Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
Vodafon +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
Lifecell +380734755544
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Киево-Печерская Лавра. Заметки экскурсовода

 [Печать страницы]
Киево-Печерская Лавра
Заметки экскурсовода

Лавра лежит на пересечении всех столичных экскурсионных маршрутов. Переступив её порог,  трудно сразу отрешиться от ритмов большого города. И всё же, давайте пройдём по её улочкам, взглянем с крутизны берега на днепровскую гладь и опустимся в таинственный лабиринт лаврских пещер… 

Как добраться

Говорят, что язык до Киева доведёт, но если уж вы добрались до столицы Украины, то найти в ней Киево-Печерскую Лавру не составит труда. Один из районов города получил своё имя от этой обители. Его так и называют – Печерский. Вот только улица, на которой находится монастырь, за последние годы сменила несколько имён. Во времена советской власти она носила название в честь Январского восстания, в 2007 году её посвятили гетману Ивану Мазепе и совсем недавно вернули дореволюционное название – она стала Лаврской. На эту улицу выходят сразу двое лаврских ворот. Чтобы правильно выбрать, через какие из них войти, следует знать, что через главный вход – Святые врата – вы попадёте на территорию музея (что связано с приобретением билетов). Если Вы намерены посетить пещеры, расположенные на территории действующего монастыря – доберитесь до самого окончания Лаврской улицы.

Город в городе

По Лавре можно ходить целый день и при этом не пройти одной дорогой дважды. Здесь одних только храмов больше двадцати, а площадь монастыря около 30 гектаров. В лучшие времена количество монахов, которые населяли обитель, достигала 1200 человек. Недаром ведь слово «лавра» в переводе с греческого (по одной из версий) означает «город».
Монастырь, стоящий посреди мегаполиса, не в состоянии полностью отгородиться от городской суеты. Не помогают в этом и монастырские стены, похожие на крепостные. Трудно представить, что когда-то этот крутой днепровский берег был совершенно безлюдным. Именно за это выбрал его первый из лаврских монахов.

Начало

Его звали Антоний. Родился он возле Чернигова. В поисках духовной жизни ушёл на Афон. Наверное, так и остался бы он на Святой горе и пополнил собой ряды неведомых афонских подвижников. Но Господь судил иначе – Антоний стал отцом русского монашества. По благословению духовника он вернулся на Русь. Антоний обошёл все киевские монастыри, но ни в одном из них не остался. Не потому что они были плохими, просто их уклад мало походил на то, к чему привык Антоний. Он жаждал молитвенного уединения, которое могла дать только первозданная природа. Подвижник поселился далеко за пределами Киева. Скоро у входа в его пещеру стали появляться люди. Кто-то приходил за советом, другие с просьбой о молитве, а некоторые для того, чтобы остаться с Антонием навсегда.

Диалоги на монастырской улице

Скажите, а эти пещеры до самого Чернигова идут?
А купола из цельного золота или только позолоченные?
А где помолиться, чтобы не болеть?
А где встать, чтобы Бог меня лучше услышал?
А как…, а почему…, а зачем…?
Достаточно человеку в подряснике (монаху или семинаристу) встать на лаврском перекрёстке, как он невольно становится справочником. Вопросы наивные и каверзные, смешные и мудрёные, а некоторые выдают безысходное человеческое горе. Наверное, их совокупность говорит о том, чем живёт сегодня наш народ. Интересно, а какие вопросы звучали на этих улицах лет сто назад? Несомненно одно – лучше задать не очень умный вопрос здесь, нежели самому быть безответным потом, через много лет – там, где сам вопрошать не сможешь, где спрашивать будут уже с тебя…

Не та Лавра, что над землёй, а та, что под нею


Воздух в пещерах имеет особый запах. Здесь пахнет тёплым воском, ладаном, миром, старым деревом кипарисовых гробниц и чем-то ещё, что не опишешь, но такого запаха нет больше нигде.
Шаг, вздох, молитва, поклон, - медленно движется по лабиринту вереница паломников.
У Нестора Летописца замер семинарист с молитвословом. Подолгу тут останавливаются студенты и преподаватели – те, кто просят вразумления у первого русского историка.       
Возле Дамиана Целебника на полу сидит женщина, приложив голову к гробнице. О себе так не плачут – наверное, молится о детях.
Гурьбой ввалились воспитанники воскресной школы. После шиканья послушника присмирели. Истово крестятся и, толкаясь, прикладываются к мощам. Кто-то попадает поцелуем в ноги, кто-то в лицо преподобному – сейчас это неважно – главное что пришли.
У Ильи Муромца в недоумении оглядывается симпатичная девица. У кого бы спросить: неужели это тот самый богатырь? На губах следы помады, неумело повязанный платок на голове. Ей здесь непривычно, но уходить не хочет – мнётся и наконец, смущённо выдавливает вопрос: где помолиться, чтобы хорошо замуж выйти? Тебе направо по коридору – там святая дева Иулиания.  
 
Для любопытных

В 1988 году в лаврских пещерах работала Межведомственная комиссия Минздрава Украины. Из множества исследований упомяну об одном. Его затеяли, чтобы ответить на вопрос – нельзя ли целуя мощи, заразиться от того больного, который приложился к мощам раньше тебя?
В лабораторных сосудах в пещеры привезли пробы болезнетворных бактерий. Расставили по лабиринту, некоторые колбы водрузили на гробницы. Через пять минут «облучения» пробы собрали и увезли для исследований. Как оказалось, бактерии, побывавшие на мощах, или погибли совсем, или уже не представляли опасности для человека.
«Тела монахов являются неизвестным для науки источником энергии», - таким заключением закончился эксперимент. Вот только в церковной традиции этот источник давно известен. Оттого и тела святых называют мощами (мощь – могущество – сила – благодать).

Эхо афонской традиции

В древних монастырях тела усопших погребали в вырубленных в скале нишах, замуровывая камнем. Через годы нишу вскрывали, найденные косточки складывали поленницей, черепа располагали на полках, а гробница принимала новое тело. Вид такого кладбища отрезвляет. «Мы были такими как вы – вы будете такими как мы», - написано над костницей одного из афонских монастырей.
Такую традицию погребения преподобный Антоний привёз в Лавру, только здесь она не прижилась. Но именно благодаря ей некоторые тела обрели нетленными. Другие тела, хотя и распались на части, продолжают удивлять чудесами.
В Дальних пещерах хранятся мироточивые главы святых. Всего их двадцать семь. Лежат они в специальных чашах, чтобы миро не растекалось. Жидкость, похожая на ароматное масло, по временам выделяется из мёртвых косточек. Парадокс, но в этой жидкости есть жизнь. Миро состоит из белковых соединений, не известных науке. Помазание миром многих спасло от болезней, перед которыми бессильна официальная наука.

Время чудес

Рассказ о Киево-Печерской Лавре – это рассказ о чудесах.
Господь указал преподобному Антонию в видении место строительства Великой Печерской Церкви. Это чудо, но ведь и в раю Адам общался с Богом лицом к лицу.
Преподобный Ипатий Печерский прикосновением рук исцелял людей, но от рождения они были наделены здоровьем.
По велению преподобного Феодора Печерского бесы, вредившие до этого монастырю, перетаскали кучу брёвен для постройки монашеских келий, - трудно придумать более невероятный случай. Но ведь когда-то Господь наделил человека царским величием и приказал, чтобы ангелы служили ему.
Мы воспринимаем чудеса как нарушение естественного хода вещей. На самом деле, чудо – это восстановление утраченной гармонии. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда. Через него Господь возвращает Своё творение к норме бытия.

Александр Ворсин
методист Паломнического Центра
 при Отделе внешних церковных связей
Украинской Православной Церкви  








0 1 2 3 4 5 6 7 8

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)