Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
Vodafon +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
Lifecell +380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Монастырь Св. Герасима

 [Печать страницы]
Одним из самых древних и строгих монастырей в Иудейской пустыне является основанный в 455 г. монастырь Святого Герасима Иорданского. Расположен монастырь в нескольких километрах от реки Иордан и от древнейшего города Иерихон.



( На фото монастырь Св. Герасима. 20-30-е гг. ХХ века.
Снимок из коллекции Э.Матсона.)


 
Наиболее подробное описания жития монастыря мы можем встретить в книге Сергея Баландина «Пятое Евангелие»
 
В жизнеописаниях великих монахов и святых Кирилла Скифопольского, составленных примерно в 559 году, содержится наиболее полная информация о жизни в монастырях, дошедшая до нас с тех времен. Так там описывается житие и подвиги иноков лавры преподобного Герасима: “Вступившие в монашество жили (сначала) в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие; а те, которые приучили себя к частым и продолжительным трудам и достигли некоторых степеней совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях. Отшельники так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего, кроме одежды, не имели даже другой одежды. Постель их была не что иное, как рогожа. В келье находился еще сосудец с водою, которая служила и для питья и для смачивания пальмовых прутьев. Когда они выходили из кельи, то не затворяли ее, чтобы, кто пожелает, может войти в келью и взять, что нужно из маловажных вещей, там находившихся: так они мало привязаны были к мирским вещам. Не дозволялось никому в келье разводить огонь и вкушать вареное. Когда некоторые из пустынников пришли однажды к преподобному Герасиму просить позволения разводить в кельях огонь, греть воду, есть вареное и читать при светильнике, то великий старец сказал им в ответ: “если вы хотите так жить, то вам гораздо выгоднее быть в монастыре. Но в продолжение всей жизни моей никак не позволю, чтобы это было у пустынников”. Жители Иерихона, услышав, что жизнь старцев у аввы Герасима так строга и безотрадна, поставили себе за правило в субботу и воскресный день приходить к ним и приносить им какое-либо утешение. Многие из подвижников, узнав, что жители Иерихона приходят к ним с таким намерением, бегали и уклонялись от них.
 
В 1185 году монастырь посетил греческий паломник Иоанн Фока, который в своем описании рассказывает такую историю: “В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь Святого Герасима, – в нем почти ничего не видно, кроме незначительных остатков храма, двух пещер и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу."
 
 
Современные здания монастыря были построены в конце XIX века при содействии Русской Духовной Миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI век) и на руинах церкви XII века монастыря Каламон.
 
Внешне монастырь св. Герасима похож на крепость-замок, укрепленный контрфорсами. К монастырским зданиям примыкает просторный двор, в котором спокойно и уютно среди растительности. С дороги монастырь выглядит как оазис среди пустыни.



(Вид на монастырь. Фото начало 90-х гг. ХХв. Из книги "Археология - линия горизонта". Взято из интернета)


На территории монастыря неоднократно встречаем изображение льва - героя притчи о Герасиме Иорданском.

Слева от главного входа в монастырь расположена старинная часовня, находящаяся в пещере, в которой по преданию останавливалось святое семейство. В часовне сохранились фрагменты старинных росписей. Трудно представить, что находишься внутри пещеры – стены и потолок отштукатурены, сглажены и выкрашены, как в обычных наземных храмах. Справа от входа находится престол св. Герасима. Над ним находится престол в честь святого Евфимия. В часовне также находится престол св.Зосимы и Марии Египетской.
На втором этаже находится еще один храм.  Купол и убранство, включая иконы, относятся к концу XIX века.
 
От византийского храма сохранилась древняя мозаика, находится она слева от входа. А в центральной части зала привлекает внимание удивительная мозаика с изображением трехмерных фигур.
 
К середине ХХ века монастырь пришёл в запустение. Его возрождение началось лишь в 70-е годы с приходом в эти земли монаха Хрисостомоса. Под его руководством монастырь ожил, в обитель стали приезжать паломники.

 
 
Св. Герасим был родом из Каппадокии. На путь монашеского служения Богу он встал, будучи еще юношей. Он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, а затем пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. 
Хорошо известен замечательный эпизод из жития св. Герасима. Однажды подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле старца и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г. По преданию, св. Герасим был похоронен около монастыря, но точное место его захоронения неизвестно.
 
Православная церковь чтит память святого Герасима Иорданского 4 марта (17 марта по новому стилю).



 
Жизнеописание св. Герасима очень подробно изложено в художественном рассказе Лескова Н.В. "Лев старца Герасима"

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)