув после этого на икону, увидели на ней изображение святого Георгия. Это чудо, однако же, не ограничилось пространством Святой Горы. В тот же час на Святой Земле в монастыре Фануэль, недалеко от Лидды, где родился святой великомученик Георгий, братия, преклонив колена для молитвы перед образом святого Георгия, вдруг увидели, как святой сошел с иконы и исчез. Вскоре настоятелю приснился святой Георгий и сказал, что исчезнувший образ теперь отпечатался на доске в одном афонском монастыре. Многие из братии отправились туда и пройдя пешком всю Палестину и Малую Азию, прибыли в Зограф, где и обнаружили изображение ранее бывшее на их иконе. Они остались на Святой Горе, избежав плачевной участи, которая могла бы их постигнуть несколько десятилетий спустя при разрушении Палестины безумным калифом Хакимом (996 - 1021). После столь чудесного обретения имени, монастырь назвали Зограф (живописец).
   От иконы совершались многие чудеса, что привлекло в обитель многих паломников даже царствующих фамилий. Однажды епископ Водеи, подойдя к иконе без благоговения, иронически спросил: "Это, что ли, у вас чудотворная икона?" Он даже осмелился своим указательным пальцем пренебрежительно постучать по ланите страстотерпца. Бог не потерпел такой дерзости и покарал его. Палец прирос к иконе, и его пришлось отрезать. На иконе до сих пор осталась крайняя часть пальца епископа под левым глазом святого Георгия.
   Древнейшая чудотворная икона помещена у колонны правого клироса. Две копии с нее, поступившие в обитель из других мест, считаются чудотворными.
   Вторая икона приплыла морем из Аравии к пристани Ватопедского монастыря. Иноки всех монастырей пожелали иметь у себя в обители это сокровище. Чтобы узнать, в котором из монастырей изволит оставить свою икону святой Победоносец, старцы решили возложить ее на дикого юного мула, который еще не был знаком с дорожками святогорских пустынь. Мул прошел по непроходимым дебрям прямо к Зографу.
   Третью икону прислал в монастырь молдовлахийский воевода Стефан Душан. По его молитвам святой Георгий Победоносец помогал ему на протяжении 40 лет громить турок своей малочисленной дружиной. Явившийся ему во сне святой Георгий велел Стефану отнести икону после ратных подвигов в Зограф, оставить ее там и обновить храм, что Стефан и сделал.
   В монастыре так же хранятся две прославленные иконы Богородицы - "Акафистная" и "Епакууса" ("Отвечающая на молитвы"). С первой связано следующее предание: в одном из скитов Зогрофа жил старенький монах, который непрестанно читал Акафист Богородице. И вот однажды он через эту икону получил от Матери Божией предупреждение о приближении войск Патриарха Иоанна Векка, который был намерен заставить иноков подчиниться Риму. Он услышал, как Она сказала: "Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли". Старый монах сказал все, как ему было велено, и бесстрашных иноков, не пожелавших покинуть монастырь, войска Патриарха сожгли.
История второй иконы "Епакууса", связанно с именем некоего инока по имени Косьма, который просил в молитвах Богородицу указать наилучший путь спасения для его души. Однажды он услышал исходящий от иконы голос - Матерь Божия повелела ему уйти из этого монастыря и стать отшельником.
   В монастыре имеются частицы древа Животворящего Креста Господня, мощей святого апостола Андрея, Святого первомученика Стефана, великомученика Георгия, священномученика Игнатия Богоносца, Святителя Афанасия Великого, святителя Евтихия, мученика Никиты, священномученика Харалампия, святого Нестора и преподобной Матроны Хиосской.

   Император Михаил Палеолог, щедро изливавший свои милости на Зограф в конце тринадцатого века, несколькими годами позже вместе с Патриархом Иоанном Веком прилагал все усилия, чтобы принудить насельников Святой Горы принять унию с Римом. 11 октября 1276 года двадцать шесть здешних иноков, отказавшихся подчиниться, заживо были сожжены в монастырской башне. Насельники Протата и Ватопеда так же были перебиты радетелями "единства Церкви".
   В 1845 году болгары получили официальное подтверждение своего освященного традицией преимущества в правах владения монастырем и до сих пор монастырь считается болгарским.
В Зографе начался период относительного процветания и обширного строительства.
   Собор монастыря был возведен в 1801 году и посвящен святому великомученику Георгию. Помимо собора здесь есть шестнадцать менее крупных храмов и часовен - восемь в самом монастыре и восемь за его пределами, в кафисмах и келиях.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ


   Прощаемся с братией и спускаемся на монастырскую пристань. Из-за мыса появляется наш корабль. При входе на палубу корабля греческие полицейские в гражданской одежде спокойно наблюдают за нами, но не обыскивают наши сумки, как говорят, было раньше. С Афона запрещено вывозить любую вещь, изготовленную до 1961 года.
   Пристань, монастыри, вершина Святой Горы неспешно удаляются от меня. Как это объяснить? Как это описать? И только, только… вот-вот… я что-то начинаю понимать. Чтобы понять Афон, нужно здесь пожить не один день, не одну неделю, не один месяц, окунуться в тишину Святой Горы, помолчать, помолиться. По афонским тропам пешком обойти все монастыри.

   Смотрю я на афонских монахов, доброта на их лицах написана. Почему я не такой? Может из-за того, что я их не видел. А посмотришь, и так хочется быть хоть немножко похожим на них. Старцы, какие они душевные, вот так бы и глядел на них, так бы и глядел... Теперь даже и не обидно умереть после того, как Афон увидел...


Дуюн Олег


Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)