Украинская
Православная Церковь Священный Синод
Отдел внешних церковных связей
Паломнический Центр Железнодорожное шоссе, 3
Киев, 01103, Украина

тел.: +38044-383 04 11
+38044-383 04 12
+38044-383 04 22
MTC +38050-2655542
Kyivstar +38097-5454255
факс.:+38044-529 02 92

pilgrimsua@gmail.com

Мы в СоцСетях
orthodox.org.ua официальный сайт
Украинской Православной
Церкви
refresh
Ок
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 

Россия и Греция – время сближения

 [Печать страницы]
 
Чему славяне могут научиться у греков, а греки — у славян? Размышляет священник Димитрий Шишкин.


Я, наверное, до конца дней буду вспоминать своё недолгое, но радостное погружение в церковную жизнь Эллады в 2006 году. Для Греции это было время расцвета и материального, и духовного, и это особенно удивительно, потому что оба этих расцвета трудно сочетаемы в православном сознании. Но так было. Теперь этого нет. В смысле, материального благополучия, а в духовном отношении…

Почему-то мне кажется, что благословенная Эллада только приобретет от нынешнего кризиса то, чего ей, может быть, не хватало в реальности… Ту особенную собранность и трезвенность, которая как в человеке, так и в народе возникает не иначе, как в пору трудностей и испытаний и без которой немыслима полноценная духовная жизнь. Но сейчас я хочу говорить о другом. Я хочу говорить о нас — славянах и греках. О том духовном и культурном взаимообогащении, которое для нас возможно хоть и с оглядкой на прошлое, но в современности.

Когда прикасаешься к церковной жизни греков — очень живо чувство прикосновения к истокам… Это очень важно. Греки сохранили, как кажется, многое из того, что мы в силу разных причин утратили.

В отношении богослужебной жизни приведу один характерный пример, чтобы было понятнее, о чем я говорю. Как-то в греческом монастыре собирались служить литургию, и вот я, между прочим, поинтересовался, где в монастыре находится просфорня. Монах, которому я задал этот вопрос, удивился: Какая просфорня? — Ну, просфоры же нужны для богослужения? — пояснил я. — Конечно, — согласился монах, всё ещё не понимая, куда я клоню. — Так надо же их где-нибудь печь… — Ах, вот в чем дело! — улыбнулся собеседник. И пояснил, что в Греции просфоры, равно как и вино для литургии приносят в храм прихожане.

В городе, да и в селах есть пекарни, которые занимаются изготовлением просфор, и есть крупное предприятие NAMA, известное на всю Грецию, производящее вино исключительно для литургии и церковных нужд. Вино на заводах этого предприятия изготовляется со строгим соблюдением необходимых условий и технологий. К слову, я не знаю ни одного предприятия у нас в стране, которое занималось бы столь же ответственно и серьезно изготовлением вина исключительно для церковных нужд. И потому даже те лучшие вина, которые мы используем для богослужения, — увы, зачастую далеки от тех уставных требований, которые к церковному вину предъявляются. Но это так, к слову…

Главное о чем я хотел сказать — это то, что в Греческой церкви, несомненно, сохранилась древнейшая традиция принесения хлеба и вина для богослужения прихожанами. Собственно, слово «просфора» означает «приношение», и в контексте сказанного это слово приобретает особенное звучание. К слову, и наш, русский священник на проскомидии, вынимая частички из просфор, говорит: «Помяни Господи, принесших и их же ради принесоша!» — хоть никто ничего давно в наши храмы не приносит, кроме разве кровных своих копеечек и «плодов земных» для освящения. А ведь эта традиция «приношения» хлеба и вина для совершения литургии много говорит об участии прихожан в церковной жизни, об их ответственности и, кажется, очень желательно было бы потихоньку стремиться к возвращению к этой традиции.


Фото: mospat.ru
Другой немаловажный аспект церковной жизни в Греции — это отсутствие торговли в храме. Исключения если и есть, то они редки. Можно много говорить о причинах торговли в наших храмах. Но в любом случае надо признать, что «греческий» вариант более соответствует идеалу организации церковной жизни, чем реалии нашей действительности. Понятно, что всё не просто, но кто не согласится с тем, что к удалению торговли из храма надо стремиться? По крайней мере, «вынос» церковных лавок из храмов — это несомненная норма, которую греки сумели каким-то образом у себя сохранить.

Нравится мне у греков и ещё одна примечательная деталь в организации богослужебной жизни. Церковный притвор, который у нас в храме играет не совсем понятную роль «тамбура» — у греков, как правило, расширен до размеров вместительного помещения, в котором расположены иконы и подсвечники, на лотках лежат свечи, причем человек, приходящий в храм, сам кладет пожертвование — именно пожертвование, кто сколько сможет — в свечной ящик. На нем, правда, иногда бывает наклеен ярлык с «рекомендуемой» ценой. Но эта цена ни к чему не обязывает, а скорее напоминает, что производство свечей связано с финансовыми затратами.

Но главное что меня удивило — в самом храме подсвечников за редким исключением нет, и вот как мне объяснили это сами греки. Пусть в храм заходят те, кто хочет присутствовать именно на богослужении. И действительно, — в притворе всегда можно видеть множество народа. Люди заходят «поставить свечку», спеша на работу или по своим делам, но в сам храм заходят, как правило, те, кто пришли на службу. И потому в греческих храмах практически нет нашей привычной суеты, хождения и разговоров, «благочестивой торговли», — всего того, что, увы, стало уже неотъемлемой частью нашей церковной жизни. А ведь, согласитесь, это то, что можно и, кажется, нужно изживать, было бы только желание…

Отдельный разговор об организации приходской жизни в Греции. Я не вникал в механизмы этой организации, но внешнее её проявление вполне впечатляет. Всякий кто был в Греции, думаю, обращал внимание на удивительную сплоченность прихожан, на деятельное и живое участие каждого в церковной жизни. Я уже не говорю о пресловутых архондариках, когда после воскресной службы в любом, самом бедном храме прихожане собираются в специальном помещении, общаются в непринужденной обстановке, пьют кофе, обсуждают насущные вопросы жизни. И вот слово «непринужденность» здесь, как мне кажется ключевое, после церковности.

Я не знаю, как это объяснить, но вот именно эта непринужденность, естественность и подкупает более всего. Видно, что общность, единство для прихожан не ограничивается только присутствием на литургии, но распространяется на всю их жизнь. Как хорошо бы и нам прийти к этой общности жизни православных, крещеных людей, чувствующих ответственность за свой храм и жизнь своего прихода…

Еще одна серьезная тема — это отношение между священноначалием и паствой в нашей церкви и у греков. Знаете, честно скажу, это один из тех пунктов, который просто поразил, что называется, в самое сердце, когда я увидел — какие отношения, оказывается, могут существовать между правящим архиереем и остальными членами общины: клириками и прихожанами. Отношения эти являют изумительные примеры простоты и задушевности. Никакой натянутости, никакого «одеревенения» перед начальством, никакого испуга в глазах, никакого построения «во фрунт».

К митрополитам в Греции, как правило — именно как правило, относятся с простотой и любовью самой непосредственной, действительно как к отцу, без той необъяснимой «дистанции» которая зачастую незримо присутствует между нашими архиереями и «всеми остальными». Поверьте, я совсем не для того это говорю, чтобы осудить кого-нибудь. Упаси Бог! Но просто я в Греции впервые увидел митрополита, с которым можно поговорить просто, как с отцом. Понимаете — просто… И как этого не хватает у нас!

Почему — это тоже тема для отдельного разговора, и разговора непростого, потому что необходимость властности и суровости в обращении со стороны священноначалия может быть во многом вызвана и поведением самой паствы… Что греха таить, слишком часто у нас простодушие и открытость воспринимаются как слабость, которой можно и нужно воспользоваться. Увы… ведь это есть у нас, уж не знаю откуда — стремление любую ситуацию использовать своекорыстно, неумение ценить доверие, злоупотребление им. Вообще, нам на самом деле не хватает взаимной простоты, доверия и открытости в общении… Как не хватает!

Почему любой другой народ склонен к повседневному, если можно так сказать, «обыденному» единству, но только не мы? Почему мы так вероломны в отношении чужого доверия и открытости? Почему мы так часто готовы подвести друг друга и подвести, что называется, «по-крупному»?.. И не говорите мне, что этого нет… Господи, помоги нам преобразиться, измениться как народу, изжить те дурные черты, которые мешают полноте нашей жизни и, главным образом, жизни духовной!

Когда я попал в Грецию, стал знакомиться с её церковной жизнью — мной овладело чувство изумленного благоговения от прикосновения к какой-то особой духовности. Говоря «особой», я имею в виду традицию и не внешнюю только, но внутреннюю, глубокую, которую, несмотря на множество испытаний, греки сумели сохранить со времен глубочайшей древности, во многом, думаю, благодаря Афонскому братству.

Это было реальное и отчетливое чувство прикосновения к живым истокам, к той самой «живой воде», от которой и наш народ некогда испил и продолжает пить, несмотря на все испытания и беды. В основе своей этот особенный дух есть то, что роднит наши народы, и это так радостно! Но с другой стороны (более внешней, практической), за столетия мы — и греки в своей жизни, и славяне в своей — приобрели много как положительного, так и отрицательного. И вот, как кажется, наступает время такой благословенной «ревизии», которая многие века была просто немыслима. Наступает время, когда мы можем сознательно и спокойно, доброжелательно вглядевшись друг в друга, разобраться в том, что мы приобрели ценного в согласии с духом истины, а что привилось в нашей жизни, в том числе и церковной — этому духу чуждого.

У греков меня, прежде всего, поразило то, что можно назвать умением быть свободными. И, может быть, впервые я задумался серьезно о том, насколько это непросто. Вот ведь удивительно! Когда видишь монастыри, от которых не веет суровой властностью, насупленным ригоризмом и «благочестивым» начетничеством… когда видишь, что люди имеют свободу выбора и выбирают сознательно благо — это, честное слово, вызывает уважение, потому что понимаешь с горечью, что в подобных же условиях мы, возможно, совершили бы иной выбор.

Увы, но это правда, мы как-то особенно склонны к злоупотреблению свободой! И из этого делаешь изумительный и горький для нас вывод — что мы во многом всё ещё, увы, несвободны, несмотря на всю кажущуюся «раскованность» наших порядков и нравов. Начинаешь понимать, что истинная свобода неразлучно связана с чувством ответственности за свой выбор и со способностью этот выбор совершать самостоятельно во благо, а не во вред своей душе.

Я не знаю, как это объяснить, но наша «истовая» суровость и «исконная» властность, может быть, именно и связаны во многом с нашей неспособностью быть свободными в духовном и нравственном смысле. И эта несвобода внутренняя, кажется, есть то, что нам нужно изживать в себе в первую очередь. И, напротив, внутренняя свобода в подлинной любви к благочестию — это то, чему нам в первую очередь можно и нужно поучиться у греков. Эта внутренняя свобода, её благоуханная красота, кажется, и есть та изначальная красота, за которую наш народ так полюбил православную веру. И может быть, утрата этой внутренней свободы повлекла за собой те многие и горькие события, последствия которых мы «расхлебываем» до сих пор.

Но и грекам, я думаю, есть от чего «отгребаться», и это даже не моё частное мнение, а мнение неоднократно в той или иной форме высказываемое самими греками. Речь идёт о некоторой ущербности… об обратной стороне свободы, об утрате строгости, собранности и уклонении в то, что можно назвать вольностью и расслабленностью. И если можно говорить о главном соблазне греческой церковности, то это именно соблазн вольности — пережитка свободы, не замечаемого, увы, иногда, как вообще трудно бывает заметить момент, когда добродетель в силу утраты бдительности, переходит в свою противоположность.

Сегодня Господь как бы предоставляет каждому из наших народов удивительную возможность взглянуть на себя со стороны, причем со стороны народа единоверческого, доброжелательного и способного видеть в нас то, что мы сами в себе видеть не можем. Удивительное время, и удивительная возможность, пренебрегать которой нельзя!

Когда из леса выходят два человека, они осматривают друг друга на предмет наличия всевозможных репяхов и сора, приставшего к одежде. Вот и мы таких «репяхов» нацепляли немало на собственные спины, по крайней мере, за последние триста лет. Россия — в своей секулярности социальной, Греция — в секулярности, если можно так сказать, гуманистической. И тот, и другой соблазн пришел к нам из глубин европейского мучительного «самокопания», от прискорбного, но всё более очевидного отделения европейского сознания от Бога, желания утвердиться в самом себе.

В России, с присущей ей суровостью, этот соблазн и принял суровые и даже жестокие формы в 20-м веке, а в Греции, с присущей ей любовью к свободе — этот соблазн принял формы расслабленности и излишней вольности, плотоугодия, если хотите. И, может быть, в том материальном кризисе, который постиг греков, и в том разгуле «свободы», который переживаем мы — для нас и заключается возможность познать с одной стороны пользу воздержания и скорбей, а с другой — необходимость личной нравственной ответственности в условиях любой, пусть даже самой широкой «свободы».

Думаю, любой, кто хоть немного следит за новостями церковной жизни, обращает внимание на оживление отношений, на сближение между нашими народами в последнее время, и именно в сфере духовной жизни. К нам из Греции прибывают для поклонения величайшие святыни, но и нам есть чем порадовать братский народ. К слову, та двухмесячная поездка, благодаря которой и появился этот текст, была связана с пребыванием в Греции иконы и частицы мощей святителя и исповедника Луки.

Немногие знают, что последние 16 лет своей жизни святитель прослужил в храме, до войны бывшем греческим. И есть слова святителя, добрые слова, сказанные о греческом народе, о его отношении к церковной жизни. И эти слова, между прочим, были сказаны тогда, когда 14000 греков были депортированы из Крыма, и любое упоминание об этом народе было, мягко говоря, нежелательным. Но архиепископ Лука всегда говорил прямо то, что считал нужным, и то, что исходило из его любящего сердца, и в этом — он весь.

Несколько десятилетий спустя греческий народ откликнулся на эту любовь таким благодарным и широким почитанием святителя, что оно, соединившись с почитанием святого исповедника на Руси, несомненно, открыло новую страницу в духовной, нравственной жизни наших народов.

И если раньше у наших народов не было возможности общаться так тесно как сейчас, то в последнее время мы видим всё большее оживление такого общения: не формального, а искреннего, открытого в лучшем значении этого слова, в значении готовности и желания меняться к лучшему. И это свидетельствует об обоюдной способности смотреть на свою жизнь, на свое историческое прошлое критически и непредвзято. Удивительное время! И удивительно благоуханные оно может принести плоды даже в значении и охвате православия вселенского. Дай-то Бог!

Источник Православие и мир

ФИЛЬМЫ ПО ТЕМЕ

Греция глазами паломника. Фильм "Країна Краси і Духа"

Греция глазами паломника. Фильм "Країна Краси і Духа" Каждая пядь этой земли несет память о славном прошлом, полном духом мифов и легенд. А еще сегодня Греция - одна из стран, где наиболее берегут веру Христову.

Варлаам. Обитель Всех Святых (Греция, Метеоры)

Варлаам. Обитель Всех Святых (Греция, Метеоры) Этот фильм – паломничество к одному из метеорских монастырей. Тут спокойно и тихо. С искренним сердцем можно прикоснуться к давним православным традициям и святости этого удивительного места.

Большие Метеоры. Обитель Преображения (Греция)

Большие Метеоры. Обитель Преображения (Греция) Речь идет о событиях давних времен, когда преподобный Афанасий решил создать монашескую общину на подобии Афонских монастырей. Первые сооружения монастыря Преображения Господнего, известного также как «Большие Метеоры»

Святой остров Патмос

Святой остров Патмос История Греции неразрывно связана с ее множественными островами. Но Патмос среди десятков островов – особенный.

Русану. Обитель святой Варвары (Греция, Метеоры)

Русану. Обитель святой Варвары (Греция, Метеоры) Этот фильм рассказывает об истории монастыря св. Варвары. Еще в середине ХХ в. Здесь в полном одиночестве жила одна благочестивая монахиня Евсевия.

Обитель святого Стефана (Греция, Метеоры)

Обитель святого Стефана (Греция, Метеоры) Рассказ об обители святого Стефана, женский монастырь, который на самому краю неба выглядит маленькой игрушкой в каменной ладони монолитной скалы.

Небесная республика (Греция, Метеоры)

Небесная республика (Греция, Метеоры) Фильм рассказывает об истории заселения неприступных скал Метеор, когда в едином желании безустальные монахи объединялись в монастырские братские общины, чтобы творить общую молитву на благо человечества.

Покровитель Средиземноморья (свт. Спиридон Тримифунтский)

Покровитель Средиземноморья (свт. Спиридон Тримифунтский) Остров Керкира… Благодатный край, уголок живописной природы, место, выбранное Тримифунтским чудотворцем.

Греция: следуя за апостолами

Греция: следуя за апостолами Греция... Каждого ее кусочка земли касались ноги тех, кого позвал на служение Сам Иисус.

Острів Крит. Історія й сьогодення

Острів Крит. Історія й сьогодення Доторкніться до глибин історії Криту у програмі "Острів Крит. Історія й сьогодення".

Метеори.Греція

Метеори.Греція Ці монастирі розташувалися на висоті 300 метрів над рівнем моря. Вони - одна з найголовніших святинь Православ'я.

Планета Православия 9 Турция, Кипр

Планета Православия 9 Турция, Кипр Православная Церковь в Турции и на Кипре. 9-й фильм из цикла

СВЯТЫНИ ПО ТЕМЕ

Патмос – остров откровения

Патмос – остров откровения Здесь человечеству было открыто, что мир, каким мы его знаем, когда-то прекратит существование и само время остановит свой бег. Слова Божественного Откровения Господь открыл своему апостолу – Иоанну Богослову.

Панагия Фанеромени из Миханьоны

Панагия Фанеромени из Миханьоны Среди икон Божией Матери, почитаемых в Греции, известна и икона Богородицы Явленной, из Миханьоны (της Παναγίας Φανερωμένης, η Μηχανιώτισσα).

Монастырь Успения Богородицы в Панораме

Монастырь Успения Богородицы в Панораме Место для первой церкви определилось само собой, когда среди камней, которые использовали для строительства домов, была найдена старинная мраморная плита с вырезанным на ней крестом, а совсем рядом в корнях одного из деревьев обнаружился бивший из-под земли ключ.

Монастырь иконы Божией Матери «Икосифинисса»

Монастырь иконы Божией Матери «Икосифинисса» На расстоянии 35 км. от Кавалы (Северо-Восточная Греция) в дивном лесу на склонах горного массива Пангео на высоте 753 метров над уровнем моря расположился монастырь Богородицы Икосифиниссы. Название свое он получил по имени чудотворной иконы Божией Матери, почитаемой верующими как Скоропослушница. Поклониться иконе в монастырь стекаются паломники не только со всей Греции и но и со всего мира.

ВЕРИЯ – город благомысленный

ВЕРИЯ – город благомысленный Три раза пересекал Павел с соратниками Балканский полуостров, с севера на юг и с юга на север, направляя свои стопы туда, куда указывал Господь. Пути апостола пролегали и через Верию – в те годы второй по значению (после Фессалоники) город римской провинции Македония Первая (Macedonia Prima).

Благая весть с острова Тинос

Благая весть с острова Тинос Благая весть о чудесах почти двести лет летит по всему миру с греческого острова Тинос, где в 1823 году была явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы Благовещение или, как её еще называют, Мегало?хари - Великое Радование.

Краткая история Салоник

Краткая история Салоник В то время, когда столицей Империи стал Константинополь, Салоникам было уже пятьсот лет. Город известен не только как памятник древности и крупный современный центр, но и как город апостолов

Храмы Салоник

Храмы Салоник "Золотые ворота христианства" – так назвал Апостол Павел Салоники. Именно этот город был избран Апостолом в 50 году местом, где он построил первый храм и где начал проповедовать новую религию. Именно отсюда христианство начало распространяться по Европе, и именно жителям Салоников проповедник посвятил два стиха, вошедших в "Новый завет" –

 Святой Спиридон обходит свои владения на острове Корфу

Святой Спиридон обходит свои владения на острове Корфу Корфу (Керкира) — самый северный и самый зеленый из греческих островов. Сюда едут ради чистейшего моря, красивейших пейзажей, удивительно гостеприимной атмосферы. Но не только. На Корфу хранятся мощи величайшего Божьего угодника — святителя Спиридона Тримифунтского.

Патры и Эйон

Патры и Эйон Город Патры, расположенный на севере полуострова Пелопоннес, был колонизован римлянами в 31 году до Рождества Христова и быстро превратился в процветающий центр торговли. В христианской истории он известен как место мученической кончины святого Андрея, брата святого Петра, одного из двенадцати апостолов Христа.

Россия и Греция – время сближения

Россия и Греция – время сближения Чему славяне могут научиться у греков, а греки — у славян? Размышляет священник Димитрий Шишкин.

Чудотворная икона Божей Матери Великое Радование, о. Тинос

Чудотворная икона Божей Матери Великое Радование, о. Тинос В 1822 году одной из монахинь обители Кехровуниу на острове Тинос, сестре Пелагии, явилась Матерь Божия, повелев передать местному духовенству, что пришло время взять из земли чудотворную икону, которая спрятана на том месте, где раньше стоял храм,

Святыни Греции (кратко)

Святыни Греции (кратко) Паломничество по святым местам всегда считалось одной из самых почитаемых традиций нашего народа. Истинные верующие отправлялись в путь, чтобы поклониться значимым христианским святыням, получить благословение в своих начинания и почтить память предков. На сегодня паломничество не утратило своей актуальности, и многие наши соотечественники стремятся посетить христианские святыни Греции, поскольку эта страна является настоящим оплотом православия. Именно здесь были возведены первые храмы и основаны многие духовные традиции

Ландшафты Пелопоннеса

Ландшафты Пелопоннеса Пелопоннес - полуостров в виде ладони в южной части Греции. Его так называемые «пальцы» указывают в сторону Крита и Киклад. Здесь можно снимать восхитительные мелодрамы: в районе полуночи каждый из этих «пальцев» приобретает собственный уникальный шарм.

Афины. Что посмотреть

Афины. Что посмотреть Афины - столица греческого государства, которая для всего мира является символом искусства и демократии. Огромный город с 5-миллионным населением представляет собой необычайно гармоничное место встречи древности и современности. Один из самых красивых городов Греции очаровывает гостей особой атмосферой свободы и обилием исторических и культурных ценностей. На отдых в Афинах нужно потратить хотя бы несколько дней, чтобы в полной мере прочувствовать дух города и посетить наиболее значимые достопримечательности.

Корфу остров свт. Спиридона  Тримифунтского

Корфу остров свт. Спиридона Тримифунтского В наши дни Корфу хорошо известен православным христианам как место упокоения мощей покровителя острова святителя Спиридона Тримифунтского, кипрского епископа IV века, святой Императрицы Константинопольской Феодоры, запретившей ико­ноборчество, и святых Иассона и Сосипатра, двоих из числа семи­десяти апостолов Господа, посланных Им на проповедь Евангелия.

Этот день в православном мире


О паломничестве


"Паломничество, будучи одним из аспектов духовной деятельности Церкви, уходящим корнями в глубокую древность, представляет собой форму богопочитания и является реализацией духовной потребности паствы в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Православных Церквей как выражении единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов."


п.1. "Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви" (принят Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г., журнал №65)