Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
 

Монастыри Грузинской Православной Церкви

 [Печать страницы]
Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.

Ахали Шуамта


Время основания: XVI век.
Местонахождение: недалеко от г. Телави.
Современное состояние: действующий женский монастырь.
История: По преданию был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама Тина.

Атенский Сиони

Время основания: VII век.
Местонахождение: в селе Атени, в 12 км к югу от г. Гори.
Современное состояние: действующий монастырь.
История: Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

Бетания

Время основания: XI век.
Местонахождение: в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло.
Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.
Святыни: мощи неизвестных мучеников.
История: Обитель названа в честь селения Вифания, где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря. Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным, после чего в нём поселился иеромонах Спиридон, восстановивший Бетанию. В советское время это была единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий (Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём, открывшимся в советское время.

Бодбе

Время основания: IV век.
Местонахождение: в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели
Современное состояние: действующий женский монастырь.
Святыни: Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины.
История: в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.

Вардзиа

Время основания: XII век.
Местонахождение: около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.

Вачнадзиани

Время основания: XV-XVI века.
Местонахождение: в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани.
Современное состояние: не действует.

Гелати

Время основания: XII век.
Местонахождение: в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.
Современное состояние: действующий монастырь.
Святыни: мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
История: Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.

Гурджиани

Время основания: VIII век.
Местонахождение: в двух км от села Гурджаани, район Кахетии.
Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Святыни: святой источник.
История: Основана обитель в VIII веке. В советское время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт возрождение обители.

Гурия

Время основания: VI век.
Местонахождение: Чохатури, Аджария.
Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
История: это древнейшая обитель края Гурии. В прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при ней была богатая библиотека, действовала школа. В советское время обитель была закрыта, один из насельников принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение пустыни началось в 2001 г.

монастырский комплекс Давидо-Гареджи


Время основания: VI век.
Местонахождение: на границе Грузии и Азербайджана, в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые Давид и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов - тогда пострадали шестьсот (по другим данным - шесть тысяч) преподобномучеников Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.

Джвари (монастырь Святого Креста)

Время основания: VI век.
Местонахождение: у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета.
Современное состояние: дейстующий мужской монастырь.
История: Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом.

Зедазени


Время основания: VI век.
Местонахождение: на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета.
Святыни: мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
История: обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах - о. Евфимий.

Икалто

Время основания: VI век.
Местонахождение: рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави.
Святыни: мощи прп. Зенона Икалтийского.
История: Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.

Кахтувни

Время основания: VIII-IX века.
Местонахождение: на левом берегу реки Кахтувни, Картли.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса - братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь.

Кватахеви

Время основания: ХII век.
Местонахождение: вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси.
Современное состояние: не действует.
История: Основан в ХII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.

Кинцвиси


Время основания: XII век.
Местонахождение: ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века.

Козифа

Время основания: VII век.
Местонахождение: ущелье Дзами, недалеко от г. Гори.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году.

Мартвили

Время основания: VI-VII века.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г.

Моцамета

Время основания: X век.
Местонахождение: недалеко от г. Кутаиси
Современное состояние: не действует.
История: Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.

Некреси

Время основания: IV век.
Местонахождение: за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии.
Современное состояние: недействующий монастырь.
История: сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии.

Питарети

Время основания: XIII век.
Местонахождение: в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.
Современное состояние: не действует.
История: построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г.

Преображенский монастырь г. Тбилиси

Время основания: XVIII век.
Местонахождение: г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий женский монастырь.
История: В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 - священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.

Ркони

Время основания: VII век.
Современное состояние: не действует.
История: Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков.

Самтавро


Время основания: XI век.
Местонахождение: г. Мцхета.
Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Преображения Господня.
Святыни: мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского.
История: первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

Сапара

Время основания: XIII век.
Местонахождение: в горах недалеко от Месхетии.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: основан святым Саввой в XIII веке.

Тимотес Убани

Время основания: XIII век.
Местонахождение: неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.

Шио-Мгвимский монастырь


Время основания: VI век.
Местонахождение: на северном берегу р. Кура, примерно в 30 км от г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
Святыни: Мощи прп. Шио Мгвимского. В этой обители также почивают перенесённые сюда мощи шестисот преподобномучеников Давидо-Гареджийских.
История: основан преподобным Шио (Симеоном) Мгвимским, одним из тринадцати святых просветителей, пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Быстро стал крупнейшим грузинским монастырём. Старая церковь сохранилась с VI века, позднее были построены другие здания. Сохранившиеся фрески относятся к XVI веку. Монастырь был разорён при вторжении войск шаха Аббаса в 1616 г., шестьдесят лет спустя восстановлен, но в 1720 г. снова опустошён теперь уже турками. Впоследствии монастырь был снова возрождён, в советское время, как и другие, закрыт, а в настоящее время имеет новых насельников.


Составил диакон Георгий Максимов
Источник http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41652.htm

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)