Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Святые мученицы Вера, Надежда и Любов, и мать их София

 [Печать страницы]
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(1Кор.13:13)

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу.
После смерти своего мужа, София разделила имущество между бедняками, и с дочерьми покинула Милан и переехала в Рим.

Так как семья открыто проповедовала запрещенное на то время христианство, то императору Адриану очень быстро донесли об иноверцах. Вначале он попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Артемиде — сначала обещанием богатых подарков, а затем уже и угрозами. Но все четверо твёрдо исповедовали свою веру в Христа. Чтобы сломить веру Софии, император предал её детей жестоким пыткам, заставив мать быть свидетелем мук дочерей.


«Когда снова призваны они были на суд, то неустрашимо исповедали веру свою во Христа, не отреклись от этой веры ради обещанных им всевозможных радостей земных, не отступили перед страшными муками и одна вслед за другою – старшая – Вера, вторая – Надежда, младшая – Любовь, убеждая друг друга и ободряемые матерью, перенесли и поджигание на раскаленной железной решетке, и горение в кипящей смоле, и строгание острым железом, и пригвождение к колесу, и биение палками, так что израненное тело распадалось кусками… И, оставшись ради проявления славы Господней невредимыми среди всех этих мучений, были, наконец, усечены мечем. Какою же болью должны были отзываться в сердце Софии все эти лютые муки, которыми в ее глазах терзали ее детей… Для выражения той боли нет слов на языке человеческом. Нет слов и для выражения того неземного утешения, которое могло преодолевать такую боль… И вот, София перенесла мучения и смерть своих детей. Ее же и не подвергали иному испытанию, может быть, по жестокому расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей… Ведь язычникам не понять было ее христианского утешения…Но Сам Господь скоро всецело утешил пострадавшую за Него если не плотию, то сердцем Софию. Похоронив детей своих в одной могиле, она неотступно в молитве пребывала на ней и в третий день успокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в Царстве Бога тою любовию, которою она сама возлюбила и детей своих научила любить Его…»

Так написал архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), выдающийся специалист по церковной истории, составивший наиболее полное житие святых великомучениц.

На момент трагической гибели Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет


Аппиева дорога. Рим. Италия

Чтобы продлить душевные мучения Софии, ей отдали останки дочерей и разрешили похоронить детей. Тела своих бедных дочерей она отвезла в предместье Рима и похоронила их 30 сентября у 18-го столба на Аппиевой дороге на высоком месте. Три дня мать, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала Богу душу.


Мощи святых в Эшо

Мощи свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии по распоряжению папы Римского Павла I (757– 767) с кладбища были перенесены в построенную новую церковь на Марсовом поле, а часть мощей преподнесена в дар монастырю св. Иулии. В 777 году мощи мучениц перенесены из римской церкви св. Сильвестра в Эшо, в 15 км от Страсбурга (Франция). Их поместили в бенедиктинское аббатство.


Храм св.Трофима


С тех пор святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии. Очень быстро вокруг монастыря разрослась целая деревня. Так как мощи святых мучениц привлекали к себе настолько много паломников, что монастырь не в силах был дать всем приют, то в 1143 году игумения Кунегунда устроила в деревне гостиницу для паломников.

О св. Софии и ее трех дочерях Вере, Надежде и Любови нет точных и надежных исторических сведений. Первые версии жития этих мучениц возникли только в VII–VIII веках и написаны они были на грузинском, армянском, болгарском, латинском и греческом языках. В древней Руси было принято греческое дометафрастово житие. Однако в процессе его перевода имена дочерей Софии (Αγία Σοφία) – Пистис (Πίστη), Елпис (Ελπίς) и Агапи (Αγάπη) получили славянские эквиваленты – Вера, Надежда и Любовь.

Реформация и французская революция не пощадили монастырь. Он был разорен, а мощи были похищены. Куда исчезли мощи, так и осталось неизвестным.


После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены "историческим памятником", начинается ее постепенное восстановление. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника. В самом правом из реликвариев хранится вторая частица мощей св. Софии. В центральном реликварии хранится частица Животворящего Креста Господня.



Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет продстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4

Торжествует Церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, яже яко мудрости тезоименитая, тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову. С нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: Троицы поборницы, Веро, Любве и Надеждо, в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак, глас 1

Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание

Величаем вас, страстотерпицы святыя, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)