Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 

Краткая история Салоник

 [Печать страницы]

Салоники являются вторым по величине городом Греции. Город был основан в 215 году до Рождества Христова македонским царем Кассандром и назван в честь его жены, сводной сестры Александра Македонского, Фессалоники. В то время, когда столицей Империи стал Константинополь, Салоникам было уже пятьсот лет. Город известен не только как памятник древности и крупный современный центр, но и как город апостолов — первые церкви были основаны здесь в 50 году по Рождестве Христовом святым апостолом Павлом, написавшим впоследствии два послания местным христианам. Эти письма вошли в Новый Завет под названием Послания к Солунянам (Фессалоникийцам).

В начале четвертого века, на пике римского влияния, в Салониках принял мученическую кончину святой Димитрий. Он был замучен в эпоху диоклетиановых гонений  вместе со своим другом Нестором и слугой Лупусом. Как оказалось, мученическая кончина святого Димитрия имела огромное значение для Салоник в будущем, так как в последующие века святой Димитрий не раз спасал Салоники и их жителей от вторжений неприятеля.

Через несколько лет после мученической смерти святого великомученика Димитрия Константин Великий и его соправитель Лициний издали «Миланский Эдикт», провозгласивший Христианство официальной религией. В 330 году Константин торжественно объявил Константинополь столицей, после чего Константинополь и Салоники стали двумя полюсами, вокруг которых вращалась вся жизнь Византии. Константинополь был политическим центром Империи, а Салоники, более доступные для Запада, соперничали с ним в торговой и военной областях. Именно из-за своего выгодного географического положения, этот город постоянно подвергался вторжениям и захвату. С конца четвертого по седьмой века на него часто нападали готы и другие завоеватели с севера. Один из самых известных эпизодов связан с вторжением славян и аваров в шестом веке: святой Димитрий чудесным образом заставил их уйти.

Однако Салоники славились не только торговлей и военной мощью. Здесь процветало Православие. В девятом веке здесь родились святые учители словенские Кирилл и Мефодий. Кирилл учился у Фотия, ставшего впоследствии Патриархом Константинопольским, владел несколькими языками. Братья выросли среди соседей-славян и, научившись свободно говорить на их языке, стали прекрасными миссионерами для северных народов. То, что им удалось совершить, явилось одним из величайших событий в истории Церкви. Они создали славянский алфавит и перевели на язык, которому сами дали письменность, Священное Писание и некоторые из церковных служб. Их просветительские труды оказали влияние не только на хазар и жителей Моравии (территория бывшей Чехословакии), но после кончины обоих братьев их последователи успешно обратили в Христианство народы Сербии, Болгарии и России, поскольку имели возможность представить им Христианство на их родном языке.

В 904 году, вскоре после кончины этих двух великих миссионеров, на Салоники напали арабские пираты и варварски разорили их. Вслед за ними, пользуясь слабостью поверженного города, на него в течение десятилетий периодически нападали болгары. В начале одиннадцатого века Император Василий II победил болгар, после чего началась эпоха мира и процветания. Салоники превратились в международный центр торговли, привлекая купцов со всех концов Византии, из Италии, Испании, Финикии и Причерноморья.

Город снова подвергся осаде в 1185 году, на этот раз со стороны скандинавов, и еще раз в 1204 году, когда западные крестоносцы жестоко разграбили Константинополь. После похода крестоносцев Салоники стали столицей королевства франков. Католики забрали себе многие храмы, чтобы совершать там свои богослужения. Однако власть латинян была недолгой — в 1261 году город отвоевал Византийский Император Феодор Комнин, а потом Император Михаил Палеолог.

В 1308 году на Салоники напали каталонские наемники, нанятые Императором Андроником II для защиты византийских крепостей в Малой Азии. Наемные солдаты вышли из-под контроля, и Императору пришлось отказаться от их услуг. В отместку они разорили полуостров Халкидики и Гору Афон и намеревались взять осадой Салоники. Жителям города удалось отразить их нападение, и они ушли на юг.

Поражение каталонцев в четырнадцатом веке послужило для Салоник предвестником начала «золотого века». Город получил долгожданное самоуправление, давшее импульс развитию торговли, искусства, литературы и богословия. Известные ученые, поэты, ораторы, философы, богословы, гимнографы, иконописцы, художники-монументалисты и архитекторы украшали сам город и его храмы великолепными произведениями искусства и литературы. Несколько храмов, построенных в этот период, стоят и поныне: церковь святой великомученицы Екатерины, святых Апостолов, святого Николая Орофаноса, пророка Илии, святого великомученика Пантелеймона, Архангела Михаила, Преображения Господня и монастырь Влатадон. Именно в это время святитель Григорий Палама одержал победу в споре с итальянским монахом Варлаамом об исихазме. В дальнейшем святитель Григорий стал архиепископом Солунским, а потом и Патриархом Константинопольским.

После нескольких десятилетий попеременного правления венецианцев и турок Салоники, наконец, окончательно покорились власти мусульман — в 1430 году, когда султан Мурад II взял город силой. Его войска мародерствовали в городе три дня, забрав все, что представляло какую-либо ценность, как в общественных зданиях, так и в домах жителей. Тех горожан, кто не успел бежать, тысячами захватили в плен и продали на восточных невольничьих рынках. Церкви превратили в мечети. Масштаб разрушений оказался таким, что турецкие правители вынуждены были пойти на определенные уступки, чтобы бежавшее население могло возвратиться в Салоники. Спустя двадцать три года, во времена правления Мурада, сына Мехмеда (Мухаммеда) II, турки захватили также и Константинополь, и Византийской Христианской Империи пришел конец.

К семнадцатому веку, с возвращением в город греков, Салоники в какой-то мере вновь обрели свое былое величие. Но в 1712 году опять произошла трагедия: по городу пронеслась чума, унеся за несколько недель жизни восьми тысяч человек.

Прошло чуть более ста лет. Весной 1821 года афонские монахи встали на сторону повстанцев, стекавшихся на север Греции. На борьбу с турецкими захватчиками поднялось население центральной и южной части Пелопоннеса во главе с народными вождями, призывавшими народ к общенациональному восстанию. В качестве акта возмездия турки казнили в Салониках три тысячи человек, включая глав греческой общины. Салоники были окончательно освобождены от турецкой зависимости в 1912 году, в день памяти святого великомученика Димитрия.

Как добраться  до Салоник:
Из Афин:
Поезда до Салоник ходят с железнодорожного вокзала Лариссис на ул. Делигиани в Афинах. До вокзала от площади Синтагма идет троллейбус № 1.

Автобусы до Салоник отходят от Терминала А на ул. Кифиссиу.

В Салониках:
Самые интересные места паломничества находятся в центре города и в Старом Городе. Расстояния между ними короткие, можно дойти от одного места до другого пешком или немного подъехать на автобусе.

До храма св. Димитрия (Мощи св. Димитрия и св. Анисии):
Находится в Старом Городе, на углу улиц Айос Димитриос и Аристотелус, примерно в двадцати минутах ходьбы от берега, откуда можно также доехать на автобусе № 23 по ул. Венециу.

До храма пророка Илии:
Идти вверх по холму от церкви св. Димитрия, слева от римских бань. Храм пророка Илии стоит на углу улицы Олимпиадос.

До церкви св. влмч. Екатерины (Мощи св. Екатерины):
У храма св. пророка Илии сверните налево, на улицу Олимпиадос, и пройдите по ней минут десять, до начала ул. Сахини. Вернитесь по ул. Сахини назад на несколько сот метров до пересечения с ул. Цамаду, где и стоит церковь св. Екатерины.

До храма св. влмч. Георгия (Ротонда):
По ул. Игнатия до пересечения с ул. Гунари возле Арки Галерия, минутах в десяти от Белой Башни (Византийского музея).

До церкви Панагии Ахиропейтос (Нерукотворной иконы Матери Божией):
Церковь расположена недалеко от храма св. вмч. Георгия (Ротонды) по адресу ул. Айяс Софияс 56, между улицами Игнатиу и Филиппу.

До церкви Айа София:
Находится на площади Айя София, на углу улиц Айя София и Ерму, в двух кварталах от Церкви Панагии Ахиропейтос, по направлению к берегу.

Митрополичий Собор свят. Григория Паламы (Мощи свят. Григория Паламы):
От церкви Айя София идти до пересечения с ул. Митрополе-ос (Мкгоро1ео$), что в одном квартале от берега.

До храма преп. Феодоры Солунской (Мощи преп. Давида Солунского и преп. Феодоры):
Находится по адресу ул. Ерму д. 32, возле гавани, восточнее ул. Аристотелус, в двух кварталах от Айа Софии.

До Белой Башни (Дефку Пиргу — музей византийского и раннехристианского искусства):
Белая Башня стоит возле берега, в нескольких кварталах от Митрополичьего Собора. Ошибиться здесь невозможно.

До монастыря Влатадон:
Расположен по адресу ул. Эптапиргион д.64. Ехать от берега или от храма св. влмч. Димитрия на автобусе № 23 до византийской стены Старого Города. Влатадон стоит возле византийской стены. Автобус останавливается прямо напротив монастыря.

До церкви Осиос Давид:
Находится недалеко от монастыря Влатадон. Спросите дорогу у кого-нибудь в монастыре. Храм прячется в лабиринте маленьких улиц, две из которых носят название Эпмениду и Тимофеу. Если вы поймете, что находитесь недалеко от этой церкви, но не сможете найти ее, спросите прохожих или остановите такси, и оно доставит вас туда за полминуты.

До трех храмов св. Павла (Мощи св. апостола Павла):
От ул. Игнатия или церкви св. Димитрия на автобусе № 24. Попросите высадить вас у Айу Павлу. Автобус останавливается прямо напротив церкви. С балкона большого нового храма, где покоятся святые моши, виден весь парк, на территории которого находится древняя часовня и пещера, в которой молился святой апостол Павел. Стоя у центрального входа в парк, паломник видит на другой стороне улицы второй храм, построенный в 1950-х годах.

Если вы направляетесь к этому парку от церкви св. Димитрия, идите на восток по ул. Айос Димтриос, сверните налево на Зографу Элемис и ступайте вдоль стены мимо больницы Айос Димитриос. Эта улица поворачивает на ул. Кастрон; в конце сверните направо на ул. Леофорос. Первая церковь с правой стороны — это та, что была построена в 1950-х годах, парк с пешеркой и часовней расположен на этой же стороне, а самый новый храм в честь св. апостола Павла, в котором находятся его мощи, стоит на виду на вершине холма.

До церкви свят. Николая Орофанос:
Расположена по адресу ул. Иродату, д. 20. Идите на восток от храма Айос Димитриос по ул. Айос Димитриос, сверните налево (чуть назад) на ул. Олимпиадос/Афинас, потом направо на ул. Иродоту (1гШоШи). Обычно входная калитка открыта. Если нет, пройдите ко входу с обратной стороны.

До церкви святых Кирилла и Мефодия (Мощи святых Киприана и Иустииы):
Стоя на берегу лицом к городу, справа от Белой Башни вы видите церковь с золотым куполом — храм святых Кирилла и Мефодия. Пройдите пешком или садитесь на автобус, который идет по ул. Никис (она переходит в ул. Мегалу Александру). Сойти нужно на ул. Айос Кириллос. Чтобы сеть на автобус в обратном направлении, пройдите до следующей улицы (по направлении от берега). Пусть вас не смущает информация, представленная в некоторых туристических картах, в которых эта церковь названа храмом Айу Павлу. Это ошибка. Здесь имеется боковая часовня честь святых Киприана и Иустины. Их мощи выносят для всеобщего поклонения по средам в 6 часов вечера.

До музея Византийской Цивилизации:
Расположен в западном конце ул. Леофорос Страту рядом с музеем Археологии. От берега и от Белой башни идти примерно двенадцать минут.

За городской чертой:
До монастыря св. Иоанна Богослова (Мощи преп. Арсения Каппадокийского):
Садитесь на оранжевый автобус до Сурути у парка Платиа Дикастирион в центре города между улицами Игнатия и Филипу. По периметру парка расположены остановки автобусов. Ищите автобус оранжевого цвета. Перед тем как автобус отправится, попросите водителя высадить вас у дороги к Айос Иоаннис Монастир. Время в пути — сорок минут. Сойдя с автобуса, поднимайтесь по извилистой дороге справа. Идти здесь минут пятнадцать-двадцать, и не так тяжело, несмотря на то, что приходится подниматься в гору.

До монастыря преп. Арсения Каппадокийского (Небольшие частицы мощей преп. Арсения и свят. Иоанна Златоуста):
Садитесь на городской автобус № 10 до автовокзала Халкидики, что на пересечении улиц Каракаси, Папанастасиу и Канари (автобус № 10 остановится возле перехода у храма Трех Святителей). Поезжайте на автобусе, который идет до Халкидики, и сойдите в деревне Ватопидия (возле Ормилии), недалеко от центра трех полуостровов Халкидики. Попросите высадить вас у дороги на Айос Арсениос и пройдите минут пятнадцать по дороге до монастыря.

До обители Ормилия:
Ехать так же, как до монастыря преп. Арсения, но сойти нужно в Ватопиди (один час сорок минут езды от Салоник), а дальше либо пройти пешком два-три километра, либо подъехать на такси. Планируя эту поездку, следует сначала узнать расписание движения автобусов. Летнее расписание может меняться.


Источник: Молитва.gr

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)