Участок для возведения монастыря был приобретен в 1870 году благодаря стараниям архимандрита Антонина (Капустина), великого труженика Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
При посадке деревьев для рощи будущего монастыря были обнаружены первые мозаики и гробницы, после чего в конце мая 1871 года начались археологические работы. За два года археологических исследований на участке были обнаружены погребальные пещеры, бюст Ирода Великого, различные предметы быта, а также мозаичные полы церквей византийского времени, датированные в VI-VII веками. Остатки пола выложенного мозаикой можно увидеть в часовне Иоанна Предтечи и в доме Архимандрита, где ныне располагается музей.
Фото 1880г.
Вскоре, после завершения раскопок, был построен приют для паломников, и началось строительство храма. Для возведения собора был приглашен итальянский архитектор Джан-Баттиста Бизелли. Архимандрит Антонина (Капустина) попросил исполнить храм в византийском стиле и называл его своей «маленькой Святой Софией». Строительство велось с декабря 1873 года по 1881 год, с приостановкой на время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Затянулось и освящение храма. Только в 1886г., после получения разрешения султана, храм был открыт для богослужений.
В южной части храма в отдельных мраморных киотах находятся привезенные из России чудотворные иконы Божией Матери: «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) и «Взыскание погибших». Здесь же расположены мощевики с частичками мощей разных святых.
Перед восточной абсидой, красивый белокаменный иконостас. Чертеж и проект к нему составлял сам отец Антонин в 1881 году.
Интересно, что на месте храма Вознесения существовал в V в. женский монастырь, об этом свидетельствовали раскопки. Перед солеёй в каменный пол по указанию отца Антонина вставлены части мраморных плит, которые также были обнаружены при раскопках.
Сам монастырь как структура был создан лишь в 1906г., при чем как женский, хотя Антонин предполагал основать здесь мужской монастырь. После утверждения женской общины стали строить новые корпуса, гостиницу, богадельню, открыли золотошвейную и иконописные мастерские.
В храме Вознесения похоронен его строитель — архимандрит Антонин.
У стены храма огорожен для поклонения камень, на котором стояла Божия Матерь во время Вознесения Господа, а также важнейшая монастырская святыня место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя.
Первое обретение. Второе обретение
После казни Иоанна Предтечи Иродом Четверовластником тело Крестителя Господня было тайно погребено учениками. Голову у себя спрятала одна из служанок Ирода, которая являлась тайной христианкой, а затем похоронила в загородном царском доме на Елеоне. Часовня стояла здесь уже в IV веке, её мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным) Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место, где была найдена честная глава Предтечи. Нынешняя часовня построена на месте древней IVв. на средства русской женщины-благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой.
Несомненно, украшением Иерусалимской застройки является «Русская свеча», так любовно прозвали в народе стройную колокольню монастыря. Построена она в стиле средневековых итальянских кампанил итальянским архитектором Антонио Лангодорки, хотя чертеж рисовал сам отец Антонин. И действительно, высокой свечей возвышается колокольня над святым городом и является самым высоким сооружением в Иерусалиме (64м). Колокол для нее был отлит в России и весит он 5 тонн.
За монастырскими корпусами находится дом начальника Русской Духовной Миссии; в нижнем этаже этого здания помещался музей древностей, собранных отцом Антонином. В северо-восточном углу участка поражает своей архитектурой длинное здание с плоской крышей. Здесь в 1907 г. при преемнике и продолжателе дела Антонина, архимандрите Леониде (Сенцове), было начато строительство большого соборного храма во имя Страшного Суда Господня, но события Первой мировой войны, а затем революции, положили конец постройки. Успели только достроить нижний храм во имя святого Филарета Милостивого, служащего ныне трапезной для монахинь обители
Колок перед установкой
Сегодня монастырь окружает со всех сторон плотная арабская застройка. Имеются два кладбища, масличная и сосновая рощи. Удивительно разнообразен национальный состав сестер: русские, палестинки, румынки, эстонки, немки и австралийки
Обитель находится под юрисдикцией Синода Зарубежной Русской Православной Церкви.