Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 

Азербайджан: Земля апостола Варфоломея

 [Печать страницы]
У подножья Кавказского хребта, на западном побережье Каспийского моря находится Апшеронский полуостров. Благодаря крупным залежам нефти и газа на землях Апшерона издавна вспыхивали естественные факелы. Они загорались в местах выхода природного газа на поверхность. Древние племена, населявшие берега Каспия, приписывали этим очагам пламени божественное происхождение. Так среди местного населения возник культ огнепоклонников. Но уже в I веке здесь начало распространяться учение Христово…


В то время на западных прикаспийских землях располагалось государство — Кавказская Албания. Сюда и пришли со словом о Воскресшем Христе апостол Варфоломей и ученик апостола Фаддея — Елисей. Ревностная проповедь Варфоломея вызвала гнев у язычников, и его предали мученической смерти в столице государства — городе Албанополе. Однако труды первых миссионеров все же принесли щедрые плоды — с годами вера Христова стала доминирующей в Кавказской Албании. И с IV века христианство было провозглашено здесь государственной религией — на территории страны стала действовать Албанская Церковь. Но в VIII веке эти земли завоевали персы, и в стране распространился ислам.
В последующие столетия территорию восточного Кавказа не раз делили между собой соседние государства.

Преемница Атропата

Название страны — Азербайджан — происходит от имени полководца Атропата, основавшего в IV веке до Рождества Христова на землях нынешнего Ирана страну под названием Атропатен. В персидской транскрипции — «Адурбадган». В VII веке, после завоевания этой страны Арабским халифатом, название Адурбадган под влиянием арабского языка трансформировалось в Азербайджан. В позднем Средневековье так называлась территория Кавказской Албании — нынешней Восточной Турции и всего Закавказья.

Азербайджан нашей эпохи

В XІХ веке земли современного Азербайджана вошли в состав Российской империи. В этот период здесь появились православные храмы. В 1905 году в Баку была даже создана отдельная архиерейская кафедра.



— Православие пришло в Азербайджан вместе с российскими войсками, а затем и предпринимателями, — рассказал нам управляющий Бакинской епархией епископ Бакинский и Прикаспийский Александр. — Когда Азербайджанское ханство вошло в состав Российской империи, то здесь, наряду с военными, появились и чиновники, и купцы, а затем начался промышленный бум в связи с развитием нефтедобычи. И вот в это самое время многие потянулись сюда за работой: из Украины, из России, с севера, из Сибири. Здесь находилось достаточное число православного населения. Для удовлетворения их нужд стали строиться храмы. Накануне трагедии 1917 года в Баку находилось 17 православных храмов.

Октябрьская революция уничтожила почти все, чего удалось достичь Церкви за предыдущие сто лет…. Разрушен главный храм республики — Александро-Невский собор. В 1930-х прекратила свое существование и сама Бакинская епархия. В конце ХХ века в Азербайджане действовали лишь 4 православных храма.
С 1991 года Азербайджан — независимая страна. В жизни местного православного населения наступила новая эпоха. Здесь, как и в других постсоветских республиках, верующие получили свободу вероисповедания. Православные граждане республики составляют всего 2,5% местного населения, однако они имеют те же права, что и представители доминирующей мусульманской религии.
В 1998 году была восстановлена Бакинская епархия. Сегодня Православная Церковь представлена в стране семью приходами. Три из них — в столице Азербайджана — городе Баку.
Самый древний храм города — Свято-Михайловский, прозванный в народе «флотским». Его обустроили в середине ХІХ века в одном из помещений на территории бывшего караван-сарая, где останавливались купцы, приезжавшие торговать в Баку. Здание ханской гостиницы оказалось маловатым для храма Каспийской флотилии. Поэтому надстроили просторный второй этаж в форме корабельной палубы, там и совершали богослужения. В 1873 году Михайловский храм передали Сальянскому военному полку, размещавшемуся в Баку. А еще через два года это уже была обычная приходская церковь. Но историческое название «флотская» так за ней и закрепилось. В советские времена — с 1936-го по 1946 год — помещение храма использовалось как общежитие. Вернули же святыню верующим в знак признания их вклада в дело победы над фашизмом.
Интересно, что почитание икон распространено и среди местных мусульман. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы — втором по возрасту храме азербайджанской столицы — хранятся два чудотворных образа: Божьей Матери «Достойно есть» и святителя Николая Мирликийского. Нередко перед ними можно увидеть молящихся паломников из нехристиан.

– Если вы обратили внимание, на этих иконах висят своего рода пожертвования, какие-то драгоценности, — показывает нам клирик храма священник Мефодий Эфендиев. — Большая часть этих драгоценностей, приносится как раз мусульманами. Они молятся, просят о своем: у кого-то в семье кто-то болеет или какие-то неприятности — и по их молитве Господь разрешает эти проблемы.

Взаимодействие мусульманского Азербайджана с местным христианским меньшинством особенно проявилось на примере третьего бакинского храма — в честь Святых Жен-Мироносиц. Он самый молодой в Баку. Построили его в 1909 году на территории военного городка как полковой храм. Средства на строительство пожертвовал местный нефтяной магнат Гаджи Тагиев. Однако 1920-е годы внесли свои коррективы: там, где прежде возносилась молитва, разместился склад, а позже — спортивный зал.
В 1991 году это сооружение — полуразрушенное, без кровли — вернули Церкви. И уже во второй раз в истории святыни она обязана своим благолепием мусульманину — предпринимателю Айдыну Курбанову. Именно этот храм сегодня является кафедральным собором Азербайджанского архиерея.
История христианско-мусульманских отношений в Азербайджане не содержит конфликтных страниц, напротив, в ней есть множество примеров взаимной поддержки и уважения. Со времени присоединения восточного Закавказья к Российской империи коренное население всячески помогало своим новым соседям обустраиваться на новом месте.
Интересный пример из недавнего советского прошлого. В 1960-х годах в Баку сгорел Михайловский храм. И по тем «традициям», храм нужно было или разрушить, или просто закрыть. Но он возродился, и немалая заслуга в этом принадлежит коренному населению. Они приносили свои сбережения православному духовенству, жертвовали, вкладывали посильную лепту в восстановление сгоревшего храма, и на недоуменный вопрос православных священнослужителей: «Вы же мусульмане, почему вы жертвуете на православный храм?», отвечали, что горе тому городу, в котором сгорел Дом Божий. Старое поколение прихожан с благодарностью вспоминает своих соседей, пришедших в сложную минуту на помощь.

Опыт межнационального и межконфессионального единения

Основная особенность православной паствы Азербайджана — многонациональный состав. Россияне, грузины, украинцы, молдаване, белорусы… Оторванные от своей исторической Родины, а зачастую и от близких, люди находят в храме духовное утешение и частицу родной земли.
В стране, где межнациональные браки — обычное явление, дети часто сами избирают дорогу к храму. Для некоторых путь духовного поиска стал сознательным выбором на всю жизнь. Кто-то даже стал на путь священнического служения, как отец Мефодий Эфендиев, один из самых молодых священников в стране.

– Отец у меня по национальности азербайджанец, исповедует ислам, а мать – русская, православная – рассказывает батюшка. В детстве все время мы с папой провожали маму в собор Рождества Богородицы на богослужение, а сами, в ожидании, прогуливались по городу.
Я открыл для себя Православие в 18 лет, принял Святое Крещение в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. В течение двух лет был прихожанином собора, но, начиная с 2000 года моя жизнь начала потихоньку меняться в связи с тем, что иногда меня просили помочь на богослужении: то подержать кадило, то дьяконскую свечу подержать или просто потрезвонить на колокольне. Постепенно, помогая в храме, мое сердце все более и более оборачивалось к храму, к Богу, и, в конце концов, мне предложили приходить в храм, помогать в алтаре, т.е. стать алтарником.
Мама приняла этот шаг с воодушевлением, отец, как человек весьма лояльный и весьма терпимый, сказал, что решать мне, потому что жизнь – моя, и жить буду я в дальнейшем, а не он.

Опыт христианской проповеди в Азербайджане – это уникальный опыт служения в стране, где более 90% граждан исповедуют ислам. Это деятельность, которая за неполные два века никогда не вызывала сетований со стороны религиозного большинства.
Сегодня в стране, среди народа, и Рождество, и Пасха отмечаются как общенациональные праздники нашей страны. Ежегодно в эти дни народ поздравляет глава государства. Согласитесь, редкое явление для исламсой страны.
По приблизительным подсчетам, граждане Азербайджана, относящиеся к народам, традиционно исповедующим Православие, составляют около 200 000 человек. Несмотря на свою немногочисленность, местная православная община входит в число традиционных религиозных организаций страны. В сознании большинства жителей республики — это также их родная церковь. Для православного же мира Закавказье — это древняя христианская земля, где Церковь Христова существует еще с апостольских времён.


Автор: Священник Сергий Баршай, журнал "Путь Пилигрима"
фото с Интернета, Wikipedia, vkontakte

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)