Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
 

Земля миллиона красок: впечатления от пресс-тура в Израиль. Неонилла Ворсина

 [Печать страницы]

 Израиль – земля миллиона красок


В марте 2015 года, по приглашению Министерства туризма Израиля, я стала участницей пресс-тура. Для меня эта поездка на Святую Землю не была первой, но, оказалось, что Земля Обетованная имеет столько красок и оттенков, что уловить их с первого раза невозможно. Как невозможно с первого прочтения постигнуть всей глубины Евангелия.

Телепаломничество


У поездки была совершенно определённая цель – создание цикла документальных фильмов об Израиле. Основную часть нашей группы составили сотрудники телеканала «Глас». Мне довелось в этой команде представлять Паломнический Центр Украинской Православной Церкви, а потому я сразу прозвала наше путешествие «телепаломничеством». К слову сказать, «Глас» я смотрю регулярно. Это единственный телеканал, который можно смотреть, без риска потерять душевное равновесие.

До сих пор у меня были весьма смутные представления о том, что происходит на съёмочной площадке за кадром. Оказывается, об этом можно снимать отдельное кино, которое будет не менее увлекательным. Особенно, если дело происходит на Святой Земле.






«Иордан – река жизни»



Один из фильмов, снимавшихся в той поездке, был посвящён, пожалуй, самой известной реке мира. Я видела Иордан спокойным, видела бурным после весенних дождей, или совсем притихшим во время засухи. Оказалось, что в верховьях Иордан имеет совсем другой характер. Бирюзовая вода с бурунчиками, пеной, листочками деревьев и лепестками цветов, растущих на берегах – таким я увидела Иордан у истоков. Мы доехали до самой северной точки Израиля – туда, где его граница смыкается с Сирией и Ливаном. В весенней дымке я впервые увидела склоны заснеженной горы Ермон. «Твои небеса и твоя земля, север и юг Ты сотворил. Фавор и Ермон о имени твоём радуются», - вспомнились мне тогда слова Псалтири (Пс. 88;12-13.). В тающих снегах Ермона рождаются три ручья – Снир, Дан и Баниас. Лучше всего я запомнила второй из них, тем более, что благодаря ему Иордан и получил своё название. «Дан» и «йоред» - «ручей Дан, бегущий вниз» - так можно перевести два слова, сочетание которых и привело к появлению привычного для нас названия.

Мы долго шли вдоль ручья Дан к его верховьям. Местами приходилось прыгать по камням, среди потоков, пробивающихся из-под корней деревьев. Мы очень часто останавливались для съёмки, потому что открывавшиеся пейзажи словно соперничали между собой в красоте. Иногда ради удачного кадра нашему оператору приходилось либо заходить по пояс в воду, либо вообще влезать на дерево.

Нас сопровождал сосредоточенный сотрудник заповедника Рабие Даабус. Он вполне охотно отвечал на наши вопросы. Было видно, что он вполне привык к посетителям. А посетителей было немало – группы школьников, сплавляющихся по реке на надувных лодках, иностранцы-пенсионеры, увлечённо щёлкающие фотоаппаратами, туристы из Европы и Америки. Наконец, мы дошли до того места, где из-под земли бил мощный источник – тут начинался ручей Дан – главный из притоков Иордана. Дальше была видна только непроходимая чаща и заснеженные склоны горы Ермон. Так, среди лесов Голанских высот я увидела, как рождается «Река Жизни».





Что такое кибуц, или как сбываются мечты



«Кибуц – сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении», - такое безрадостное определение даёт всезнающая «Википедия». Воображение сразу рисует наши одинаковые колхозы времён «развитого социализма». Однако реальность оказалась гораздо ярче. Жители кибуцев занимаются не только сельским хозяйством, но и промышленным производством, обслуживанием археологических памятников и музеев, а также содержанием гостиниц. В одном из таких кибуцев мы жили. Он называется «Хагошрим». Нас принимала Хана Леви – начальница отеля. Невзирая на почтенный возраст, она работает по 8 часов в день. Её хозяйство состоит из нескольких сотен симпатичных домиков, разбросанных среди цветущего парка. Показывая один из домов, который ничем не отличался от других, она упомянула, что тут несколько раз останавливался израильский премьер.
Если копнуть землю в Израиле под любым поселением, то обязательно окажется, что здесь кто-то раньше жил. Кибуц «Хагошрим» - не исключение. На его территории обнаружены развалины дворца какого-то бедуина. Фундамент дворца умело вписали в интерьер отеля и теперь прямо рядом со стойкой рецепшена можно увидеть настоящие артефакты, создающие неповторимую атмосферу. Подобное умение жить и не забывать историю – в Израиле на каждом шагу. Кстати, памятники ценятся вне зависимости от их идеологической или конфессиональной окраски.






«Мама-Марина»


Гид в Израиле – это больше чем рассказчик. По себе знаю, что руководителю группы нужно думать одновременно обо всём: экскурсионном рассказе, транспорте, отеле, питании группы, расписании работы музеев, погоде, безопасности, пробках на дорогах, питьевой воде, починке кондиционера в автобусе и миллионе других вещей, о которых паломник никогда не узнает. Да и не надо ему об этом знать! Для этого есть гиды.

Нашего гида не случайно прозвали «Мама-Марина». Помимо своих прямых обязанностей, она ещё успевала и съёмочной группе помогать.











 


Море Галилейское


Когда видишь этот водоём, кажется очень странным евангельский рассказ о буре на море Галилейском. Гораздо легче поверить в то, как Христос эту бурю укротил одним Своим словом и воцарилась необычайная тишина. Примерно такая тишина была на море, когда мы сели на борт катера и поплыли по зеркальной воде. Съёмочная группа хлопотала на носу, снимая очередной эпизод, а я смотрела, как в воде отражалось небо, солнце и горы. Когда-то в эту воду бесстрашно шагнул апостол Пётр, но начал тонуть, не выдержав испытания своей веры, в этих глубинах ученики Спасителя ловили рыбу, по этой воде ходил Сам Господь.

Встречным курсом прошла рыбацкая лодка, заваленная снастями – очевидно, рыбаки готовились к ночному лову. Жизнь рыбаков не стала легче за две тысячи лет (я сама – дочь рыбака). В ежедневном труде им была гарантирована только смертельная опасность и такая же усталость, а вот с уловом – как повезёт. Непредсказуемая стихия – лучший учитель веры. Говорят, что атеистов нет на фронте. Соглашусь и добавлю – в море атеистов тоже не бывает. Думаю, поэтому, первыми учениками Господа стали рыбаки. Они как никто знали силу моря и вот, в их жизни появился Тот, кому эта стихия вдруг подчинилась!

Вездесущие чайки-попрошайки прервали мои размышления и вернули на землю, точнее на палубу. Солнце закатывалось за холмы, на которых раскинулась Тверия. Мы ложились на обратный курс…







Библейский гербарий


Отношение израильтян к природе восхищает. В этой стране девять деревьев из десяти высажены искусственно. Детям с младенчества внушают, что цветы рвать нельзя (но для особо желающих выращивают специальные поляны-цветники, где можно отвести душу). Когда в новостях сообщают, что уровень воды в Галилейском море поднялся на целых восемь сантиметров (!) – это вызывает неподдельную радость у всех. Этому можно найти объяснение. Если бы у них вместо Иордана был наш Днепр, а видовое разнообразие растений было как в Украине (у нас в 5 раз больше видов растений, чем в Израиле), то они бы тоже это всё не ценили, как, к сожалению, не ценим мы.


Количество заповедников в Израиле не счесть. Мы побывали в одном из них. Он называется «Неот Кдумим», что в переводе означает «Уголки древности». Это даже не заповедник, а парк, созданный «с нуля» на абсолютно пустынных землях. Идея его создания принадлежит супругам Реувени: доктору Эфраиму и его жене Хане. Но 
создавать заповедник начал уже их сын, Нога Реувени, в 1965-м году. Это 250 гектаров, охваченных не только зелёными насаждениями. Здесь, например, можно увидеть действующий масличный пресс. Тут можно попробовать вспахать землю плугом, или серпом сжать пшеницу, а потом попытаться из неё приготовить хлеб. На одну подгорелую лепёшку потратишь целый день, но зато узнаешь цену «насущного хлеба» во времена патриархов. 

Парк разбит на несколько зон, каждая из которых – иллюстрация к страницам библейской истории. Тут есть леса, озёра, пустыни, поля пшеницы и оливковые рощи, в общем – весь набор ландшафтов, в которых проходила история Израиля. Здесь Священное Писание обретает вкус, цвет и запах. В «Неот Кдумим» мы провели целый день, но этого было мало. Очень хочется вернуться сюда вновь.





Национальный музей Израиля


В этом музее хранятся главные сокровища страны – нет, не золотой запас, а знаменитые «кумранские свитки» - уникальные памятники письменности. Их так берегут, что в случае воздушной тревоги, или другой опасности, они вместе со зданием опускаются под землю, в бетонный бункер. Однако мы приехали в этот музей не ради свитков, а для съёмки макета древнего Иерусалима.

Здесь всё, прочитанное ранее о святом городе, становится на свои места. Ты видишь «Город мира» как будто с высоты птичьего полёта. Сотни башен, километры крепостных стен, кварталы бедняков и городской знати – всё как на ладони. На вершине горы Мориа красуется Иерусалимский храм, построенный Соломоном и перестроенный Иродом Великим. А вот и дворец самого Ирода, отделённый от города дополнительной крепостной стеной. К северу от Храма – Овечья купель, возле которой Христос исцелил расслабленного.

Прямо к Храму примыкает крепость Антония – резиденция римских наместников. Они должны были «держать руку на пульсе» и контролировать всё, что происходило во дворе Храма. Легко представляешь, как по главной парадной лестнице на храмовую гору вливалось море людей. Где-то там, среди них был и Мессия, которого не узнали, не приняли, отвергли. Очевидно, вот этой узкой улочкой Его вывели за городские стены, чтобы предать смерти. Кстати, Голгофа тоже видна. Вот она – за Судными вратами. Маленький холм, который потом был поглощён разросшимся городом и затерялся среди построек.

Вдруг на одну из башен со зловещим карканьем села ворона и своим видом словно напомнила, что этого города уже давно нет…





Храм


Без этого Храма я не могу представить себе Святой Земли. Самый замысловатый маршрут поездки по Израилю – для меня лишь подготовка ко встрече с ним. Сколько бы раз я ни приходила сюда – мне всегда будет мало.
История этого храма – череда парадоксов. Вот только один из них: все памятники на земле возводятся в честь человеческих подвигов и доблестей, и лишь один напоминает о страдании и человеческой ненависти. Этот памятник стоял здесь – на Голгофе. Имя ему – Крест Христов.
Это здание имеет два совершенно противоположных названия – Храм Гроба и Храм Воскресения. Оба названия верны – первое принято у католиков, второе – у православных.
Здесь Христос показал нам безграничную любовь, но мало за какой храм на земле было пролито столько же крови, как за этот.
За обладание ключами от этого Храма христиане разных конфессий спорили веками, а поняв неразрешимость задачи, отдали их на хранение последователям пророка Магомета. Каждое утро двери этой святыни отпирает Ваджих Нусейбе – интеллигентный араб-мусульманин.
Под куполом этого Храма находится символический «Пуп земли» - на одинаковом расстоянии между Голгофой и Гробницей Господа. Здесь, в центре христианского мира, как под увеличительным стеклом становятся видны наши несовершенства и грехи.
Иерусалим остаётся городом Христа – распятого, воскресшего, победившего смерть. Прикоснуться к камням на его улицах – получить ещё одно доказательство реальности Евангелия. Всё, что мы читаем на его страницах становится ближе и понятней, наполняет верой и любовью наше сердце. И с надеждой мы восклицаем: «Христос Воскресе – Воистину Воскресе!»


Неонилла Ворсина

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)