Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
 

Иерусалим. Сионская горница. Гробница царя Давида

 [Печать страницы]
Сионская горница - место Тайной Вечери


Горница Тайной Вечери, или Сионская Горница, находилась на горе Сион, которая входила в стены Иерусалима. Туда поднимались по большой лестнице, мимо купальни Силоама, через ворота Источника. На Сионе находился и дом первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Мф.26:3,4). Жилой квартал на Сионе  был богатым кварталом. Он считался избранным, ведь еще царь Давид превознес это место, на нем основал крепость свою, и первое святилище было им устроено именно там.
В один из домов на Сионе, чей хозяин остался неизвестным, послал Иисус апостолов Петра и Иоанна для устроения там пасхальной вечери. В двухэтажном здании, на верхнем этаже была отведена им большая, устланная горница.



«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)

 Здесь состоялась последняя трапеза Христа с учениками - Тайная вечеря, тут установлено таинство Евхаристии (Лк. 22:14-20). Здесь Христос умыл ноги апостолам и беседовал с ними в последний раз. Отсюда ушел Иуда во тьму ночи, чтобы совершить задуманное предательство. В этом месте  оплакивали апостолы смерть Учителя. Сюда Он явился им после Своего Воскресения (Ин. 20:19-23, 26-28). Здесь вместо предателя Иуды в число двенадцати апостолов был избран апостол Матфий (Деян. 1:26). В горнице апостолы пребывали в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), и здесь же, вероятно, состоялось избрание семи диаконов.

Здесь апостолы совершали Божественную литургию, выполняя заповедь Господа. С самых первых лет бытия Церкви Христовой в этой верхней горнице действовал храм Иерусалимской христианской общины.


На этом месте еще св. равноапостольной Еленой в IV в. была построена маленькая церковь. Восемьдесят  колонн, по словам очевидцев, поддерживали деревянный потолок на арках, с потолка свешивался терновый венец Спасителя. Но двухэтажная "горница Сионская" не входила в здание базилики, а сохранялась, как была, по правую сторону, примыкая к ней. В ней продолжал существовать древний алтарь. Разрушенная в 614 г. персами, базилика еще несколько раз восстанавливалась, при ней существовал монастырь "Сионитов". Ныне существующее здание, носящее название Сионской Горницы, построено крестоносцами в XII веке.
Однако в начале XIII в. базилика была разрушена мусульманами и более не возобновилась. Примечательно, что сохранилось в целости только двухэтажное здание "горницы". Она была восстановлена королем Сицилии Робертом Анжуйским в XIV в. Он за большие деньги выкупил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и передал в дар францисканским монахам. До XVI в. Сионская Горница находилась во владении католического ордена св. Франциска. Однако позднее она была превращена в мечеть. Это связано с иудейским преданием, гласящим, что под зданием "горницы" находится гроб царя Давида и других израильских царей. За несколько столетий иудеям все-таки удалось убедить в этом мусульман, которые также почитают пророка Давида. В XVI в. халиф Сулейман изгнал христиан с Сиона, превратив здание храма в мечеть. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб, сохраняющийся и поныне.

В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя часовня. На нижнем этаже «Гробница царя Давида». Ближайшая от входа часть послужила горницей Тайной вечери, в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа. На нижнем этаже произошло явления Спасителя по Воскресении. Помещения эти свободно сообщались друг с другом.  Во времена существования мечети внизу под горницей Сошествия Святого Духа мусульмане поставили каменный саркофаг, над гробом Давида, и воспретили вход иноверным на весь Нижний этаж. Верхние комнаты были разделены глухой стеной.
Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Святого Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем: мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев. Здесь была устроена синагога.

      Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Сейчас горница доступна и свободна для посещения паломниками.



Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)