После передышки группа собрана и мы начинаем пробираться сквозь торговые ряды, стараясь не потерять друг друга из виду. Когда подходим к Сионским воротам, в глазах самых внимательных паломников читаю вопрос: «Куда ты ведёшь нас, «сусанин-герой»? Обещал показать Сионскую Горницу, а сам вывел прочь из старой части Иерусалима. Что-то здесь не так…»
Упреждаю расспросы легендой о том, как в ХVI веке хан Сулейман приказал обнести Иерусалим новыми стенами. Да вот, архитекторы что-то намудрили и оставили Сион за периметром крепости. За это правитель снял с них головы и приказал погрести возле Яффских ворот. А надгробия ослушников велел сделать в виде лавок, дабы на них отдыхали прохожие…. Много в этой легенде неувязок, но мы двигаемся дальше.
Наконец, видим то самое здание, которое путеводители называют Сионской Горницей. В Иерусалиме много мест со сложной историей, но эта постройка изумляет «с первых нот». На первом этаже здесь расположена действующая синагога, а в ней – могила царя Давида! На втором – собственно Сионская Горница – место важнейших событий Нового Завета. А сверху всё это увенчано куполом и минаретом мечети.
Иудеи, христиане и мусульмане боролись за это место с переменным успехом. В ХVII веке орден францисканцев боролся с иудейской общиной за право владеть этим зданием. Договориться не удалось и оппоненты обратились к туркам, которые в тот момент владели Иерусалимом.
Османы решили всё по-своему. Они прогнали спорщиков вон, сказав, что великий Дауд (Давид) – это их пророк. И владеть могилой теперь будут они – мусульмане.
Чтобы избежать подобных споров в наше время, второй этаж не отдают ни одной конфессии.
Здесь просто музей. Колонны в романском стиле, поставленные ещё крестоносцами, михраб (элемент убранства мечети), да бронзовое «Дерево жизни», подаренное Папой Иоанном Павлом II – всё это убранство эклектично и сумбурно. Каждый элемент тянет внимание на себя, словно персонаж крыловской басни. В тридцатый раз пытаюсь выстроить рассказ, но у меня опять получается только историческая справка.
Бросаю эту затею и увлекаю группу на крышу здания, залитую солнцем. И вот здесь, под глубоким иерусалимским небом, рассказ как будто льётся сам.
Мы вспоминаем о том, как в Сионской Горнице обычное омовение ног стало уроком смирения.
Здесь же мы с наслаждением повторяем слова «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…». А потом представляем, как испугались ученики, увидевшие неясный силуэт воскресшего Христа, прошедшего сквозь затворённые двери. Чуть позже мы слышим торжественную речь Петра, в которой он призывает избрать двенадцатого апостола вместо предателя-Иуды.
И наконец, на этой же кровле, мы будто слышим шум от языков пламени, которые спустились с неба и почили на учениках Христовых.
Последнее событие тогда заметили все.
Иерусалим был полон паломниками, пришедшими на праздник Шавуот. Дееписатель Лука не случайно перечисляет множество стран Азии, Африки и Европы, из которых прибыли иудеи. Они говорили на разных языках, но апостолов тогда поняли все.
Иерусалим в ту секунду стал антиподом Вавилона. Во время безумного строительства башни люди перестали понимать друг друга, а теперь им вернули великий дар языков.
Не всем, а только горстке из двенадцати человек.
Это событие похоже на бросок камня в воду. Но круги в тысячи раз мощнее и дольше. Как горстке галилеян, не имевшим ни интернет-аккаунтов, ни даже громкоговорителей, удалось своей проповедью так изменить мир?
Вдумайтесь – треть (ТРЕТЬ!) жителей планеты сегодня считает Христа своим Господом. Как такое возможно? Мои вопросы повисают в воздухе. Я и сам не способен на них ответить….
Замечаю, что некоторые из моих паломников во время рассказа тихо сползли по стеночке и уже мирно дремлют на тёплых камнях. Понимаю, что чаша сегодняшнего дня переполнена.
Внезапно кто-то вспоминает песню про «Золотой город», которая обрела большую известность благодаря исполнению ее Борисом Гребенщиковым и его группой «Аквариум». А ведь Иерусалим на закате действительно сияет золотом! Спускаемся с крыши Сионской Горницы, садимся в автобус и едем в отель, предвкушая завтрашний день…
Александр Ворсин