Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

СВЯТЫНИ ГЕРМАНСКОГО ЛИМБУРГА

 [Печать страницы]



Автор: АНАТОЛИЙ ХОЛОДЮК.

  В статье рассказывается о знаменитой византийской святыне – "Лимбургской ставротеке" и ее Святом Кресте, посохе апостола Петра и других уникальных реликвиях, хранящихся в Святилище Домского собора и Епархиальном музее Лимбурга. Некоторые изложенные в этом материале сведения ранее не публиковались в российской печати.
Вот уже более полувека в небольшой город Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен) самый большой наплыв паломников из двух основных христианских церквей в Германии приходится исключительно на середину сентября. В это время здесь проходит традиционная Неделя Креста, в центре которой находится почитание главной реликвии города – Креста Господня. Основные мероприятия происходят в основанном в 1235 году Кафедральном cоборе святого Георга, называемого местными жителями Домским собором, во всех городских церквах и на открытых площадках города.


Главная же святыня – "Лимбургская ставротека" с вложенным в нее византийским Святым Крестом (X в.) и другие ценные реликвии неразделенной Церкви хранятся в богатейшем собрании Святилища Домского собора и Епархиального музея, расположеннного совсем неподалеку от Соборной площади. Первоначально этот основанный в 1905 году музей ставил своей главной задачей рассказать с помощью церковных документов и экспонатов об истории создания в 1827 году католического епископства (диоцеза) в Лимбурге. В 2011 году музей значительно расширил свою экспозицию и теперь в шести его залах демонстрируются произведения сакрального искусства из двенадцати столетий, среди них – и бесценные реликвии из Константинополя и Трира.

Византийская ставротека

Небольшое подвальное помещение квадратной формы "Камера реликвий", где тщательно охраняются ставротека и другие реликвии Сокровищницы, своею единственной стальною и массивною дверью с электронными замками чем-то напоминает затемненную часовню-сейф. По ее периметру изготовлены из камня длинные сидения, предназначенные, вероятно, для небольших групп верующих, участвующих здесь в редко проводимых богослужениях. В стилизованной алтарной части этой оригинальной часовни находится большой напрестольный крест с реликвиями. Главная же святыня находится в самом центре – за витринным стеклом специальной тумбы. Ставротека в открытом виде с ее выдвижной крышкой находится в вертикальном положении, поэтому паломники и посетители музея могут обозревать их со всех сторон.


По мнению экспертов, эта заключенная в выставочную витрину ставротека – и есть тот бесценный императорский реликварий из Константинополя, содержащий самые знаменитые в христианском мире части Древа Честного Креста. По месту своего нынешнего хранения византийская святыня получила название "Лимбургская ставротека".
В древние времена в Царьграде эту святыню на праздник Воздвижения Креста Господня выносили для поклонения верующим из императорской сокровищницы патриаршего православного собора во имя святой Софии – Премудрости Божией, (иначе – святой Софии Константинопольской, Айя-Софии). За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне посреди храма, воздвигал Святой Крест, составленный из частей Животворящего Древа и вложенный в ставротеку. По данным германского учёного Маттиаса Клофта, эту ставротеку, называемую в народе еще и реликварием, изготовили между 945 – 959 гг. на пожертвования византийских императоров церковно-ювелирные мастера Константинополя. Первоначально она принадлежала императору Константину VII (905 – 959), а позже перешла к его сыну – императору Роману II (938 –963). Владельцем уникальной святыни был и император Василий II Болгаробойца (958 – 1025) – cын императора Романа. Ученые обнаружили на поверхности ставротеки надпись, где упоминается незаконный сын императора Романа I Лакапина ( ок. 870 – 948) Василий Лакапин (2, c. 6), имевший почетный титул проедра и оскопленный по приказу отца в раннем детстве, чтобы он не мог претендовать на императорский титул.
Между 968 и 975 годами византийские мастера основательно подновили ставротеку, увеличили ее размеры по ширине и дополнительно украсили драгоценными камнями и перегородчатой эмалью ( 2, с. 6), что было сделано, вероятно, по инициативе Василия Лпкапина. Приблизительно в это же время на поверхности ставротеки появились специальные ковчежцы-контейнеры, куда поместили 10 ценных реликвий, речь о которых пойдет ниже.


Общеизвестно, что "Лимбургская ставротека" была принесена на немецкую землю из Константинополя после завершения Четвертого крестового похода 1202–1204 гг. рыцарем Генрихом Ульменским (ок. 1175–1234). По преданию, этот крестоносец происходил из горной области Айфель, расположенной на западе немецких земель и ограниченной рекой Мозель с юга и Рейном на востоке. Для Генриха Ульменского крестовый поход в превратился из "пути ко Гробу Господню" в разграбление латинянами Константинополя 13 апреля 1204 года. Письменные рассказы участников предыдущих крестовых походов об "изобилии богатств всякого рода, золота, серебра, разнообразных тканей и священных реликвий" Константинополя разжигали воображение и страсть к наживе, чем отличались воины крестоносных армий, среди них был и рыцарь Генрих Ульменский. Подробная информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах в руках у рыцаря из гор Айфеля оказалась ставротека, истории доподлинно неизвестны.
По возвращении крестоносцев из Константинополя византийская святыня находилась во владении Генриха Ульменского, проживавшего с семьей в Ульменском замке, от которого остались только развалины. Ныне в городе Ульмен, расположенном в федеральной земле Рейнлад-Пфальц, имеется улица, увекочившая своим названием имя известного в округе и Германии рыцаря-крестоносца.


В 1207 или 1208 году ставротека появилась в епископстве Трира, в августинском женском аббатстве Штубен (1137-1802), располагавшемся на реке Мозель, недалеко от современного населенного пункта Брем. Крестоносец из Ульмена передал великую святыню в дар монастырю Штубен, где находилась и его родная сестра. Сохранились сведения, что в дарственном документе Генриха Ульменского, датированном 1208 годом, имеются несколько витиеватых строк о том, что "вечером накануне праздника в честь св. Лаврентия", даритель признается, что воистину счастлив лишь тот, кто "владеет земными сокровищами и кто надеется посредством их обрести сокровища вечные". Далее Генрих Ульменский пишет, что византийская реликвия является тем единственным сокровищем, которое "дороже его сердцу всех земных владений", но, несмотря на это, он преподносит сокровище в дар женской обители "на благо и во спасение души своей и души его супруги Имгардис (Ирмгарды)".

В 1275 году специально для хранения византийской ставротеки в монастыре Штубен, справа от его главного алтаря, строители воздвигли специальную Крестовую часовню, чьи сохранившиеся до сих пор руины показывают паломникам и туристам.

Руины бывшей Крестовой часовни в монастыре Штубен, где хранилась византийская реликвия

Более пяти столетий ставротека находилась в августинском аббатстве, куда на поклон святыне приходили многочисленные пилигримы из соседних земель. Во времена секуляризации монастырь в 1802 (или 1803) году был упразднен и закрыт. По некоторым данным, святыня временно была передана на хранение во вновь построенную неприступную крепость Эренбрайтштайн, расположенную на высоком берегу Рейна, напротив знаменитого Немецкого угла. Затем византийская cвятыня перешла во владение представителей графского рода Нассау-Вайльбург (позже – герцогство в составе Священной Римской империи, существовавшее самостоятельно до 1866 года). Не позднее 1835 года ставротека вместе с посохом апостола Петра и другими реликвиями в качестве дара была передана герцогoм Вильгельмом I основанному в 1827 году епископству Лимбург, где она и хранится по сегодняшний день. В 1954 году ставротеку отреставривал известный в Мюнхене ювелир Иоганн Михаэль Вильм (1885 -1963). Через пять лет католический епископ Вильхельм Кемпф (1906 -1982) учредил в епархии празднование христианами Святого Креста, которое проходит и по сей день в Лимбурге.
Выставленная в музее "Лимбургская ставротека" весом 11 кг имеет следующие размеры: длина – 48 см, ширина -35 см и высота – 6 см. По данным ученых, деревянной ее основой является сикомор ( 2, с. 4) или так называемая "библейская смоковница". Это дерево из семейства тутовых неоднократно упоминается в Cвященном Писании (Амос.7:14; Ис.9:10). В синодальном переводе Библии сикомор заменен на смоковницу (Лк.19:4) – дерево, на котором сидел Закхей, высматривая на дороге Иисуса Христа. Согласно одной коптской легенде, под сикомором укрылось Святое семейство во время бегства в Египет.
Выдвижная крышка c застежкой внизу имеет несколько декоративных розеток в виде лепестков распустившегося цветка, богато украшенных природными драгоценными камнями: изумрудами сапфирами, гранатами и жемчужинами. Центральная часть крышки украшена 9-ю эмалевыми изображениями святых и имеет перегородки с узорами. Обратная сторона крышки представляет собою защитную мягкую поверхность из белой замши, предохраняющей Святой Крест от повреждений.

В центре самой ставротеки, в специальном крестообразном углублении, выдолбленном в крепкой древесине сикомора и обитом позолоченным серебром, находится главная реликвия – шестиконечный Святой Крест. Его поверность покрыта 7-ю соединенными между собой тонкими, миллиметровой толщины фрагментами-щепочками Животворящего Честного Древа Господня. Эти святые частицы Древа мастерски вмонтированы и укреплены на деревянной основе креста, cоставленного также из сикомора и обрамленного в золотую оправу с драгоценными камнями.



Фото Святого Креста



На обратной стороне золотого корпуса Святого Креста записаны красивой вязью имена императоров Константина VII и Романа II, что и дало повод немецким ученым датировать его изготовление между 945-959 гг. – времени соправления отца и сына. Слева и справа от Креста находятся эмалевые изображения иерархии небесных чинов. Ученые, исследовавшие поверхность ставротеки, обнаружили на ней надпись следующего содержания: "Как прежде Христос, сокрушив Крестом силы ада, воскресил мёртвых, так и нынче венценосные Его полководцы с Его помощью сокрушают дерзость варваров". По сторонам от крестовидного углубления, среди херувимов и серафимов, находятся 10 правильной формы потайных контейнеров-ковчежцев c открывающимися дверками и предохранительными стеклянными рамками внутри. Они предназначались для хранения в них ценных реликвий из жизни Спасителя и Божией Матери, но в настоящее время ковчежцв пусты. По всему периметру ценной реликвии, имеющей в верхней ее части металлическую петлю для подвешивания, на ее боковых стенках и внизу находятся гравированные письменные и орнаментальные ленты.



Обратная сторона ставротеки

На всем позолоченном поле обратной стороны ставротеки, выгравированы две звезды и между ними большой патриарший крест, украшенный в основании листьями и усиками травянистого растения аканта, произрастающего в Средиземноморье.

В той же "Камере реликвий" у центральной его стены находится и большой крест-реликварий с уникальными святынями. Прежде, а именно до 1908 года, они хранились в десяти маленьких контейнерах-ковчежцах на византийской святыне. Одна из надписей на ней гласит, что изображения с перогодчатыми эмалями на реликвии были изготовлены при участии паракипеона, то есть верховного правителя Византии с 945 по 985 год, Василия Лакапина (или Лакапиноса, Лекапеноса; умер ок. 985). По одним данным, первоначально в ставротеке хранились: капли Святой Крови Спасителя на ткани; шип от Тернового венца; часть пеленок Богомладенца; фрагменты убруса для омовения ног и Плащаницы; части плата и пояса Богородицы; части льняного сукна из туники и багряницы Иисуса Христа; часть губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть волос и кровь Иоанна-Крестителя (2, с. 6).
В других источниках встречаются незначительные отличия. Так, на левой стороне византийского реликвария (сверху – вниз) хранились: части Тернового венца Спасителя; пеленок Богомладенца; "гробового покрова" Иисуса Христа (вероятно, имеется в виду не Плащаница, а "Sindon Munda" – т.е. погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте; либо ткань, покрывавшая мраморный Гроб Cпасителя. – Примечание А.Х.); частицы плата Божией Матери и пояса Пресвятой Девы Марии ( "от епископа фон Цела"). На правой стороне хранились частицы: багряницы Иисуса Христа; Плащаницы; губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть пояса Богородицы; часть волос Иоанна-Крестителя (См.:5).
Когда в 1835 году ставротека поступила в Лимбург, в ее ковчежцах находилось всего лишь семь реликвий. В течение ряда столетий некоторые из спрятанных в ставротеке реликвий изымались или обменивались на другие. История происхождения самих реликвий из Византиии до конца не изучена. Некоторые аналогичные реликвии находятся в Ахене, Корнелимюнстере и Кельне. В настоящее время десять реликвий "Лимбургской ставротеки" сохраняются за небольшими кристаллическими окошками в кресте-реликварии.
За окошком креста-реликвария хранится частица багряницы Спасителя. Фото из собрания епископства Лимбург
Он изготовлен в городе Фульда одним из самых известных церковных ювелиров Германии Вильгельмом Раушером (1864-1925), чьи литургические предметы – чаши, дарохранительницы и др. хранятся ныне в ризницах ряда крупных соборов европейских стран.
В "Камере реликвий" хранится и посох апостола Петра (вернее, только его часть, которую специально нарастили. – Примечание А.Х.), а также футляр для него, изготовленный трирскими церковными мастерами.

Посох длиною около 175 см имеет форму длинного жезла. Он состоит из полого и покрытого золотой фольгой деревянного вала, украшенного золотыми ожерельем и кольцом, а также сферическим навершием, украшенным драгоценными камнями, жемчугом и эмалевыми изображениями.

Навершие посоха апостола Петра
Около 980 года архиепископ Трирский Эгберт (ок. 950–993) распорядился украсить посох драгоценными камнями. Лучшие ювелиры Трира превратили эту ценную реликвию в одно из известных в Германии произведений церковно–ювелирного искусства, изготовленного в традициях Средневековья в областях Рейна и Мааса. Посох святого Петра как уникальная реликвия служил символом власти архиепископов Трира и, вероятно, они не использовали его в качестве обычного епископского посоха. Когда-то этот посох был целым, но в X-м веке его разделили на две одинаковые части, доставшиеся епископствам Кельна и Трира. Этим можно и объяснить, почему ныне в Германии хранятся два посоха апостола Петра в сокровищницах Домских соборов Кельна и Лимбурга. В Кельне хранится деревянный посох.

Об истории происхождения посоха апостола Петра рассказывает древняя немецкая легенда: апостол Петр послал своих учеников Евхария, Валерия и Матерна миссионерствовать в Галлии. Матерн скончался по дороге, а его спутники возвратились в Рим. ( Согласно другой версии, в Рим возвратился один Евхарий. – Примечание А.Х.). Узнав о случившемся, апостол Петр вручил ученикам свой деревянный посох, который миссионеры приложили к телу Матерна и воскресили его. Другой вариант предания гласит, что Матерн был воскрешен к жизни "странническим или дорожным посохом" апостола Петра. Легенды об этом посохе были широко известны в среде западных христиан, в том числе и польскому писателю Генриху Сенкевичу. Церковные предания вдохновили мастера пера на написание целого романа "Камо грядеши". Вспомним лишь один эпизод из этого литературного произведения.
…Pимские христиане очень боялись, что Петра подвергнут тяжелейшим пыткам и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Петр увидел идущего к нему навстречу Христа.
"…Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: "Христос! Христос!". И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика: "Quo vadis, Domine?"( Куда идешь, Господи? (Лат.)). До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:"Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие".
Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо: "Quo vadis, Domine?". "В Рим", – тихо отвечал апостол".
…Жившие в середине III века Евхарий и Валерий были первыми епископами Трира, а святой Матерн († около 328) стал первым епископом Кельна. Посох апостола Петра считался драгоценной реликвией для обоих епископств, которые не раз оспаривали между собой, где должен храниться апостольский посох. После его разделения часть посоха с навершием хранилась вплоть до 1802 года в ризнице Трирского собора , а потом он попал во владение герцогов Нассау. В середине 30– годов XIX века герцог Вильгельм I подарил знаменитый посох вместе с другими реликвиями основанному в Лимбурге епископству.


Если бы в Россию…
Другие залы Епархиального музея в Лимбурге представляет собою выставку богатых коллекций церковной утвари и предметов религиозного искусства германских ювелиров от Средневековья до XX-го века. Здесь выставлены полотна Ганса Гольбейна Старшего, представлены церковные композиции и произведения в стиле рококо и позднего барокко, средневековые реликварии-бюсты (без мощей), деревянные и терракотовые фигурные группы времен поздней готики и др. В музее проходят исторические и церковные выставки, а его посетителям предлагается принять участие в обсуждении современного искусства Церкви. Сокровищница и Епархиальный музей работают только с середины марта и до середины ноября. В зимние месяцы они закрыты для посетителей. Однако и в другие времена года здесь тоже нет очередей у кассы и у входа в музей. Автором этих строк замечено, что в летнее время в "Камере реликвий" и у витрины византийской ставротеки совсем немноголюдно. На собственном опыте проверено, что сразу же после открытия музея и в первой половине дня у Святого Креста можно, не торонясь, успеть прочитать вслух весь текст акафиста Честному и Животворящему Кресту Господня с молитвой "Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми…", а потом молча – "Слово прп. Ефрема Сирина на Честной и Животворящий Крест" и тебя, за редким исключением, никто из посетителей может вообще не потревожить. Другое дело, когда cреди дня музей посещает группа организованных паломников с экскурсоводом, но таких групп больше всего не здесь, а в Домском соборе, повествование об истории и уникальной архитектуре которого тоже заслуживает особого рассказа. 
…Однажды по завершении чтения акафиста у "Лимбургской ставротеки" у автора этих строк возникли такие мысли: "… Вот если бы с Божией помощью из Германии удалось доставить великую христианскую святыню для поклонения православным верующим в России! Окажись и я в центре торжеств в те исторические для Русской Церкви дни, cмог бы, например, простоять день и ночь в огромной очереди, чтобы позже хотя бы в течение нескольких секунд поглядеть на святыню и прочитать перед нею первые слова молитвы Святому Кресту?! Широко известный в церковном мире Фонд святого апостола Андрея Первозванного мог бы взяться за реализацию этой идеи – принесения в пределы Русской Православной Церкви византийской святыни, попытавшись для начала провести переговоры с известными инстанциями на территории Германии…". Именно эти размышления и побудили соотечественника взяться за перо и подготовить для читателей этот небольшой материал о святынях германского Лимбурга, в центре которых – ставротека из Константинополя с самыми знаменитыми в христианском мире частями Древа Честного Креста.

Литература:
Der Dom.Limburg an der Lahn.- .-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2013.
Domschatz und Diözesanmusem. Limburg an der Lahn.-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008.
B. Kreutz. Heinrich von Ulmen (ca. 1175–1234). Ein Kreuzfahrer zwischen Eifel und Mittelmeer. .В кн: Porträt einer europäischen Kernregion. Der Rhein-Maas-Raum in historischen Lebensbildern. Trier 2006, S. 80–91
Kloft M.-T. Dom und Domschatz in Limburg an der Lahn .- Limburg: Die Blauen Bücher, 2013.
Die Klosterruine Schtuben. – http://www.bremm.info/fl_xga.htm?/staurothek.htm
Ševčenko N. The Limburg Staurothek and its Relics // THYMIAMA. -Athens, 1994, P. 289- 294.


Домский собор в Лимбурге






Ставротека







Ставротека с выдвижной крышкой и ковчежцами-контейнерами








Руины замка в Ульмене, где первоначально хранилась ставротека из Константинополя







Руины монастыря Штубен






Руины бывшей Крестовой часовни в монастыре Штубен, где хранилась византийская реликвия







Обратная сторона ставротеки. Фото автора







Крест-реликварий






За окошком креста-реликвария хранится частица багряницы Спасителя. Фото из собрания епископства Лимбург







Посох апостола Петра с футляром-реликварием







Навершие посоха апостола Петра






Паломнический Центр при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви тел. +38-044-383-04-11 +38-044-383-04-22 +38-044-383-04-12 +38-050-265-55-42 (MTC) +38-097-545-42-55 (Киевстар) +38-098-126-49-10 (Билайн) факс +38-044-529-02-92 e-mail: pilgrimsua@gmail.com сайт: pilgrims.in.ua



Ваши отзывы, предложения, фотографии святых мест, дневники путешествия или статьи о паломничестве присылайте нам по адресу pilgrimsua@gmail.com или по почте. Ваши материалы будут опубликованы на нашем сайте (pilgrims.in.ua) в разделах «Отзывы о нас» и «Впечатления». Поделитесь рассказом о святыне с теми, кто еще на пути к ней!

ФИЛЬМЫ ПО ТЕМЕ

«Сокровища царицы Елены». Фильм!

«Сокровища царицы Елены». Фильм! Где хранится Терновый Венец, кем найден Хитон Спасителя и почему Плат Пресвятой Богородицы находится во Франции? Этим и другим вопросам посвящён документальный фильм-исследование о христианских святынях.

Ахен, или первая попытка объединения Европы. Неизвестная Европа

Ахен, или первая попытка объединения Европы. Неизвестная Европа Карл Великий собирает в новую столицу великие христианские святыни из Византии, Иерусалима и Рима.

 Людвиг Второй- безумие или стремление к святости.Неизвестная Европа

Людвиг Второй- безумие или стремление к святости.Неизвестная Европа В этой церкви собрано самое большое число святынь Баварии, в том числе мощи святых Косьмы и Дамиана, святой Екатерины, святого великомученика Пантелеимона.

САНДАЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА. Неизвестная Европа

САНДАЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА. Неизвестная Европа Особым благословением королю Пипину, первому Каролингу и его потомству, стал дар папы Захария - сандалия Господа Иисуса Христа.

Великие святыни Ахена

Великие святыни Ахена В Ахене постоянно пребывают cвятыни, доставленные из Иерусалима и Константинополя во времена правления Карла Великого: риза Приснодевы Марии, которая была на ней в ночь Рождества в Вифлееме; окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, бывшая на Нем во время крестных страданий; плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя; пеленки (пелены) Богомладенца Иисуса Христа.

СВЯТЫНИ ПО ТЕМЕ

Германия. Святыни Ахена

Германия. Святыни Ахена Для христиан всего мира Ахен дорог прежде всего тем, что здесь хранятся «четыре великие ахенские святыни», доставленные из Иерусалима и Константинополя и так называемые «три малые ахенские святыни».

Кафедральный собор св. Петра в Трире

Кафедральный собор св. Петра в Трире Трир является самый старым городом в Германии. Основанный в 16 году до нашей эры кайзером Августом, во времена Римской Империи он назывался Augusta Treverorum (Августа Треверорум) и был долгое время столицей ее западноевропейской части. Также Трир самым древним христианским городом Германии. Его называли Святым Городом. Именно в Трире правил первый христианский император святой и равноапостольный Константин.

Святыни Кельна

Святыни Кельна Визитной карточкой Кельна является Кельн-Дом – Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра. Его святыни являются ценностью для всего христианского мира планеты. Ведь именно здесь хранятся сокровища христианской веры, к которым ежедневно стремятся паломники со всего мира.

Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни

Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни В 2012 году к Хитону Господа, покоящемуся в городе Трире в Германии, состоится высокое паломничество – событие, которое происходит всего несколько раз в столетие. Удивительная история святыни.

Долина Мозеля, древний Трир и царица Елена

Долина Мозеля, древний Трир и царица Елена Ландшафт реки Мозель — одно из живописнейших мест Германии. Старые замки, монастыри, бесчисленные фахверковые домики и виноградники. Виноградарство — основное занятие в этом регионе. Но этот край богат не только красотами. Тысячи паломников едут сюда для поклонения Святыням.

«Трирская» часть мощей апостола Матфия

«Трирская» часть мощей апостола Матфия Приходская и аббатская церковь святого Евхариуса и святого Матфия на территории бенедиктинского монастыря в немецком городе Трире, где хранится значительная часть мощей святого апостола Матфия, является местом паломничества христиан не только Западной Европы. но и Восточной.

Христианские святыни Регенсбурга

Христианские святыни Регенсбурга Святому Бонифацию, которого издавна в Германии называют «апостолом немцев», удалось установить надзор Римской Церкви над обширными районами Германии, в том числе и в придунайских землях. Он продвинул свою миссионерскую деятельность и на территорию Баварии...

Христианские святыни Аугсбурга

Христианские святыни Аугсбурга Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI столетии. Но двумя веками ранее, по мнению историков, в городе уже была небольшая христианская община, члены которой приняли мученическую смерть во времена гонений императора Диоклетиана

Андехские святыни (Германия)

Андехские святыни (Германия) Бенедиктинский мужской монастырь Андехс расположен на вершине 700-метровой Святой горы, недалеко от озера Амерзе в Верхней Баварии. На площадке возле большого поклонного креста можно видеть монастырский сад целебных растений у подножия горы, разноцветные черепичные крыши крестьянских домов

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена Реликварий с десницей праведного Симеона По установившейся давней традиции, раз в семь лет в кафедральном соборе немецкого города Ахен выставляются для поклонения его знаменитые на весь мир христианские святыни из реликвария Пресвятой Богородицы

Баварский город на Дунае хранит мощи прмц. Евгении Римской

Баварский город на Дунае хранит мощи прмц. Евгении Римской Нойбург - не единственный баварский город на Дунае, где имеются великие христианские святыни.

КРЕСТ-РЕЛИКВАРИЙ В ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ОКРАИНЕ МЮНХЕНА

КРЕСТ-РЕЛИКВАРИЙ В ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ОКРАИНЕ МЮНХЕНА Позолоченный крест на зеленой маковке церковной колокольни виден уже при подъезде к городу. Эта колокольня с часами и сегодня служит своеобразным маяком для тех пилигримов, кто предпочитает по давнему обычаю только пешком и с молитвой совершать паломничество к христианским святыням.

Церковь Святого Михаила - Мюнхен

Церковь Святого Михаила - Мюнхен В самом центре баварской столицы воздвигнута церковь Святого Михаила. Она всего на шесть метров ниже знаменитой церкви Святого Петра в Риме. Она была в свое время одной из основных цитаделей Контрреформации.

СВЯТЫНИ ГЕРМАНСКОГО ЛИМБУРГА

СВЯТЫНИ ГЕРМАНСКОГО ЛИМБУРГА В статье рассказывается о знаменитой византийской святыне – "Лимбургской ставротеке" и ее Святом Кресте, посохе апостола Петра и других уникальных реликвиях, хранящихся в Святилище Домского собора и Епархиальном музее Лимбурга. Некоторые изложенные в этом материале сведения ранее не публиковались в российской печати.

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ч.1

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ч.1 В статье рассказывается о Мюнхенской Резиденции бывших королей в столице Баварии, где издавна хранятся мощи первых христианских и более поздних святых неразделенной Церкви. Читателям предлагается подробная информация обо всех 75-ти ценных реликвариях и о содержащихся в них святых мощах, находящихся ныне в витринах "Музея Резиденции" ("Residenzmuseum") в Мюнхене. В первой части автор объясняет, почему в прошлые столетия Мюнхен называли в народе "Баварским" или "вторым Римом" и как возрастала числом его богатая коллекция святых мощей.

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 2

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 2 Во второй части рассказывается о Музее Резиденции, где находится "Камера реликвий", в витринах которой выставлены ценные реликварии с мощами христианских святых. В некоторых из них хранятся также и мощи католических святых, о чем важно знать российским паломникам и посетителям музея. В статье идет речь о реликвариях с 1-го по 37-й.

 МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 3

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 3 В заключительной части рассказывается о церковных экспонатах и реликвариях с 39 по 74-й, хранящихся в "Камере реликвий" мюнхенского Музея Резиденции. Здесь же содержится информация и о мощах св. Иоанна Предтечи и сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, которые несколько веков назад находились в Московском Кремле.

Святыни Рождества и Голгофы. Ахен. Германия

Святыни Рождества и Голгофы. Ахен. Германия Четыре великие Ахенские святыни – символы Евангельского пути от Рождества до Голгофы – бережно хранятся в алтаре кафедрального собора города Ахена. Для них был изготовлен красивый золотой ковчег. Но почему они оказались именно здесь и какие именно это святыне об этом рассказывается в нашей статье.

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)