Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
Vodafon +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
Lifecell +380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
 

Иераполис. По следам св. апостола Филиппа. Турция

 [Печать страницы]

Анатолий Холодюк
26.11.2012

(14 /27 ноября Русская Православная Церковь отмечает день памяти св. апостола Филиппа. Вечером этого дня начинается Рождественский пост, поэтому его называют еще и Филипповым постом)


 
На юго-западе Турции, примерно в 17-ти километрах севернее большого города Денизли, на горной возвышенности высотою 350 метров находятся развалины античного города Иераполиса Фригийского (греч. Ἱεράπολις; также – Иераполь, Гиераполис или "Священный город"), связанного с именем св. апостола Филиппа. Он проповедовал и мученически скончался здесь ок. 81-95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Уже издали, подъезжая к этим местам, можно видеть  необыкновенное  зрелище: белоснежные  террасы, представляющие собой наплывающие друг на друга природные чаши-ванны,  похожие на причудливые и насыщенные  кальцием водоемы с известняковыми стенами, - травертины.

Длина травертинов составляет 2700 метров, а ширина - 300 (1, с.433).  Туристов  здесь привлекает  рассказ-легенда  о том, что  посреди этих природных ванн якобы  купалась египетская царица Клеопатра.  Поэтому    они и стремятся попасть  в "бассейн Клеопатры"  с тёплой минеральной водой, возникший на месте разрушенных землетрясением  римских бань. Местонахождение  бывшего города Иераполиса Фригийского в Малой Азии имеет ныне название Памуккале (Pamukkale), что в переводе с турецкого означает "хлопковый замок  или крепость".  Руины города Иераполиса и  сам Памуккале c его  горячими источниками  и уникальными кальциевыми отложениями в 1988 году включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему они  стали известным  паломническим и туристическим  центром современной Турции.

Еще с древних времен эти места с потоками горячей воды, стекающими с горных склонов, и термальными источниками использовались как курортная местность, где приезжающие сюда люди исцеляли многие болезни. Первые жилые постройки на месте Иераполиса появились еще во II тысячелетии до Р.Х. В 190 году до Р.Х. царь Пергам Евмен  II построил здесь город и назвал его Иераполис (с гр. - "Священный город"). В 17 году до Р.Х. город пострадал от землетрясения, а через полвека наступил период его расцвета и он приобрел известность в римских аристократических кругах как целебный курорт. Античный бассейн Клеопатры появился после случившегося здесь в VII веке землетрясения, когда мраморные колоны падали в образованный природой водоем, широко используемый  в настоящее время многочисленными отдыхающими.

Город Иераполис сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь мученически погиб один  из 12 апостолов - святой Филипп. После этого события город стали называть "Святым городом", а в 395 году он перешел под управление Византии. Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Возведенная здесь церковь во имя святого апостола Филиппа стала одним из важных христианских мест в Малой Азии. Об этом свидетельствуют данные первых раскопок и картографического исследования, произведенного  в этих местах  с 1887 по 1896 гг. известным немецким археологом и архитектором Карлом Хуманном (Karl Humann; 1839 -1896). Позже здесь работали ученые английского Археологического института(1954-1959 гг.), а также группа ученых Института Археологии Италии под руководством профессора Паолo Верцоне.  Кстати, aрхеологo- реставрационные работы здесь продолжаются и по сей день.

Исследователям удалось восстановить карту Иераполиса Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится "Мартирий святого Филиппа", находившийся  в давние времена за пределами городских стен. Сегодня он представляет собой развалины бывшего  каменного  храмового сооружения в честь христианского мученика св. апостола Филиппа.

Обнаруженные во время археологических раскопок   артефакты  из камня и мрамора  выставлены ныне на выставке в музее бывшего Иераполиса. Согласно информации этого  музея, мартириум (мартирий, мартирон) св. апостола Филиппа в форме храма в IV веке был построен на на Холме Мучеников - "месте гибели и захоронения святого апостола" (2, с.11).

Имя св. апостола Филиппа упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин.1:43—46). В тексте  этого Евангелия   Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для "множества народа" (Ин.6:5—7); приводит к Иисусу "Еллинов"  (Ин.12:20—22); просит Иисуса на Тайной Вечере показать Отца (Ин.14:8—9).

Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп-диакон или Филипп-евангелист — другое лицо, тёзка  cв. апостола Филиппа. Существует гностический апокриф — Евангелие от Филиппа (создан в III—IV веках), а также апокрифический текст "Деяния Филиппа".

Апостол Филипп  проповедовал Евангелие сначала в Галилее, а позже - в Греции, где обратил ко Христу многих ее жителей. Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. Во времена земной жизни апостола Филиппа существовали города Иераполь Сирийский и Иераполь Фригийский. Согласно "Житию святого апостола Филиппа" святителя Дмитрия Ростовского, апостол Филипп после проповеди учения Христа в городе Азот, находившемся на восточном берегу Средиземного моря, прибыл в Иераполь Сирийский, где иудеи, подстрекаемые фарисеями, подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, которого они намеревались убить (5). Однако совершенные апостолом чудеса: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, вразумили иудеев. По преданию, многие из них раскаялись и приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом Иераполя, апостол Филипп отправился в Сирию, Малую Азию, Лидию, Миссию (Мизию) - всюду проповедуя Евангелие и везде претерпевая за это множество невзгод. Спутницей апостола Филиппа была его сестра Мариамна. По преданию, в этих местах к нему присоединился святой апостол Варфоломей, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. По преданию, в одном из Лидийских селений, они встретили святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь Фригийский, они проповедали среди его жителей учение Христа. В этом городе жил один слепой человек по имени Стахий. Святые апостолы силой молитвы просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив, Святые остановились в доме Стахия, о прозрении которого пронеслась молва во всем городе. К его дому стал собираться народ. Святые апостолы поучали всех стекавшихся к ним вере во Иисуса Христа. Сюда приносили и многих больных, и святые апостолы исцеляли их молитвой и изгоняли из них бесов. Большое число людей уверовало во Христа и крестилось. Во времена пребывания апостола Филиппа в Иерополе ему стало известно, что город был переполнен идолами, которым поклонялись его жители, посещавшие языческие храмы, в том числе и храм, посвященный змеям.

Апостол Филипп приблизился к храму с обитавшей в нем огромной ехидной и вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Силой молитвы Христовой апостол Филипп умертвил ее и исцелил многих укушенных змеями. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполис для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование.

Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполисе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства. В числе исцеленных была и жена правителя города Анфипата, принявшая Христианство. Узнав об этом, Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. Предание гласит, что за семь дней до кончины апостол Филипп в городе Иераполисе предсказал свою смерть.

По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину.

Висевший головою вниз на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходящее, жители Иераполиса уверовали во Христа и потребовали от властей отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, были спасены, скончался на кресте. Святая Мариамна, видевшая страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Св. Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело св. апостола Филиппа. По преданию, на том месте, где истекла кровь святого апостола Филиппа, произросла в три дня виноградная лоза.

Св. Варфоломей с Мариамной после погребения святого Филиппа пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в Армению, в город Албан, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась.

Мощи св. апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим, где и ныне они почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. (Chiesa dei SS. Dodici Apostoli; Piazza SS. Dodici Apostoli, 51). В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти (4).

Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество заиерусалим ского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.

Согласно информационным материалам Памуккале (2,с.11), на месте кончины святого апостола  был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 х 20 метров. Ныне к руинам этого храма можно подняться по широкой лестнице. Руины можно обнаружить слева по направлению в сторону большого амфитеатра. Храм-мартирий имел центральное помещение, где якобы находилась могила св. апостола Филиппа, которая на сегодняшний день здесь не обнаружена (1, с. 438-439). При храме с деревянной крышей, покрытой свинцом (2, с.11), была терраса с несколькими помещениями, от которых остались только развалины стен. Однако в  2011 году турецкие СМИ  сообщили, что  итальянским  профессором Франческо д'Адрия,  возглавляющим  в Паммукале археологические раскопки, все-таки  обнаружена могила св. апостола Филиппа.

Вход в нее якобы  находится  в сорока метрах от храма-мартирия, среди развалин  другой базилики.Вход в каменный склеп замурован, и до сих пор его еще официально не открыли, хотя Франческо д'Адрия  в своих информациях в адрес мировых  СМИ уверял, что это  "свершится скоро" и "ждать осталось недолго".

...Город Иераполис, окончательно перешедший под покровительство турок в 1210 году, неоднократно до этого подвергался разорениям и землетрясениям, а произошедшее в 1534 году сильное землетрясение окончательно разрушило город и расположенный рядом с ним храм-мартирий св. апостола Филиппа. Об этом повествуют различные справочные материалы, которые можно видеть в  магазинах на территории нынешнего заповедника Памуккале.

Отрадно, что   в нескольких сувенирных киосках православные паломники могут приобрести иконки с изображением св. апостола Филиппа, изготовленные в России.  На территории самого храма-мартирия и рядом  с ним можно встретить и  паломников-христиан.  Сюда приезжают группы  католиков,  отмечающих  здесь  3 мая память святого апостола. По данным того же информационного центра Памуккале,  уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают  на месте  храма-мартирия день памяти  cв. апостола Филиппа. К ним присоединяются и прибывающие сюда группами или одиночками  верующие других Православных Церквей.

 

Литература:

    Mehling M. Knaurs Kulturfuhrer in Farbe Turkei.- Munchen:Droemer Knaur,1987.
    The Apostle Philippe.- Pamukkale Introductory Bulletin, N 04. (Б.г.)
    Pamukkale. Путеводитель. - UNESKO World Heritage. Listing Date of Inscription., 1988.
    Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание римских священных мест и находящихся в них вселенских святынь. Cоставитель: архимандрит Дионисий (Валединский). Издание Русской Православной Церкви в Риме, 1912 г.

    Воскресение.de

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)