Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

Дом Хлеба. Вифлеем

 [Печать страницы]

ДОМ ХЛЕБА

Каждый год накануне Рождества сюда мысленно устремляется третья часть населения планеты – все, кто называют себя христианами. Здесь произошло событие, ставшее точкой отсчёта современного летоисчисления. Но история Вифлеема началась задолго до Рождества Христова, когда само время текло вспять. Этот город называли «городом Давида» - здесь родился и был помазан на трон второй израильский царь.

Сегодня это городок в 10 километрах от Иерусалима. Он входит в состав Палестинской автономии, поэтому при въезде можно увидеть бетонную стену – попытку сгладить вечное противостояние сынов Авраама. Несмотря на постоянную угрозу возобновления арабо-израильского конфликта, Вифлеем – место массового паломничества. Здесь находится одно из древнейших сооружений в мире – Храм Рождества Христова.

Первый храм над пещерой Рождества здесь возвели по приказу равноапостольной царицы Елены, но современный храм был построен в 529 году. С тех пор вид его не менялся – разве что уменьшилось количество дверей. Когда-то внутрь вели трое врат, теперь одни. Дверной проём сделали низким, чтобы никому из захватчиков (а Вифлеем видел их немало) не приходило в голову въезжать в храм верхом. Войти через эти «Врата смирения» можно только низко наклонив голову.
Место Рождения Спасителя, обозначенное звездой, Молочная пещера, в которой Дева Мария вскармливала Сына – здесь всё помнит ликующую радость Рождественской ночи. Радостна и Сама Пречистая Дева – Её Вифлеемская икона, расположенная у входа в Пещеру Рождества – единственная, на которой Божья Матерь улыбается.

В каком году родился Христос?

Парадоксально, но точную дату установить довольно сложно. Это связано с множеством календарей, которыми пользовались в древности. Иудеи вели счёт времени от Обновления Иерусалимского Храма, Византия и Киевская Русь – от сотворения мира, римляне – от основания Рима. В раннем средневековье христианская Европа стала остро нуждаться в новом календаре, который бы отражал ритм церковных праздников. В шестом веке Римский епископ Иоанн Первый поручил своему архивариусу Дионисию Малому составить Пасхальные таблицы для определения дней празднования Пасхи. Вот тогда-то Дионисий и предложил все хронологические расчёты вести от даты рождения Спасителя, но называя её, он ошибся на четыре года. Возможно, эта ошибка была допущена сознательно, для удобства составления таблиц. Как бы там ни было, календарь, которым мы пользуемся, как минимум на четыре года отстаёт от реальной хронологии.

День рождения Христа


Про день и месяц рождения Спасителя можно говорить более-менее уверенно, опираясь на свидетельства Евангелистов. В первой главе Евангелия от Луки рассказывается про священника Захарию из Авиевой чреды. Когда он совершал каждение в алтаре Иерусалимского Храма, ангел предрёк ему рождение сына Иоанна. Войти в алтарь Захария мог только в один день – иудейский праздник Очищения (6 октября н.ст.). Через 9 месяцев, 7 июля родился Иоанн Креститель. По свидетельству того же Евангелиста Луки, Предтеча на шесть месяцев старше Спасителя. Поэтому можно уверенно предположить, что Иисус Христос родился в седьмой день месяца января (н.ст.).

Звезда катилась от Востока…

Она стала ярчайшим символом рождественской ночи, на её свет пришли три волхва, но о природе этого светила нет однозначного мнения.

Комета?

По одной из версий, евангельские события связаны с появлением на небосводе кометы. Кстати, незадолго до начала Новой Эры неподалёку от Земли в очередной раз проходила комета Галлея, и её можно было увидеть невооружённым глазом. Однако две тысячи лет назад астрономы уже умели отличать кометы от других небесных тел. Комету в евангельском тексте назвали бы не иначе как «хвостатая звезда» или «звезда-копьё».

Парад планет?

Многие богословы склоняются к тому, что евангельская звезда – это, так называемый «парад планет», во время которого произошло «слияние» Юпитера и Сатурна. Такое явление действительно имело место в последние годы дохристианской эпохи. Особенно эта версия привлекательна потому, что Юпитер называют «Царской звездой», а Сатурн – «Звездой иудеев». Сближение этих небесных тел могло красноречиво возвестить о рождении Царя Иудейского. Однако «парад планет» - явление кратковременное, и оно не могло указывать путь волхвам, которые шли к Вифлеемской пещере много недель.

Сверхновая?

Возможно, рождественская звезда – это взрыв какого-то звёздного объекта. Астрономы называют такие явления новыми или сверхновыми звёздами – в зависимости от силы взрыва. Свет вспышки сверхновой несколько месяцев можно наблюдать с земной поверхности даже днём.
Но ни одна научная версия не отвечает на вопрос – как небесное тело могло указать на пещеру с Богомладенцем? Ведь для этого ей нужно было покинуть небосвод и остановиться прямо над пещерой. Святой Феофилакт Болгарский – известный толкователь Евангелия – утверждает, что путь волхвам указал ангел, который принял образ звезды и привёл их к Вифлеемской пещере.

Где родившийся Царь Иудейский?

Трудно было придумать более опасный вопрос, но именно с таким вопрошанием волхвы появились на улицах Иерусалима. Они не знали, что эти слова могли стоить им жизни. Царь Ирод безжалостно уничтожал даже кровных родственников, если подозревал их в покушении на трон. Но волхвов правитель Иудеи помиловал – с их помощью он надеялся найти новорожденного Мессию.
Священное Писание не называет имён мудрецов, но по Преданию, их звали Валтазар, Гаспар, Мельхиор. Эти мужи владели знаниями по астрономии, магии, религии. Отправиться в непростое путешествие их вынудило древнее предание, которое персы унаследовали от пленных иудеев.

Сын Звезды

В шестом веке до Рождества Христова во время Вавилонского пленения большинство евреев было переселено на территорию современного Ирана. Именно тогда учёные Востока переняли от пленных иудеев пророчество про приход обетованного Мессию. Предвестником его появления должна была стать звезда.
Веками народы Персии исповедовали зороастризм. Его основателя (Заратуштру) эллины прозвали «Сыном Звезды». Не это ли сподвигло волхвов на опасное путешествие длиной в сотни километров? Но найдя «Сына Звезды», они узнали в нём Сына Божия.

Дары волхвов

Подарки Младенцу были приготовлены заранее и они имели символический смысл. Золото символизировало царское достоинство Спасителя, ладан служил признанием Его божественной сущности, а смирна, предназначенная для бальзамирования тел покойных, говорила о том, что Христу надлежало умереть как человеку.
Всю жизнь Божья Матерь сохраняла дары волхвов. Незадолго до смерти Она передала их Иерусалимской Церкви. История даров прослеживается вплоть до XV века – тогда дочь сербского царя Георгия Бранковича, вдова султана Мурада ІІ, привезла их на Святую Гору Афон. Сегодня они хранятся в афонском монастыре Святого Павла. Сохранились и мощи волхвов. Они находятся в Германии, в знаменитом Кёльнском соборе.

Вифлеем мало изменился за последние века. Цивилизация мало повлияла на уклад его жителей. В окрестностях Вифлеема арабы-кочевники всё также ставят свои шатры, а пастухи, как и раньше, стерегут свои стада. Пещеры, в которых они держат овец, часто бывают вырублены в скалах. Именно в такой пещере две тысячи лет назад засиял свет Рождества.


Александр Ворсин
методист Паломнического Центра
при Отделе внешних церковных связей
Украинской Православной Церкви


Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)