Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 

Храмы Салоник

 [Печать страницы]



"Золотые ворота христианства" – так назвал Апостол Павел Салоники. Именно этот город был избран Апостолом в 50 году местом, где он построил первый храм и где начал проповедовать новую религию. Именно отсюда христианство начало распространяться по Европе, и именно жителям Салоников проповедник посвятил два стиха, вошедших в "Новый завет" – I и II послания к Фессалоникийцам. 


Храм святого Георгия (Ротонда)


Храм святого Георгия (Ротонда)В конце улицы Игнатия, на ее пересечении с улицей Гунари стоит один из древнейших архитектурных памятников Салоник — церковь третьего века, называемая Ротонда. Это круглое здание с триумфальной аркой построено императором Галерием (305—311). Некоторые исследователи полагают, что первоначально это был храм римского бога Кавироса или Зевса. Однако большинство современных исследователей сходятся во мнении, что это сооружение было задумано как мавзолей для самого Галерия. Во времена Царствования Феодосия Великого (379— 395) оно стало Христианским храмом, хотя сам Галерий был жестоким гонителем христиан. В эпоху турецкого ига этот храм использовался как мечеть, после освобождения от власти захватчиков в 1912 году, его вновь освятили как Христианский храм, а после 1920 года в нем разместили музей. Недавно в храме возобновились богослужения. Ротонду (это название дали ему иностранные гости из-за его круглой формы) местные жители называют церковью святого Георгия, поскольку совсем рядом стоит небольшой храм в честь святого Георгия, принадлежащий святогорскому монастырю Григориат. Внутри этот огромный круглый храм пронизан светом, льющимся из окон, и массивный купол кажется невесомым. Здесь сохранились фрагменты ранневизантийской мозаики с изображением святых Анании, Романа, Аристарха, Кирилла и Василика, которые были открыты в ходе реставрации.

Церковь Панагии Ахиропиетос (Нерукотворной)

Церковь Ахиропиетос, посвященная Матери Божией, находится недалеко от храма святого Георгия (Ротонды) на пересечении улиц Филиппу и Айя Софиас. Это базилика в эллинском стиле с тремя приделами и деревянной крышей. Она является одной из четырех древнейших в Греции церквей, другие три — это храмы святого Димитрия, Святой Софии (в Салониках) и Екатонтапилиани на острове Парос. Это единственная христианская базилика на всей территории восточного Средиземноморья, сохранившаяся до наших времен в первозданном виде, так как ее никогда не перестраивали. В притворе этого храма сохранилась надпись с упоминанием имени «Андреас», который, как считают ученые, был представителем Салоник на Халкидонском Соборе 451 года. Название храма связано с преданием о появлении в ранние века Христианства иконы Богородицы, явившейся на этом месте. Византийские авторы отзывались об этой иконе с таким же почтением, как и об образе "Спаса Нерукотворного" в Едессе.

Султан Мурад II, захватив Салоники, сделал надпись на одной из колонн храма в северном приделе: Султан Мурад взял Салоники в 833 году(приблизительно 1430 году от Рождества Христова). Спустя пять столетий он снова стал православным храмом. На обратной стороне сводчатой колоннады до сих пор сохранилась эта надпись, а также красивая ранневизантийская мозаика и небольшой фрагмент древнего пола. К сожалению, сама икона "Богоматерь Нерукотворная" давно исчезла. Но есть современная чудотворная икона Божией Матери Надежда Всех Христиан;, перед которой молятся все, кто приходит в этот храм.

Церковь Айя София

Церковь Айя София находится в двух кварталах от храма Панагии Ахиропиетос, ближе к берегу, на пересечении улиц Айя София и Ерму. Это, конечно, не та знаменитая Святая София Константинопольская, что была славой и венцом Византии, а теперь является музеем и мечетью в современном городе Стамбуле, но, как говорят исследователи, Святая София в Салониках была построена в тот же период (527—565 гг.). Первоначальный храм был разрушен ужасным землетрясением 620 года, а нынешнее здание существует с середины седьмого века. Наличие множества общих архитектурных деталей, как в первоначальном варианте, так и в восстановленной в седьмом веке постройке, свидетельствует о том, что храм в Салониках создавался по образцу Константинопольского. В любом случае, первоначальный храм был возведен спустя какое-то время после Первого Вселенского Собора 325 года, на котором был принят догмат о божественности Христа. Еще Ветхий Завет говорит о Нем как о «Премудрости Божией, через Которую был сотворен мир» («Премудрость» по-гречески София).

Храм построен по плану купольной базилики. Самая древняя мозаика (середины восьмого века) находится на алтарном своде. На ней изображен большой крест, вписанный в окружность из звезд и монограмм благодетелей и ктиторов храма, Императора Константина VI (780—797), его матери Ирины и митрополита Феофила Солунского. Гигантский купол покрыт великолепной мозаикой девятого века, изображающей Вознесение Господне, а апсида алтаря — столь же прекрасной мозаикой двенадцатого века «Богородица на Престоле». Со времени падения Салоник и до 1912 года оттоманские захватчики использовали здание этой церкви как мечеть. В нартексе покоятся моши святителя Василия Нового из Салоник, исповедника X века.


 Базилика Святого Димитрия



 Базилика Святого Димитрия — пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте римских терм, там, где, согласно преданию, погиб великомученик Димитрий Солунский. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).
В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.
В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия

В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.


Церковь Пророка Илии


На холме, выше храма святого Димитрия, за развалинами римских купален, стоит древняя византийская церковь пророка Илии. Некоторые считают, что это та церковь ";Нового Монастыря";, которую построили в 1360—1370 годах на месте византийского дворца, разрушенного во время восстания зилотов. При турках она была превращена в мечеть. Восстановлены отдельные фрагменты византийских фресок, в которых (даже в таком неполном виде) чувствуется особая глубина, оставляющая ощущение живого присутствия этого Святого.


Храм Святой Катерины



Храм Святой Катерины датируется концом 13 века. Он построен в виде креста с куполом в традициях македонской школы

Здесь хранится небольшая частица ее мощей (кость из ее запястья) Местом ее упокоения является известный монастырь святой великомученицы Екатерины на горе Синай, но и этот прекрасный купольный храм является благодатным местом паломничества

Храм Пресвятой Богоматери Халкеон

Храм, посвященный нерукотворной иконе Богоматери, был возведен сразу после третьего Вселенского Собора, который проводился в Эфесе в 431 году.

Храм Пресвятой Богоматери Халкеон построен на месте, где ранее был языческий храм Гефеса. Название храма связано с его месторасположением: еще с византийских времен в окружающих кварталах селились ремесленники-чеканщики по меди – "халкадион". О создании церкви повествует ктиторская надпись на главных вратах западного входа в храм. Она сообщает:«Это место, которое раньше было осквернено, посвящено храму Богородицы Христофором — славнейшим царским чиновником и правителем Лонгобардии, его супругой Марией и детьми Никифором и Анной в сентябре 6537 года от сотворения мира». Надписи в самой церкви дополнительно сообщают, что церковь была построена Христофором ради себя и родных «за спасение и отпущение их грехов». Могила Христофара находится у северной стены храма, немного выступая за неё. 
В церкви находятся плохо сохранившиеся фрески времён её постройки. Купол украшен фреской Вознесение Христово: вокруг образа Христа расположены Богородица в окружении двух ангелов, а также двенадцать апостолов. Ниже на стенах барабана купола изображения библейских пророков с грамотами в руках, на которых написаны их предсказания, относящиеся к Иисусу Христу.
Алтарная часть украшена фресками со сценами Тайной Вечерии, Рождества, Сретения и Успения Богородицы. В нефе основной фреской является композиция Второе пришествие.

Монастырь Влатадо

Монастырь Влатадов построен по преданию двумя братьями-монахами Дорофеем и Марком Влати в 1351-1371 годах. Здание претерпело множество изменений, но основа его сохранилась прежней – это крестово-купольная церковь.

Церковь Святых Апостолов

Считалось, что церковь была построена в XII веке (некоторые специалисты видели в ней элементы архитектуры VII века). Однако после обнаружения в ходе реставрации монограмм константинопольского патриарха Нифонта I, в которых он называется её основателем, строительство церкви стали относить к началу XIV века. Изначально церковь была посвящена Богородице, о чём свидетельствует система росписей храма. Позднее посвящение церкви двенадцати апостолам основано на легенде, что изначально храм ранее имел 12 куполов, которые символизируют апостолов.
При постройке церкви были использованы элементы более ранних строений (например, капители колонн центрального купола). Вероятно церковь была главным храмом монастыря располагавшегося рядом с ней и закрытого при турецком завоевании. Церковь святых апостолов как и большинство храмов Салоник в период между 1520 и 1530 годами была обращена в мечеть.

Мозаики храма относят к последним мозаичным полотнам в Салониках перед турецким завоеваниям. Купол украшает изображение Христа Вседержителя в окружении ветхозаветных пророков. Ниже в треугольниках симметрично изображены евангелисты. Мозаикой украшены и все арки центральной части церкви:
южная — Рождество Христово и Крещение;
западная — Преображение и Вход Господень в Иерусалим;
северная — Распятие Христово и Воскресение.
На стенах сохранились мозаики Успение Богородицы, Спас Нерукотворный, частично — Сретение и Благовещение.

Большинство фресок украшают алтарную часть церкви. На них в большинстве изображены сцены из жизни Богородицы, в том числе изображение Корня Исаии (родословное древо Богородицы). Устроенный в северной галереи придел в честь Иоанна Крестителя украшен фресками на сюжеты его жития.

В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник церковь Святых Апостолов, включена в перечень объектов Всемирного наследия



 


Храм святого Георгия (Ротонда)



Церковь Панагии Ахиропиетос (Нерукотворной)



Церковь Айя София



Фасад базилики Святого Димитрия



Рака с мощами святого Дмитрия Солунского



Церковь Пророка Илии


Храм Святой Катерины


Храм Пресвятой Богоматери Халкеон



Монастырь Влатадов


Церковь Святых Апостолов



Фрески южного купола




Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)