Возможно, вы слышали, что Кирилл и Мефодий считаются святыми и у итальянцев, и у нас, ведь все мы-христиане.
А знаете ли вы, что Кирилл похоронен именно здесь, в Риме, в церкви Св. Климента, и образ святого Кирилла увековечен на одной из её мозаик?
Начнем все по порядку:
Церковь Сан-Клименте-одна из самых красивых средневековых церквей Рима. Она выглядит прекрасно сохранившейся базиликой IV века, совершенной в каждой мелочи. Вы делаете шаг с Виа ди Сан Джованни, что неподалеку от Колизея, и оказываетесь в атриуме под открытым небом с фонтаном в центре;перед вами изысканная церковь из белого и цветного мрамора с мозаичным полукуполом. Кажется, что это старый собор Святого Петра в миниатюре, он действительно очень похож на древние базилики IV века.
При входе сразу бросается в глаза одна из самых изысканных мозаик в Риме. Христианский вариант миниатюрных «гротесков», птиц и животных-не просто живые существа, а символы. Центральная деталь-огромный Крест, протянувшийся от земли до неба. Там, где он касается земли, все цветет, зеленеет и разливаются реки, несущие жизнь. У основания креста щиплет траву олененок, символизирующий принявших Крещение. Два взрослых оленя пьют из реки, которая берет начало у подножия Креста- «подобно тому, как олень стремится к источнику, так и наши души стремятся к тебе, Господи».
Первая церковь Сан-Клименте, которая, как известно, существовала еще в 350 году, пострадала во время разграбления Рима норманнами в 1084 году. Когда норманны ушли, Сан-Клименте представляла собой груду пепла, но строители возродили из руин колонны нефа и все, что могли спасти. Церковь была воссоздана из развалин с такой точностью, что ее принимали за строение не XI, а IV века.
В 1645 году церковь Сан-Клименте была передана Иннокентием X ордену доминиканцев, а в 1667-м в вечное владение ирландским доминиканцам. Она построена на земле родового поместья Климента, который, как считают многие летописцы, третьим взошел на престол Святого Петра. Именно он мог быть тем самым помощником, которого упоминает апостол Павел в«Послании к Филиппинцам», и некоторые полагают, что святой Климент даже является автором«Посланий к Коринфянам».
В 1857 году отец Джозеф Малхули, впоследствии ректор ирландского доминиканского колледжа, убедился, что существующая церковь-не та, которая упоминалась ранними летописцами. Прорыв несколько пробных туннелей, он обнаружил, что его умозаключение верно и что церковь построена на множестве обожженных булыжников, заложенных в стены более раннего здания.
Дорогостоящая и трудная задача-найти булыжник и опоры, заняла полвека. Пий IX щедро финансировал раскопки, кроме того, изо всех частей света приходили взносы. Отец Малхули в конце концов увидел церковь IV века со стенами, покрытыми фресками, многие из которых носили следы норманнского разграбления 1084 года. Даже сама по себе проблема-как распорядиться сотнями тонн земли и булыжника-оказалась не из легких. Симпатичный маленький садик церкви Сан-Клименте, выходящий на Колизей, поднялся на несколько футов, и теперешние яблони, овощи и цветы преспокойно растут на развалинах, оставшихся после разграбления Рима норманнами.
В подземной церкви имеется электрическое освещение, и там холоднее, чем в катакомбах. Там слышно журчанье воды многочисленных источников, текущих с Эсквилинского холма, и по мере того, как спускаешся, этот звук становится все громче. Темные глаза византийских святых смотрят сквозь пелену сырости и здесь на стенах в окружении древних колонн можно увидеть прекрасно сохранившиеся фрески IX и XI веков.
Одну из представленных здесь фресок, многие ученые относят даже к VI веку. Здесь же и находится могила святого Кирилла, окруженная мемориальными досками со словами благодарности от русского, украинского, сербского, хорватского, македонского, болгарского и греческого народов.
На самом нижнем раскопанном уровне, можно увидеть удивительное зрелище:сводчатый храм Митры с алтарем в центре, на котором скульптурный Митра убивает быка. По обе стороны-каменные сидения, которые занимали посвященные, а в соседней комнате обучали новичков.
Культ этого бога был очень распространен и являлся главным соперником христианства. Многие традиции из митраизма перешли в христианство:
Митра родился 25 декабря, для него все верующие представлялись равноправными, а после смерти он им обещал блаженную жизнь, кроме того существовал обряд предложения хлеба и чаши с водой молящимся. Удивительно, что на протяжении почти 100 лет этот храм и христианская церковь сосуществовали рядом.
Но и это еще не все!
Дальше, отделенное от языческого храма лишь коридором, помещение, которое считают оставшимся от дома святого Климента и относят к I веку. Это был большой и древний дворец, чья кладка принадлежит скорее периоду республиканского, чем имперского Рима. Это одно из зданий, без сомнения, знакомых святому Петру и святому Павлу.