как волшебное видение».
Жорж Санд
Кружево колоннад, балконов и окон, связанное тонким плетением каналов, перерезаемых маленькими проливами, окружающими острова с храмами и шелковыми нитями фресок, оттененных лазурным небом. Это Венеция!
Город, или правильнее сказать страна, будоражащая фантазии не одного поколения…
Люди делятся на две категории: те, кто бывал в Венеции и те, кто мечтает ее увидеть. Любая часть «Города на воде» удивляет, восхищает и располагает к размышлениям. Чем больше узнаешь о Венеции, тем больше возникает вопросов. От высоко духовных, до бытовых.
Например, как в Венецию попали мощи святителя Николая Чудотворца? Или как венецианцы ездят на работу, неужели только по воде? Представим, что мы сидим в гондоле, гондольере поет традиционную песню, с обеих сторон проплывают здания, парадные которых выходят прямо на воду. Держитесь крепче, если рядом следует «скорая помощь» или «полицейское судно» будет гнать волну на полной скорости — легко угодить в канал.
Секреты инженерии
Вперед, друзья, на этих невеликих островах
Построим город мы красивый и богатый,
Прекрасней коего не видел мир.
Мы сваи толстые вобьем в болота,
На месте топи чудо сотворим:
Дома построим, улицы проложим,
И вознесутся ввысь Дворец и Храм.
К. Гольдони «Основание Венеции»
Туристы, приезжающие в Венецию, подолгу рассматривают фундаменты зданий, пытаясь разгадать чудо инженерной мысли.
Город построен на природном «лоскутном одеяле» из более ста низко расположенных островков, находящихся в центре болотистой лагуны.
Для преодоления невероятно сложных условий местности древние венецианские зодчие изобрели уникальную технологию строительства домов. Большинство венецианских зданий по сей день находятся в нормальном состоянии, простояв, по меньшей мере, 400 лет. К началу 1500 года внешний облик города уже сложился и особенно не менялся до сегодня. Перед строительными роботами в грунт на глубину 7,5 метров вбивались сваи из сосновой древесины. Они упирались в слой уплотненной глинистой породы, выстилавшей дно лагуны. Секрет прочности в том, что сваи подгонялись друг к другу плотно, как карандаши в коробке. И не сгнивали в пропитанном водой подпочвенном слое, так как доступ кислорода затруднен для развития микробов.
В 1902 году рухнула колокольня на площади Сан-Марко. Оказалось, что сваи, простоявшие в земле 1000 лет, прекрасно сохранились. А упала она только потому, что была слишком высокой — 98, 5 метров.
фото с www.italiavero.com
Венчание с морем
«Мечта, сотканная из воды, земли и неба».
Гете
В неописуемый восторг приводит туриста праздник с поэтичным названием «Венчание с морем». Ежегодная церемония собирает огромное количество зрителей. «Мы обручаемся с тобой, о Море, в знак истинной и вечной власти», — произносят священники, бросая в воду лавровый венок и кольцо. Так венецианцы вспоминают историю возникновения города.
В 1000 году Додж Пьетроьт Орсело II закрепил владычество Венеции над Адриатикой. Сама же Венеция возникла гораздо раньше, в 421 году. Но мнения историков расходятся в датировке. Некоторые считают, что племена венетов обитало на островах еще за 1000 лет до нашей эры. Так или иначе, к XI веку после Рождества Христова о существовании Венецианской Республики знали во всем мире, ее уважали, с ней считались.
Транспорт
Единственный способ передвижения в Венеции — по воде. Здесь нет метро, но есть водный трамвай «вапаретто», водное такси, и гондолы, воспетые поэтами, художниками, и самими гондольерами.
Гондолы — роскошный вид транспорта, используемый только туристами (или венецианцами, совершающими на них прогулки в день свадьбы). Гондольеры — это не только часть символики и мифологии Венеции, но вполне серьезная профессия, которой овладевают в специальных школах. Часто искусство управления лодкой, а также знание всех водных путей города предается от отца к сыну.
Появившаяся более 1000 лет назад гондола, с ее изящным корпусом и плоским днищем, идеально приспособлена к движению по узким и мелководным каналам. В прошлом обеспечивавшая доставку товара, купленного на рынке — ныне прогулочная лодка, поездка на которой обогатит ваши Венецианские впечатления.
Но прежде чем сесть в нее, уточните официально установленные тарифы и договоритесь о цене с гондольером (примерная цена 60 евро днем и 80 – 100 вечером).
Если вам захочется во время прогулки услышать итальянскую серенаду, можно присоединиться к ежевечерней флотилии, сопровождаемой музыкантами. Гондол в Венеции около 500. Но в XVIII веке их было более 10 000 тысяч.
Судостроение
Построение гондол — сложная наука и настоящее искусство. Это под силу только искуснейшим мастерам. Для их изготовления используется девять сортов древесины: бук, вишня, вяз, лиственница, пихта, липа, красное дерево, дуб и грецкий орех. Строительство гондолы вручную занимает 3 месяца. Сейчас эти элегантные суда только черного цвета.
Но, в древние времена венецианская знать раскрашивала их в яркие цвета. Фантазия владельцев не имела границ. Это легко увидеть, рассматривая полотна именитых живописцев. А в 1562 году демонстрация роскоши была запрещена, и гондола обрела нынешний вид.
Остались лишь резные деревянные кружева и алебарда, называемая ферро. С помощью ферро гондольер определяет, пройдет ли лодка под очередным мостом, которых в Венеции много.
Чтобы понять устройство гондолы, можно заглянуть на верфь — мастерскую по их изготовлению. Сюда охотно пускают туристов. Скверо Сан-Тровазо — старейшая верфь в городе. Здесь можно увидеть, как сушится древесина, а опытные корабелы строят новые гондолы и ремонтируют старые. В воздухе пахнет лаком и морем. А в баре по соседству гондольеры отдыхают после смены. Слышно их раскатистое пение и характерный итальянский гомон. Надо отметить, что употреблять алкогольные напитки в Венеции тем, кто «за рулем» строго запрещено. Так что, можно не бояться оказаться за бортом и смело продолжать путешествие.
Жизнь венецианца проходит на воде. Можно увидеть старушку, резво управляющую старой лодкой с собачкой на корме, лающей на проплывающие мимо суда. Или судно, которое мы бы назвали «школьный автобус». Венецианок на катере или гондоле везут из роддома, на похоронных гондолах жителей города провожают в последний путь.
Ажур Большого Канала
Первое место, куда попадает путешественник — это Большой канал (Каналаццо). По важности — это как Крещатик для Киева. По всему остальному скорее картинка из детских сказок. Красота этого места лучше всего просматривается с воды. На канале несколько маршрутных линий, протяженностью по 4 километра. По обеим сторонам извилистого водного пути шедевры венецианской архитектуры — здания, которым более 500 лет. Хоть яркие фрески потускнели, и износился роскошный мрамор, но Большой канал остается, как пишут классики «самой прекрасной улицей мира»
Главная остановка на Каналаццо — площадь Сан-Марко с величественным кафедральным собором. Собор Сан-Марко — это главная достопримечательность Венеции. Здесь покоятся мощи святого апостола и евангелиста Марка. А стены и купола украшены множеством золотых фресок.
Для того, чтобы оценить великолепие внутреннего убранства собора, одного визита недостаточно. Таинственная игра света и внушительные размеры Собора ошеломляют.
Надо прийти сюда несколько раз — в разное время суток. Мозаики великолепны при полном, освещении с 11.30 до 12.30 утра. А ночью внешний фасад собора подсвечен и восхищает своим отражением в черном глянце воды.
Собор Святого Марка
История нынешнего собора восходит к IX веку. Оформление продолжалось несколько столетий, и каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое.
фото ru.wikipedia.org
Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Основная идея собора — триумф Венецианской республики. Это подчеркивает знаменитая квадрига — четверка бронзовых коней, которые еще в IV веке до нашей эры отлили мастера из греческого острова Хиос.
Для христианина собор Сан-Марко — духовная сокровищница, где собраны великие мировые святыни. Они собирались на протяжении столетий. Венецианцы считали, что чем больше реликвий хранится в городе, тем лучше он защищен Божественной силой от нападений и болезней. Привезенные святыни хранились в роскошных реликвариях.
Мощевики Собора Сан-Марка запирались на три ключа. Один хранился у губернатора, второй у прокуратора, третий у настоятеля. И чтобы открыть замок, все три человека должны были собраться вместе. Здесь хранится честная глава апостола Тита, часть мощей первомученика Стефана, Георгия Победоносца и многие другие святыни.
P.S. Несмотря на небольшие размеры, Венеция как целая вселенная, которую нельзя познать до конца. Но, только во время путешествий открываются новые миры. Продолжая путь Венецианскими каналами, проплывая под ажурными мостиками, стоит направиться на остров Бурано, где плетут известнейшее в мире венецианское кружево, и на остров Мурано, чтобы попробовать раскрыть тайну венецианских стеклодувов. По дороге перекусить аппетитной лазаньей в таверне и попросту заскочить, или точнее заплыть, в гости к местному жителю, ступить в дом прямо с лодки и послушать о житье-бытье обычной венецианской семьи.
Автор: Елена КАРЕТНИК , журнал "Путь Пилигрима"